shkolakz.ru 1 2 ... 5 6

1.Предмет фонетики как лингвистической дисциплины

Лингвистика-наука, изучающая естественный язык с точки зрения его устройства и функционирования. Она состоит из нескольких разделов, изучающих разные состовляющие языковой системы и разные этапы порождения и восприятия речи. Наиболее крупными из этих разделов являются семантика, грамматика и фонетика.

Фонетика-это раздел лингвистики, изучающий звуковую сторону речевой коммуникации. Функция фонетического компонента состоит в звуковом кодировании текста при синтезе (говорении) и декодировании его при анализе(восприятии).

РАЗДЕЛЫ

ФОНЕТИКИ

ОСН. ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

Субстанционная фонетика

Артикуляционная фонетика

Механизм речепроизводства




Акустическая фонетика

Звуковой сигнал




Перцептивная фонетика

Механизм речевосприятия

Лингвистическая фонетика

Фонология

Звуковая система языка



Фонетические знания применяются в различных сферах человеческой деятелььности – преподавание фонетики иностранного языка, орфоэпия, лингвокриминалистика, автоматический синтез и анализ речи, диагностика нарушений деятельности головного мозга и психики.

Разделы фонетики

Синхронная ФОНЕТИКА Общая

Диахронная Частная

СРЛЯ


Задачи фонетики как одного из разделов лингвистики состоят в том, чтобы выявить набор звуковых средств языка, определить системные отношения между ними и описать функционирование этих средств в реальных речевых актах.



2. Фонетические подсистемы. Фонетика общеупотребительных, сллужебных, служебных, заимствованных слов и междометий.

Система-некоторая сов-ть единиц, в кот каждая единица определана остальными единицами.

  1. Нет систем из одного знака

  2. Значимое отсутствие тоже знак

  3. 2-1=0 (см1)

  4. Элемент, кот сопровождает др элемент не может быть самостоятелен. Всё, что порождено несистемными отношениями, остаётся за порогом внимания

Существует несколько подсистем:

1)Фонетическая подсистема, которая представлена в общеупотребительных словах(изучали её). Одна из её особенностей: под ударением бывают гласные [а],[о], без ударения- только [а]/

2)Фонетическая подсистема служебных слов(предлогов, союзов,частиц). Набросили канат на дерево, но дерево не смогли согнуть. Произношение [на] дерево- [но] дерево. Без ударения различаются [а] и [о].

3)Фонетическая подсистема заимствованных слов. Сочетание двух и более гласн в слове было недопустимо по законам русской фонетики, поэтому заимствованные слова легко выделяются по этой их особенности(поэт, театр). [а] и [о] различаются не только под ударением, но и в безударных слогах(какао). Твёрдое произношение согл перед [э]:темп, тест

4)Фонетическая подсистема междометий тоже различает гласные [а] и [о] без ударения. В междометиях o-хо-хо [охохо]



3. Устройство речевого аппарата человека

Человеческие органы, используемые для образования звуков, называются произносительными органами и составляют речевой аппарат человека.


Резевой аппарат: губы, зубы, язык, нёбо, увула, надгортанник, глотка, гортань, трахея, бронхи, диафрагма.

Источником образования большинства звуков речи служит струя воздуха, выталкиваемая из лёгких по бронхам, трахее через гортань и далее через глотку и полость рта( или носа) наружу. Весь речевой аппарат лингвистически, т.е. с точки зрения образования звуков речи, можно разделить на 3 части:

А) всё, что ниже гортани: 2 лёгких, 2 бронха, трахея – подгортанная часть речевого тракта

Б) гортань: 2 больших хряща(перстневидный и щитовидный). Эти 2 хряща образуют остов горани, внутри которых наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты мускулистые плёнки. Центральные края занавеса из мускулистой плёнки называется голосовыми связками.

В) всё, что выше гортани, надставная трубка, резонатр. Надставная трубка начинается полостью глотки, где расположен хрящ надгортанника, и далее подразделяется на 2 выходные трубы – полости: ротовую и носовую

Речевое ( или фонационное) дыхание отличается от обычного, неречевого тем, что, когда мы дышим не говоря выдох равен вдоху, они следую ритмически друг за другом, и мы выдыхаем за один приём весь воздух из лёгких, когда же мы говорим, то вдыхаем на паузах, а затем выдыхаем постепенно, отдельными толчками.

Источником образования всего богатства речи служат верхний этаж речевого аппарата надставная труба, где образуются обертоны и резонаторные тоны.

Надставная труба: полость глотки(фаринкс), ротовая полость, носовая полость

Полость носа- неизменяемы по объёму и форме резонатр, придающий звучанию, когда он включён носовой тембр [ м] [н]

Полость рта может всячески менять свою форму и свой объём благодаря наличию подвижных органов: Губ, языка, увулы, мягкого нёба. Язык: корень, спинка(задняя, средняя, передняя), кончик.


4. Общие принципы образования звуков речи. Гласные, аппроксиманты, сонорные и шумные согласные.


Основным объектом изучения в артикуляционной фонетике является звук речи. Звук речи- это минимальная единица звуковой цепи, являющаяся результатом определённой артикуляционной деятельности и обладающая определёнными акустическими и перцептивными свойствами. Звук речи – это конкретный звук, произнесённый в конкретной ситуации, это материальная единица.

Звук речи можно представить как последовательность 3 фаз или состояний речевого тракта:


  1. Экскурисия –переход речевых органов из состояния покоя в состояние, необходимое для производство данного звука.

  2. Выдержка-пребывание в этом состоянии

  3. Рекурсия-переход к нейтральному положению.

В реальной речи экскурсия и даже выдержка одного звука может накладываться на рекурсию и выдержку другого.

Гласные звуки образуются при отсутствии существенного сужения в речевом тракте и , соответственно, при полном отсутствии шума.

Приартикуляции аппроксимантов формируется насстолько незначительное сужение, что шум образуется только при отсутствии голоса. Примером таких звуков могут служить английские [r] ,[u], русские и неслоговой

Сонорные звуки [л], [л`], [р],[р`],[м],[м`],[н],[н`],[j], инеслоговое. С артикуляционной точки зрения сонорные согласные занимают промежуточное положение между гласными и шумными согласными. Это проявляется в том, что:

1)приартикуляции носовых согласных в речевом тракте создаётся преграда для прохождения воздуха и одновременно условия, которые предотвращают возникновение шума:открывается проход в носовую полость

2) при артикуляции латеральных опускаются боковые края языка исоздаются проходы, по которым воздух обходит преграду, созданную в центральной части речевого тракта.

3) при артикуляции дрожащих преграда образуется на столь короткое время, что её нарушение не вызывает образование шума

4) особый тип сонорных согласных образуется при создании в речевом тракте сужения аппроксимантного типа- например, и неслоговое. Согласные [р],[ р],[ л], [л], объединяются термином плавные


Шумные фрикативные( или щелевые) согласные образуются при наличии существенного сужения (щели) в речевом тракте, вызывающего турбулентный (вихревой) поток воздуха и фрикативный шум. В зависимости от формы щели различают круглощелевые ([ с],[з]) и плоскощелевые ( [ш],[ ф],[ х],[j]) фрикативные согласные.

Необходимым условием артикуляции смычных согласных является полное смыкание в речевом тракте и запирание воздушного потока. Смычные согласные подразделяются на :

1)взрывные( [т], [п], [г]) –при их артикуляции в речевом тракте за смычкой создаётся избыточное давление воздуха, которое приводит к резкому размыканию смычки(взрыву)

2) аффрикаты, при артикуляции которых смычка переходит в щель ([ ц], [ч])

3)носовые, при произношении которых имеется смычка в ротовой полости, но увула апущена и доступ в носовую полость открыт ( [м], [н])

4) дрожащие, или вибранты, для которых характерно чередование очень кратких смычек или сужений с вокальными элементами([р])

Взрывные и носовые согласные, произнесённые без взрыва называются имплозивными – так произносится, например, первый т в слове оттолкнуть.

Основные отличия гласных от согласных:


  • Наличие (у согласных) / отсутствие ( угласных) преграды в речевом тракте

  • Точная локализация мускульного напряжения при образовании звука: при произношении согласных звуков, в отличие от гласных, место артикуляции всегда точно определены

  • Роль в образовании слога: гласные обычно образуют вершину слога, а согласные-слоговую периферию





Гласные – это класс звуков, выделяемых на основании следующих свойств:

  • Наличие голосового и отсутствие шумового источника


  • Отсутствие преграды и локализации мускульного напряжения в речевом тракте


  • Слогообразующая функция



Гласные все принадлежат к одному способу образования – свободного прохода

На слух гласные различаютс прежде всего высотой резонаторного тона. Различия гласных по высоте резонаторного тона зависят от того:

1)Как перегорожен ротовой резонатр

2) как расположены губы

3) включён или выключен носовой резонатр

Лабиализованные гласные ниже нелабиализованных: высокая –и, средневысокая-э, средняя-а, средненизкая-о, низкая-у

Параметры классификации гласных: -Подъём(минимальное растояние между верхней точкой языка и нёба)

-Ряд(степень смещения языка вперёд/назад из нейтрального положения)

-Лабиализация(округление и выдвижение губ вперёд)

Для русского языка характерны именно эти признаки, но вообще для характеристики гласного можно использовать и другие.

-Длительность( например, гл[ I],[ i:]в английском) . В русском краткими бывают только редуцированные [ъ],[ь], а гласные полного образования не являются ни долгими, ни краткими.

-Напряжённость/ненапряжённость(максимальная степень смещения языка из нейтрального положения). В русском языке напряжёнными являются ударные гласные, а ненапряжёнными – безударные.

-Однородность(монофтонги)/неоднородность(дифтонг( [ou] go, [ai] time); Дифтонгоид отличается от дифтонга тем, что одна из его частей значительно короче другой(например, все гл кроме [и] в соседстве с мягкими согласными: пятый[и(в левом верхнем углу) а]) Полифтонг –неоднородный гласный, состоящий более чем из 2 частей [y(в левом углу) O и(в правом углу)] в слове «поле» и [и А и (аналогичное расположение)] в слове «пять».

Дополнительная артикуляция: долгота, назализация, лабиализация

Подъём/Ряд


Передний

Средний

Задний

Верхний

и

ы

У

Средний

Э

ъ

о

Низкий




А




Все безударные гласные редуцируются. Артикуляция всех безударных сдвигается в сторону центра, к [ъ] .





5. Артикуляционная классификация гласных звуков. Особенности артикуляции безударных. 6. Артикуляционная классификация согласных звуков

В русском языке для классификации согласных обычно используют 4 признака:

  • Способ образованияопределяется как характер прохода для струи воздуха при образовании звука речи

  • Место образование – это та точка, в которой сближаются щель и смыкаются 2 органа и где при прямом преодолении преграды возникает шум.

  • Твёрдость/мягкость

  • Глухость/звонкость

Классификация по активному органу(губные, передне-, средне-, задне-язычные) и пассивному органу (губные, зубные, передне-, средне-, задненёбные).

Дополнительная артикуляция согласных:

1)лабиализация (огубленность)

2) палатализация(артикул мягкоти) смещение языка вперёд и вверх

3)веляризация смещение языка назад и вверх(ш,ж,л)

4)удлинённые

5)придыхательные(смычка во рту+сужение межсвязочной щели)

6) абруптив(смычка во рту+ смычка в гортани)

МЕСТО ДЛЯ ТАБЛИЦЫ

7.Мягкие согласные. Палатализованные и палатальные. Артикуляционные особенности.

Слова: знаком-знакомь, знакома-знакомя( и др) отмечаются твёрд и мягк согласными. Когда произносятся мягкие к основной артикуляции присоединяется добавочная:передняя часть языка приподнимается по направлению к твёрд нёбу(палатализация). Все мягкие согласные, кроме [j], являются палатализованными( артик мягкости). Палатализация-смещение языка вперёд и вверх по направлению тв нёба. У нас есть один согласный не тв и не мягк. Это йот. Он произноситя в таких словах: [jама], [стат`jи]. Это средненёбный согласный. Язык приподнимается к средней части нёба, такова основная артикуляция, а доп нет. Поэтому [j] – не мягкий, не палатализованный. Он- палтальный.



8.Понятия основной и дополнительной артикуляции.

Одновременно с основной артикуляцией звука может осуществляться дополнительная артикуляция. Дополнительная отличается от основной степенью сужения в речевом тракте. В месте дополнительной артикуляции сужение меньше, чем в месте основной. В русском языке представлены 3 типа доп артикуляции:

  • Лабиализация- округление губ( этот тип артик хар согл в позиции перед гл [о], [у])

  • Палатализация – смещение тела языка впереди вверх в направлении тв нёба

  • Веляризация- смещение тела языка назад и вверх в направлении мягкого нёба

Все мягкие согл, кроме [j] и [ и неслоговое], являются палатализованными, а все твёрдые, кроме [к],[г],[х]-веляризованными.

Палатальные согл [j] не может быть палатализованным, т.к. место его основной артикуляции совпадает с местом допол артикуляции палатализ, а велярные согл [к],[г],[х] не могут быть веляризованными, т.к. место их основновной артикул совпадает с местом допол артикуляции веляризации. Непалатализованные и невеляризованные согл возможны в рус яз в консонантных сочетаниях в положении перед мягким согл (СНЕГ, змейка). Такие согл, а также согл с незначит степенью палатализации, назыв полумягким. Степень веляризации и палатализации может быть различной как в разных языках, так и в одном яз.Наибольшей степенью веляризации в русском языке обладают [Л],[Ш],[Ж]. Наличие дополнительной артикуляции может приводить к изменению места и способа основной артикуляции. При образовании мягких [т`], [д`],[н`], и особенно [л`] артикуляционный комплекс смещается назад по сравнению с соответствующим тв; при артикуляции [с`], [з`], наоборот, артикуляционный фокус смещается вперёд по сравнению с соответствующими твёрдыми. Наиболее значительно изменяется место образования у палатализованных [к`],[г`],[х`]: в отличие от задненёбных [к],[х], [г], оставаясь при этом заднеязычным. Изменение способа образования при палатализации наиболее ярко проявляется у зубных согласных: мягкие[ т`],[д`] так силтно аффицируются(приобретают фрикативную фазу), что с артикуляционной точки зрения становятся аффрикатами [дз `], [тс `].






следующая страница >>