shkolakz.ru 1


Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф


«Утверждаю»

Заведующий кафедрой

к.м.н., доцент Калоев А. Д.

«___» ____________ 200_ г.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студентов

по учебной дисциплине “Медицина катастроф”

студентов 4 курса стоматологического и 5-х курсов лечебного и педиатрического факультетов.

ТЕМА №37: “Медицинская защита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях”.


Обсуждена на заседании кафедры

«___» _____________ 200_ г.

Протокол №____

Ставрополь, 200_ г.


  1. Тема: “Медицинская защита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях”.

  2. Актуальность темы:

Эффективность защиты населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях (ЧС) достигается использованием различных организационных, инженерно-технических и специальных (в том числе медицинских) мероприятий с учетом особенностей воздействия поражающего фактора ЧС. При этом мероприятия медицинской защиты проводится практически при всех ЧС.

  1. Учебные вопросы:

  1. Определение и мероприятия медицинской защиты

  2. Медицинские средства защиты и правила их использования

  3. Табельные медицинские средства индивидуальной защиты

  1. Учебные и воспитательные цели:
    1. Общая цель занятия: на практическом занятии, посвящённом медицинской защите населения и спасателей в ЧС, студенты должны уяснить необходимость наличия средств индивидуальной защиты, предъявляемые к ним требования и правила их применения.


    2. Частные цели занятия: в результате практического занятия студенты должны:

  • знать разновидности медицинских средств индивидуальной защиты, а также, какие препараты и в каких дозах применяются при различных видах поражающих факторах;

  • уметь пользоваться аптечкой индивидуальной, правильно выполнять наложение асептических повязок с помощью индивидуального перевязочного пакета, проводить частичную специальную обработку с помощью различных модификаций индивидуального противохимического пакета;

  • ознакомиться со средствами, повышающими устойчивость организма к воздействию высоких и низких температур.

  1. Схема интегративных связей

Для подготовки к данному занятию студентам полезно будет освежить в памяти знания по фармакологии, прочитать материалы по токсикологии и применении средств индивидуальной защиты в системе медицинской службы гражданской обороны РФ об особенностях поражающих факторов при ЧС радиационного, химического и бактериологического характера. Также вспомнить элементы десмургии.

  1. Постановка задач для самостоятельной работы студентов в учебное время:

Мероприятия по медицинской защите.

  • Продумать, какие службы проводят мероприятия по медицинской защите.

  • Какая служба проводит санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия по предупреждению или снижению отрицательного воздействия поражающих факторов

  • Как Вы считаете, какие структуры принимают участие в психологической подготовке населения и спасателей

Медицинские средства защиты и правила их использования

  • Поймите особенности требований к МСИЗ

  • Оцените причины этих требований с экономической и медицинской точки зрения
  • Каков механизм действия препаратов, входящих во все 3 группы медицинских средств противорадиационной защиты?


  • Каковы механизмы действия антидотов?

Табельные медицинские средства индивидуальной защиты

  • В чём заключаются отличия гражданской аптечки индивидуальной от общевойсковой?

  • Назовите принципиальные отличия между ИПП-8, 10 и 11.

  • Можно ли накладывать пакет перевязочный индивидуальный на ожоговую поверхность?

  • Запомните такую группу препаратов, как термопротекторы и механизм их действия

  • Фригопротекторы – усвойте основные пути их фармакологической коррекции состояний, связанных с переохлаждением.

  1. Рекомендуемая литература:

а) Обязательная:

  • “Медицина катастроф – организационные вопросы ” – И. И. Сахно, В. И. Сахно. Москва, 2002 г.

б) Дополнительная:

  • Положение о резерве медицинского имущества службы медицины катастроф Минздрава России. М., 1998.

  • Оказание медицинской помощи пораженным при радиа­ционных авариях на догоспитальном этапе: Пособие для вра­чей. М.: ВЦМК «Защита», 1999.

  • Психиатрическая помощь пораженным с соматопсихическими нарушениями в чрезвычайной ситуации: Пособие для врачей. М.: ВЦМК «Защита», 2000.

  • Первоочередные медико-гигиенические мероприятия при радиационной аварии: Пособие. М.: ВЦМК «Защита», 1997г.

  1. Контрольные вопросы к теме, тесты и аннотация находятся в приложениях №1, 2 и 3 к данной методической разработке.


ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:

  1. При подготовке к данному занятию

Проработайте учебный материал ранее изученных дисциплин – это поможет вам лучше ориентироваться в программе данного занятия. Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на правила и особенности применения МСИЗ при различных видах ЧС. При необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение №3). Решите тестовые задания по теме №2 (приложение №2 методической разработки для студентов, тема №2, занятие 2).


Данное занятие имеет особое значение для вас по овладению базовыми знаниями и навыками в использовании МСИЗ, что является неотъемлемой частью вашего багажа знаний, как будущих медиков.


  1. По выполнению программы учебного занятия

При отработке первого учебного вопроса занятия от вас требуется внимательно слушать преподавателя, участвовать в дискуссии. Законспектировать мероприятия по медицинской защите.

При отработке второго учебного вопроса занятия отвечайте на задаваемые вопросы, выполняйте поставленные задачи письменно – как на доске, так и в своих тетрадях. Законспектируйте основные требования к МСИЗ.

При отработке третьего учебного вопроса занятия внимательно рассмотрите и изучите выданные вам аптечки индивидуальные, индивидуальные противохимические и перевязочные пакеты, попутно слушая преподавателя, отвечая на его вопросы и выполняя поставленные задачи.

  1. При проведении заключительной части учебного занятия

Письменно ответьте на контрольные вопросы по пройденной теме (приложение №1 данной методической разработки). Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий. Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем.


Методическая разработка составлена Старшим преподавателем _________ Нефёдовым В. Г. Преподавателем ________ Ярошкевичем В.А. «___» ____________ 200_ г. Ставрополь, 200_ г.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Вопросы для контроля:

  1. Дать определение понятию “медицинская защита”

  2. Перечислить мероприятия по медицинской защите

  3. Для чего предназначены медицинские средства индивидуальной защиты (МСИЗ)
  4. Перечислить основные требования к МСИЗ населения и спасателей в ЧС


  5. Классифицировать МСИЗ по предназначению

  6. Средства профилактики радиационных поражений при внешнем облучении

  7. Средства предупреждения или ослабления первичной общей реакции организма на облучение

  8. Средства профилактики радиационных поражений при инкорпорации радионуклидов

  9. Дать определение понятию “антидоты”. Перечислить антидоты для ФОВ, цианидов, мышьякосодержащих ядов

  10. Противобактериальные средства

  11. Предназначение и содержание аптечки индивидуальной

  12. Предназначение, разновидности и правила применения индивидуального противохимического пакета

  13. Содержание и правила наложения асептических повязок с помощью индивидуального перевязочного пакета

  14. Термо- и фригопротекторы – перечислить и объяснить механизмы их действия на организм человека



ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Контрольные тесты по учебной дисциплине “медицина катастроф”

ТЕМА №3: “Медицинская защита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях”.

  1. Назвать одно из требований, предъявляемых к медицинским средствам индивидуальной защиты

  1. Возможность использования при отравлениях угарным газом

  2. Возможность использования для лечения инфекционных заболеваний

  3. Возможность заблаговременного применения до воздействия поражающего фактора

  4. Возможность использования при бытовых отравлениях

  5. Универсальное применение при всех видах поражений

  1. Назвать одно из требований, предъявляемых к медицинским средствам индивидуальной защиты

  1. Простые методики применения и возможность хранения населением и спасателями

  2. Универсальное применение при всех видах поражений

  3. Возможность использования при отравлениях угарным газом
  4. Возможность использования при бытовых отравлениях


  5. Возможность проведения специфической противобактериальной терапии

  1. Назвать одно из требований, предъявляемых к медицинским средствам индивидуальной защиты

  1. Универсальное применение при всех видах поражений

  2. Возможность использования при бытовых отравлениях

  3. Возможность использования при отравлениях угарным газом

  4. Благоприятная экономическая характеристика

  5. Возможность проведения специфической противобактериальной терапии

  1. Назвать одно из требований, предъявляемых к медицинским средствам индивидуальной защиты

  1. Возможность проведения противоэпидемических мероприятий

  2. Универсальное применение при всех видах поражений

  3. Возможность использования при бытовых отравлениях

  4. Возможность проведения специфической противобактериальной терапии

  5. Эффективность защитного применения



  1. Назвать одно из требований, предъявляемых к медицинским средствам индивидуальной защиты

  1. Универсальное применение при всех видах поражений

  2. Возможность использования при бытовых отравлениях

  3. Возможность использования при отравлениях угарным газом

  4. Исключение неблагоприятных последствий при применении населением и спасателей

  5. Возможность проведения специфической противобактериальной терапии

  1. Что из перечисленного не относится к медицинским средствам индивидуальной защиты?

  1. Радиозащитные средства

  2. Антидоты

  3. Противобактериальные средства

  4. Средства защиты органов дыхания

  5. Средства для частичной специальной обработки
  1. Что из перечисленного не относится к медицинским средствам индивидуальной защиты?


  1. Антидоты

  2. Средства специальной обработки

  3. Термопротекторы

  4. Противобактериальные средства

  5. Кровоостанавливающие средства

  1. Что из перечисленного не относится к медицинским средствам индивидуальной защиты?

  1. Средства для частичной специальной обработки

  2. Жгут

  3. Радиозащитные средства

  4. Противобактериальные средства

  5. Антидоты

  1. Что из перечисленного не относится к медицинским средствам индивидуальной защиты?

  1. Противобактериальные средства

  2. Радиозащитные средства

  3. Отхаркивающие средства

  4. Антидоты

  5. Средства специальной обработки



  1. Выбрать средство для профилактики радиационных поражений при внешнем облучении

  1. Афин

  2. Тарен

  3. Препараты стабильного йода

  4. Цистамин

  5. Этаперазин

  1. Выбрать средство для профилактики радиационных поражений при внешнем облучении

  1. Тарен

  2. Этаперазин

  3. Препараты стабильного йода

  4. Антибиотики широкого спектра действия

  5. Индралин

  1. Выбрать антидот, применяемый при отравлении фосфорорганическими соединениями

  1. Цистамин

  2. Индралин

  3. Амилнитрит

  4. Афин

  5. Серотонин

  1. Выбрать антидот, применяемый при отравлении фосфорорганическими соединениями

  1. Унитиол

  2. Цистамин

  3. Серотонин

  4. Амилнитрит

  5. Тарен
  1. Назвать антидот, применяемый при отравлении цианидами


  1. Тарен

  2. Амилнитрит

  3. Унитиол

  4. Цистамин

  5. Адамсит

  1. Назвать антидот, применяемый при поражениях раздражающими веществами

  1. Амилнитрит

  2. Пропилнитрит

  3. Фицилин

  4. Унитиол

  5. Серотонин

  1. Что не относится к медицинским средствам индивидуальной защиты?

  1. Аптечка индивидуальная АИ-2

  2. Индивидуальный противохимический пакет

  3. Пакет перевязочный индивидуальный

  4. Термопротекторы

  5. Лёгкий защитный костюм Л-1

  1. Что не входит в индивидуальную аптечку АИ-2?

  1. Противоболевое средство

  2. Средство при отравлении ФОВ

  3. Унитиол

  4. Противорвотное средство

  5. Противобактериальное средство

  1. Что не входит в индивидуальную аптечку АИ-2?

  1. Противоболевое средство

  2. Афин

  3. Противорвотное средство

  4. Противобактериальное средство

  5. Радиационно-защитное средство

  1. Что не входит в индивидуальную аптечку АИ-2?

  1. Радиационно-защитное средство

  2. Противобактериальное средство

  3. Антидот для цианидов

  4. Противоболевое средство

  5. Противорвотное средство

  1. Для чего может использоваться прорезиненная оболочка индивидуального перевязочного пакета?

  1. Для наложения на ожоговую поверхность

  2. Для остановки наружного артериального кровотечения

  3. Для остановки наружного венозного кровотечения
  4. Для использования в качестве окклюзионной повязки


  5. Для проведения частичной специальной обработки

  1. Для чего используется индивидуальный противохимический пакет?

  1. Как антидот при отравлении ядовитыми техническими жидкостями

  2. Для проведения полной специальной обработки

  3. Для проведения частичной специальной обработки

  4. Для остановки наружного кровотечения

  5. Как антисептическое средство

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Аннотация к теме №3: “Медицинская защита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях”

Вопрос 1: Определение и мероприятия медицинской защиты


Медицинская защита - комплекс мероприятий, проводимых (организуе­мых) службой медицины катастроф и медицинской службой гражданской обо­роны (МСГО) для предупреждения или максимального ослабления воздейст­вия на население и спасателей поражающих факторов. Медицинская защита является составной частью медико-санитарного обеспечения.


Мероприятия по медицинской защите включают:

• содействие в обеспечении индивидуальными средствами профилактики по­ражений;

• проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению или снижению отрицательного воздействия поражаю­щих факторов ЧС;

• разработку и выполнение комплекса мероприятий по медицинской защите населения и спасателей;

• участие в психологической подготовке населения и спасателей;

• организацию и соблюдение санитарного режима на этапах медицинской эва­куации, контроль радиоактивного и химического загрязнения пораженных и спасателей.


Вопрос 2: Медицинские средства индивидуальной защиты

Основными требованиями к МСИЗ населения и спасателей в ЧС являются:

• возможность их заблаговременного применения до начала воздействия пора­жающих факторов;


• простые методики применения и возможность хранения населением и спасателями;

• эффективность защитного действия;

• исключение неблагоприятных последствий применения населением и спаса­телями (в том числе и необоснованного);

• невысокая стоимость произ­водства, достаточно продолжительные сроки хранения, возможность производства для полного обеспечения ими насе­ления и спасателей.

По своему предназначению МСИЗ подразделяются на:

• используемые при радиационных авариях;

• используемые при химических авариях и бытовых отравлениях различными токсичными веществами;

• применяемые для профилактики инфекционных заболеваний и ослабления поражающего воздействия на организм токсинов;

• обеспечивающие наиболее эффективное проведение частичной специальной обработки е целью удаления радиоактивных, химических веществ, бактери­альных средств с кожных покровов человека.


Вопрос 3: Табельные средства индивидуальной защиты

Медицинские средства противорадиационной защиты подразделяются на три группы.


  1. Средства профилактики радиационных поражений при внешнем облучении.

Это препараты, вызывающие гипоксию в радиочувствительных тканях и тем самым снижающие их радиочувствительность (цистамин, индралин и др.). Радиопротекторы действуют только при введении до облучения и в больших дозах (небезопасных для организма).

При проведении персоналом аварийных работ в условиях воздействия низкоин­тенсивного у-излучения на радиоактивно загрязненной местности назначают прежде всего средства субстратной терапии, способствую­щие ускорению пострадиационных репаративных процессов в организме: рибоксин, аминотетравит, тетрафолевит и препараты с янтарной кислоты. В настоящее время разработан новый противолучевой препарат - индометафен, предназначенный для защиты персонала от низкоинтенсивного у-излучения, прежде всего от лучевого поражения системы кроветворения.



  1. Средства предупреждения или ослабления первичной общей реакции орга­низма на облучение (тошнота, рвота, общая слабость).

К ним относятся в основном седативные средства - диметкарб (включает

0,04 г противорвотного средства диметпрамида и 0,002 г психостимулятора сиднокарба), этаперазин, аэрон, диметпрамид, диэтилперазин, реглан, церукал, дипелфен (диметпрамид, кофеин и эфедрин).


  1. Средства профилактики радиационных поражении при инкорпорации ра­дионуклидов. Для ускорения вы­ведения их из желудочно-кишечного тракта и предотвращения всасывания в кровь применяют адсорбенты: адсорбар, полисурьмин, высокоокисленную целлюлозу, альгисорб; при инкорпорации плутония - ингаляцию препарата пентацина; при попадании радиоактивного йода - препараты стабильного йода; для предотвращения всасывания изотопов цезия наиболее эффек­тивны ферроцин, бентонитовая глина, вермикулит, берлинская лазурь.

Могут назначаться внутрь катионо- и анионообменные смолы, рвотные средст­ва, промывание желудка, отхаркивающие средства, комплексоны (препараты, ускоряющие выведение РВ из организма: соли ли­монной, молочной, уксусной кислот). Для выведения из организма солей урана и полония используется унитиол.

Антидоты (противоядия) - это медицинские средства противохимиче­ской защиты, способные обезвреживать яд в организме путем физического или химического взаимодействия с ним или обеспечивающие антагонизм с ядом при действии на ферменты и рецепторы.

Имеются антидоты для фосфорорганических отравляющих веществ (ФОВ): холинолитики - атропин, афин, будаксим, тарен, апрофен и другие, реактиваторы холинэстеразы - дипироксим, изонитрозин, токсогонин и др. Антидотами для цианидов являются: амилнитрит, пропилнитрит, тиосульфат натрия, антициан. Для люизита и других мышьяксодержащих ядов анти­дотом служит унитиол или БАЛ. При отравлениях ВZ применяется трифтазин, галантамин, бугафен. Противоядием при поражениях раздражающими веществами (адам­сит, хлорацетофенон, С5, СК.) является фицилин, а также противодымная смесь.


Профилактические антидоты для ФОВ и оксида углерода (амизил) следует применять непосредственно перед входом в очаг аварии. Наиболее эффективными антидоты могут быть при их внутримышечном, подкожном, внутри­венном введении.

Противобактериальные средства подразделяются на средства экстренной неспецифической и специфической профилактики. К средствам неспецифической про­филактики относятся антибиотики и сульфаниламиды широкого спектра действия, а также интерфероны. К средствам специфической профилактики - антибиотики узко­го спектра действия, сыворотки, вакцины, анатоксины, бактериофаги,

Аптечка индивидуальная АИ-2 предназначена для предупреждения или сни­жения действия различных поражающих факторов, а также для профилактики разви­тия шока при травматических повреждениях.

Содержимое аптечки составляют шприц-тюбик и отличающиеся по форме и ок­раске пеналы с лекарствами, размещенные в пластмассовом футляре и удерживаемые внутренними перегородками корпуса. Каждое лекарство находится в строго опреде­ленном месте, что позволяет быстро найти необходимое средство.

В гнезде № 1 аптечки находится шприц-тюбик с 2% раствором промедола.

В гнезде № 2 размещен круглый пенал красного цвета с профилактическим ан­тидотом для ФОВ - тареном (6 таб.)

В гнезде № 3 находится длинный круглый пенал без окраски с противобактериальным средством № 2. В пенале находится 15 таблеток, сульфадиметоксина.

В гнезде № 4 размещены два восьмигранных пенала розового цвета, содержа­щие радиозащитное средство № 1 - цистамин (по 6 таб. в каждом).

В гнезде № 5 расположены два четырехгранных пенала без окраски с противобактериальным средством № 1 (тетрациклина гидрохлорид) -по 5 таб. в каждом.

В гнезде № 6 находится четырехгранный пенал белого цвета, содержащий ра­диозащитное средство № 2 - калия йодид (10 таб. по 0,25 г).

В гнезде № 7 расположен круглый пенал голубого цвета, в котором находится противорвотное средство - этаперазин (5 таб.).


Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11) предназначен для частичной специальной обработки с целью обезвреживания фосфорорганических АОХВ и ОВ, а также ядов кожно-нарывного действия на открытых участках кожи, одежде и СИЗ.

ИПП-8. При обнаружении капель АОХВ и ОВ на коже, одежде или СИЗ, необходимо:

• вскрыть пакет и обильно смочить тампон жидкостью из флакона; протереть тампоном открытые участки кожи и наружную поверхность маски противогаза;

• смочить другой тампон и протереть им воротник и края манжет одежды, при­легающие к открытым участкам кожи;

• обильно смочить еще один тампон и промокательными движениями пропи­тать одежду в местах попадания на нее капель АОХВ и ОВ.

В ИПП-10 защитно-дегазирующая жидкость находится в металлическом балло­не. Обработка ею производится путем наливания в ладонь и обтирания ею лица, шеи и кистей рук как до воздействия ОВ (входа в загрязненную зону), так и после работы в очаге. Жидкость пакета обладает также дезинфицирующим действием.

ИПП-11 представляет собой герметичный пакет, содержащий салфетки, смочен­ные той же жидкостью. Его использование позволяет более целенаправленно и эко­номно расходовать средство.

Пакет перевязочный индивидуальный (ППИ, ППМ) предназначен для нало­жения первичной асептической повязки на рану, ожоговую поверхность. Он содер­жит стерильный перевязочный материал, который заключен в две оболочки: наруж­ную из прорезиненной ткани (с напечатанным на ней описанием способа вскрытия и употребления) и внутреннюю - из бумаги.

В качестве МСИЗ от неблагоприятного воздействия повышенной температу­ры используются лекарственные пре­параты - термопротекторы.

Предпочтительными термопротекторами являются лекарственные средства с умеренным гипотермическим и кардиостимулирующим действием, обладающие антигипоксической активностью: бемитил, бромантан и особенно их комбинация.

Ведется активный поиск пре­паратов, повышающих холодоустойчивость организма - фригопротекторов.

В настоящее время намечены три основных пути фармакологической коррекции состояний, связанных с переохлаждением. Первый и наиболее распространенный связан с усилением теплопродукции за счет калоригенного эффекта катехоламинов. Второй направлен на регуляцию систем энергообеспечения, а третий - на снижение энергозатрат и субъективного ощущения холода за счет применения препаратов, су­щественно снижающих мышечную активность и блокирующих чувствительность ор­ганизма к переохлаждению. Представителем первого пути регуляции является сиднокарб с глутаминовой кислотой, второго - яктон (янтарная соль тонибраловой кисло­ты) и третьего - комбинация диазепама с натрия оксибутиратом.