shkolakz.ru 1

Цель-повышение квалификации. Подходы к обучению учителей непосредственно в школе



Н
. Немова, кандидат педагогических наук, доцент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования


Подбор кадров, особенно в нынешних условиях, - дело довольно трудное. Далеко не всегда удается найти именно тех специалистов, которые требуются вашей школе. Кто-то не устраивает по уровню своей квалификации, а у кого-то иная специализация. Даже опытным педагогам, мастерам своего дела, нужна адаптация для того, чтобы включиться в школьную жизнь. Чаще всего выбор оказывается небольшим и приходится брать даже тех, кто не соответствует нашим требованиям. выход из этой ситуации только один: учить педагогов непосредственно в школе. Но кого именно и как?


Обучение необходимо в трех случаях: при адаптации, по итогам аттестации, при осуществлении изменений. Обучение при адаптации проводится при внутренних и внешних перемещениях кадров. Например, в школу пришел новый учитель. Бывает, что требуется не только повысить до нужного уровня его квалификацию, но и помочь новичку усвоить нормы, традиции, требования коллектива. Обучение по итогам аттестации проводится в

целях устранения выявленных недостатков и повышения квалификационных разрядов. Ну а при внедрении тех или иных новаций появляется необходимость не просто повысить квалификацию, но и во многом переподготовить наши кадры.

Заметим, что обучение непосредственно в школьных стенах отражается на всей деятельности педагогического коллектива, поскольку в наибольшей степени, нежели другие формы повышения квалификации, ориентировано на решение первостепенных проблем, стоящих перед школой. Оно способствует развитию педагогического коллектива, выработке единых ценностных ориентации, стимулирует учителей на достижение высоких результатов в учебно-воспитательной и инновационной деятельности. И еще - делает коллектив более дружным, сработавшимся.


Условия подготовки и организации

Как же построить систему эффективного обучения? Каким требованиям оно должно отвечать?

Быть ориентированным на актуальные проблемы практической деятельности.

Учителя должны понимать его задачи и цели.

Проходить в активных формах или непосредственно на рабочем месте. Наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач: разработкой новых программ, конструированием уроков с использованием новых технологий. Формами такого обучения могут быть педагогические мастерские, организуемые самими учителями, мастер-классы.

Необходимо поддерживать стремления учителей к новым знаниям и применению их на практике. Обучение должно сопровождаться мотивирующим контролем и вознаграждением за успехи. Проводить его надо в удобное для учителей время, не допуская дополнительных перегрузок.

В школе должна быть создана профессиональная среда и особая организационная культура, поддерживающая всех, кто стремится повысить квалификацию. Обучение кадров включает в себя ряд этапов. Во-первых, необходимо определить потребности в обучении и ресурсы для его организации, во-вторых, составить план и программу. Затем - реализация учебной программы и, наконец, оценка результатов. Потенциальными категориями, нуждающимися в обучении, являются, как уже говорилось выше, вновь прибывшие и перемещенные на новые должности работники, учителя, имеющие замечания по итогам текущей оценки и итоговой аттестации, и, наконец, участники инновационных процессов. Но перед тем, как перейти к разработке планов и программ обучения, необходимо проанализировать наличие возможностей. Самый дефицитный ресурс - время, поскольку все проходит в рабочее время и отвлекает учителей от выполнения основных функций. Здесь вам предстоит решить непростую проблему: сколько времени и когда можно потратить на обучение как самим обучаемым, так и тем, кто проводит занятия.


Затем определяются цели обучения. Под ними мы понимаем конкретный и измеримый результат, определенный во времени, а также соответствующий возможностям и потребностям педагогов. Наконец, разрабатываются планы повышения квалификации и соответствующие им программы. И здесь возникает еще одна проблема: наличие специалистов, ответственных за проведение обучения и контроль за его результатами.

Как определить потребности?

Мы настолько привыкли к тому, что система методической работы является обязательным атрибутом школы, что перестали задумываться, а нужна ли она и как определять потребности кадров в обучении? Подчас темы семинаров и педагогических чтений выбираются руководителями в угоду модным веяниям и требованиям органов управления, но мало отвечают насущным интересам той или иной школы. Обучение кадров необходимо в том случае, если в этом есть реальная потребность. Но объективная потребность в обучении и потребность учителя - это не одно и то же. Потребность - это недостаток в чем-либо, который не всегда осознается самим человеком. Учитель испытывает потребность в обучении, когда искренне считает, что причина его проблем и затруднений не плохие условия работы или неспособность учеников, а отсутствие или неполнота собственных профессиональных знаний. Например, он не знает, как добиться дисциплины в классе, или не умеет работать со слабыми учащимися, заинтересовывать их учебой и т.п. Выявить истинные потребности учителей в обучении можно с помощью анализа данных, полученных в ходе опроса. Вот фрагмент примерной анкеты для такого опроса.

Опросник для выявления потребности в обучении

1. Насколько успешно вам удается решать педагогические задачи, которые ставит перед вами школа?

а) полностью; б) в основном успешно; в) справляюсь с поставленными задачами лишь частично; г) не справляюсь с поставленными задачами.


2. Насколько вы удовлетворены оценкой администрацией вашей работы в школе?

а) удовлетворен полностью; б) в основном удовлетворен; в) доволен лишь отчасти; г) недоволен оценкой моей работы.

3. Решение каких из перечисленных ниже задач является для вас наиболее важным?

(Перечисляются все задачи, которые педагоги школы могут гипотетически считать для себя актуальными, в том числе и те, которые ставятся администрацией школы).

4. Насколько вы уверены, что обучение, проводимое администрацией, поможет вам улучшить результаты педагогической деятельности?

а) уверен полностью; б) сомневаюсь, что обучение повлияет на мои результаты; в) не уверен, что предлагаемые формы обучения будут для меня полезны; г) затрудняюсь ответить.

5. Могут ли быть у вас отрицательные последствия в случае, если вы

откажетесь от обучения?

а) да; б) скорее, да; в) скорее, нет; г) нет; д) затрудняюсь ответить.

6. Чем для вас является обучение? Выделите все требуемые ответы. а) обязанностью; б) наградой, поощрением; в) необходимостью для хорошей работы; г) источником получения новой информации;

д) фактором личностного развития; е) нормой, принадлежностью трудового процесса; ж) интересным занятием; з) другое; и) затрудняюсь ответить.

7. Какие из нижеперечисленных педагогических проблем вы рассчитываете решить с помощью обучения? (Перечисляются проблемы, которые для педагогов школы гипотетически являются актуальными, а также те, которые решаются всей школой).

8. Что мешает вам повышать свою квалификацию? (Перечисляются внешние факторы, гипотетически мешающие обучению в условиях организации).


Подобный опрос поможет выявить, является ли понимание необходимости в обучении внутренней потребностью самого учителя или эта потребность простимулирована внешними факторами - требованиями, оценкой администрации и педколлектива. Насколько устойчивый характер носит эта потребность, в какой степени собственные потребности учителей совпадают с тем, что считает нужным администрация. Если потребности учителей сформированы недостаточно и отношение к своему профессиональному совершенствованию носит формальный характер, администрации предстоит преодолеть серьезное сопротивление и решить задачу мотивации.

Управление и подведение итогов

Для успешной организации обучения нам нужны люди, которые и будут проводить эту работу. Это методисты, наставники, приглашенные преподаватели. Формы обучения - педагогические мастерские, школы передового опыта и молодого учителя. А за управление процессом обуче-ния обычно отвечают директор школы и его заместители по учебно-воспитательной работе. В последние годы в школе появились новые фигуры: заместители директора по научно-методической работе, по работе с персоналом. Вместе с ними участвуют и методические объединения, кафедры, лаборатории.

Как же оценить результаты обучения? Будем помнить, что оно выполняет чисто практические задачи: подготовить учителей и воспитателей к качественному выполнению своих функций, к эффективной работе по достижению целей, которые стоят перед школой. Результатами обучения можно считать готовность учителя успешно решать свои профессиональные задачи. А она предполагает наличие специальных профессиональных знаний и умений, желание приступить к работе и использовать полученные знания на практике, стремление к профессиональному росту и развитию. Вот ряд вопросов, которые можно использовать для оценки результатов обучения при введении новых технологий.

Анкета для опроса учителей о результативности изучения курса «Новые технологии обучения школьников. Обучение в сотрудничестве»


1. Испытывали ли вы ранее, еще до обучения, недостаток знаний по этому курсу?

а) не имел знаний вообще; б) имел общее представление; в) имел неполные знания; г) обладал достаточно полными знаниями; д) имел все необходимые знания.

2. Насколько вы удовлетворены результатами своего обучения? а) учили тому, что нужно, и так, как нужно; б) учили тому, что нужно, но не так; в) учили не тому, что нужно, но хорошо; г) учили не тому, что нужно, и не так.

3. Как вы оцениваете уровень полученных вами профессиональных знаний и умений? а) очень высокий; б) высокий; в) средний; г) низкий; д) затрудняюсь ответить.

4. Считаете ли вы, что полученные при обучении знания достаточны для введения новой технологии в практику своей работы? а) достаточны; б) в основном достаточны, остальное можно приобрести по ходу работы; в) неполные, это будет мешать хорошей работе; г) недостаточно, чтобы приступить к работе.

5. Насколько вы уверены в успешности применения полученных знаний на практике?

а) полностью уверен; б) в основном уверен; в) скорее, неуверен;

г) абсолютно не уверен; д) затрудняюсь ответить.

6. Считаете ли вы, что полученные при обучении знания помогут

вам успешно решить следующие профессиональные задачи:





7. Каким было ваше отношение к новой технологии до обучения?

а) считал ее бесполезной; б) были сомнения в необходимости использования; в) были сомнения в возможности применения; г) был интерес; д) был уверен в ее эффективности и необходимости использования на практике; е) затрудняюсь ответить.


8. Как вы относитесь к предлагаемой технологии после прохождения обучения?

а) считаю бесполезной; б) есть сомнения в необходимости использования; в) есть сомнения в возможности применения; г) есть интерес; д) есть уверенность в ее эффективности и необходимости использования на практике; е) затрудняюсь ответить.

Очень важно правильно интерпретировать результаты проведенного опроса. Отношение к обучению может зависеть от первоначального уровня подготовки (первый вопрос), от отношения к вводимой технологии (седьмой вопрос). Четвертый и пятый вопросы связаны между собой. Пятый содержит перечень конкретных знаний, необходимых для использования технологии на практике. Шестой и восьмой вопросы указывают на степень сформированности мотива использовать новую технологию в преподавании. Обучение по итогам аттестации нацелено на стимулирование профессионального роста учителей и устранение недостатков. Выявить его результативность помогут такие вопросы.

Анкета для опроса о результативности обучения по итогом аттестации

1. Какие замечания вы имели по итогам аттестации?

а) не имел замечаний вообще; б) имел незначительные замечания;

в) имел серьезные замечания;

2. Насколько вы удовлетворены помощью, которая была оказана вам администрацией школы для устранения имеющихся замечаний? а) удовлетворен полностью; б) удовлетворен в основном; в) удовлетворен частично; г) не удовлетворен.

3. Намерены ли вы в настоящее время подавать заявление на получение более высокого разряда? а) да; б) скорее, да; в) скорее, нет; г) нет; д) затрудняюсь ответить.

4. Насколько вы уверены в успешности новой аттестации?


а) полностью уверен; б) в основном уверен; в) скорее, не уверен;

г) абсолютно не уверен; д) затрудняюсь ответить.

5. Считаете ли вы, что полученные при обучении знания помогут

вам при прохождении аттестации?

а) да; б) скорее, да; в) скорее, нет; г) нет; д) затрудняюсь ответить.

Определение результатов не означает конца работы. Выявляются новые потребности, и возникают новые темы занятий и формы их проведения.

© Журнал «Директор школы», №6, 1998