shkolakz.ru 1 2 3



Содержание .

1.Введение -----------------------------------------------------3

2.История школы -------------------------------------- --------4

2.1.История школы с 1965 по 1940 годы ---------- ----- 4

2.2.Воспоминания учащихся 1926 учебного года 11

2.3 Школа в военные годы. 1941-1945 годы. -------------11

2.4 Воспоминания Леонтьевой А.С. -------11

2.5 Тяжёлые послевоенные годы - 12

2.6 Воспоминания Поверенновой Т.Г. -------------12

2.7 Педагогический коллектив школы в 1940- 1960 гг--12

2.8 Воспоминания Злодеевой А.И. ---------- 12

2.9 История школы 1964-1984 годы -------------------------13

2.10 Воспоминания учителя Чернышова И.И. ----- 14

2.11 Воспоминания учителя Пахнутовой Т.И. ---------- 15

2.12 Воспоминания учителя Роговой Н.Н. --- 15

2.13 Воспоминания учителя Козляковой Л.А. -------- -- 16

2.14 История школы 1984-1988 годы. 22

2.15 Воспоминания учителя Нелькина В.В. 25

2.16 Воспоминания учителя Олуховой Н.Н. -------------- 25

2.17 Воспоминания учителя Самсонкиной Т.Н ------- 27

2.18 История школы с 1988 по 2011 годы-------------------28

2.19Выводы -------------------------------32


Введение.

В настоящее время большое внимание уделяется изучению родного края, его культуре, историческому развитию. Проявляя интерес к изучению своего края, данную работу посвятила истории развития образования села Пурдошки Темниковского района.

Проблема обусловлена тем, что специальных исследований посвященных истории Пурдошанской средней общеобразовательной школы, не предпринималось. В имеющихся работах, в школьном краеведческом музее, по истории села Пурдошки, материалов по истории школы, недостаточно. Это говорит о малой степени изученности проблемы.


В исследовательской работе я проследила и показала, как появилось и развивалось образовательное учреждение нашего села.

Хронологические рамки данной работы ограничены периодом с 1860 – 2011 год. 1860 год обусловлен строительством первой государственной школы. Конечной временной планкой является 2011 год. Для этого времени характерны серьезные изменения в области образования: введение ЕГЭ, национальные проекты.

Выбор этой проблемы объясняется желанием изучить историю своей малой Родины. При написании данной работы использовались материалы, связанные с изучением интересующей меня темы. Очень интересной и полезной в исследовании была работа Поверенова К.И., «История села Пурдошки»

Ввиду не изученности темы использовались воспоминания старейших педагогов школы. Неоценимую помощь оказали:

А.И.Злодеева, А.А.Карпеева, И.И.Чернышов, Т.Г. Поверенова и др.

При проведении данного исследования была поставлена следующая цель: выявить основные тенденции развития образования села Пурдошки. Для достижения поставленной цели были определены конкретные задачи:

-пронаблюдать динамику созидания истории школы по годам

-поделиться исследовательским материалом с районным краеведческим музеем.

Актуальность моей исследовательской работы связана в первую очередь с 70-летним юбилеем школы. Во-вторых, каждый человек должен знать историю школы, в которой учился и учится.

Методы:

- изучение архивных материалов, содержащихся в школьном краеведческом музее

-беседы с выпускниками школы

-беседы с учителями и директором школы

- интервью, опрос

Ученица 9 класса Петяркина Елена и учитель истории Олухова Н.Н, в гостях у бывшего учителя Пурдошанской школы, Повереновой Татьяны Григорьевны. Ноябрь 2011 год.


2. История школы


2.1. История школы с 1865 по 1940 годы.

Первая государственная школа в с. Пурдошки

В 60 годы 19 века была построена однокомплектная 3-х классная первая государственная школа. Все три класса вел один учитель. Заведующим школы считался приходской священник.

В 1910 году крестьяне с. Пурдошки на своем сходе решили просить земского начальника Краснослободского уезда о строительстве нового здания школы. Земский начальник Давлет Кильдеев поддержал просьбу крестьян, были выделены деньги из средства земщины, но все работы, связанные с заготовкой и вывозом древесины должны были сделать сами крестьяне бесплатно. Место для школы было выбрано за селом около сельских кладбищ и Польской кладбищенской церкви, построенной в 1792 году. Кладбище решают перенести дальше от села и построить там кладбищенскую часовню. Обо всем этом рассказывал старожил села, бывший церковный регент Воробьев Матвей Кузьмич. Школа строилась в течение 2-х лет. Руководил плотницкой бригадой артельный плотник Еремин Ф.Г. В числе наиболее прилежных плотников были : Якунин И.Ф., Иняшев А.П., Тюкульмин И.И.. Кирпич для фундамента школы поставляли мастера кирпичного дела Шалтыков и Васляев, известь привозили купцы Редькины, крыл школу Онин С.И.

В 1912 году школа приняла первых учеников.

Из однокомплектной она преобразуется в 3-х комплектную, т.е. школьные занятия вели 3 учителя.

В 1925 году школа становится 4-х классной, учителями работали в своем большинстве выпускники Темниковской 9-ти летней гимназии. Это Бормотина А.П, Шумилова Н.Н, Старчина М.Е., Соколов А.И. Зав. школой в течение ряда лет была Москвитина Е.И.. В это время в школе создается пионерская организация, ее возглавила учительница Бормотина А.П. В 1928 году школу возглавил очень грамотный и эрудированный учитель Боткин В.П., к этому времени наполняемость классов составляла 25-30 человек, в школе обучалось, примерно, 110-120 учащихся.


Кроме детей из с. Пурдошки в школе обучались дети из д Проказны, Буртас, пос. Бочино. В то же время начинается ликвидация неграмотности среди взрослого населения.

После Гражданской войны, в период НЭПА, жизнь крестьян улучшилась. Открылась изба-читальня. Увеличилось количество учащихся в школе, с 1926 года школа стала четырехклассной, занятия в школе вели учителя: Москвитина А., Бормотина П., Груздева Е.. В селе стало осуществляться обучение взрослого населения через ликбезы. Все кто имел образование 3 класса, должен был обучить несколько человек читать, писать и считать. В 1932 году школа преобразуется в семилетнюю. Создается комсомольская ячейка. Первыми комсомольцами были: Яшечкин Д., Еремин В., Зобнин М., Тюкульмин Т.. Секретарем ячейки был избран Сальников И.М.. В 1936 году село стало центром Пурдошанского района. В селе было два колхоза – «Светлый путь» и «10 съезд комсомола». В связи с осуществлением сплошной коллективизации для хозяйства села создалась необходимость в кадрах, которые могла дать школа второй ступени. Вот почему в 1932 году в Пурдошках открывается 5-й класс, а затем в следующем году 6-й и 7-й классы. Первым ее директором был Макаев Н.И., учителями: Корабельников И.А., Шерстобитова Т.И., Немцов, Андрейчиков, Еськина Т.М., Дуганов, Тулякова А.В., Хопов. В этих условиях очень остро встал вопрос о педагогических кадрах. Многие из перечисленных учителей имели образование в пределах гимназии, а некоторые сами имели образование начальной школы. Так преподаватель географии Дуганов И.И.- имел образование 4 класса, преподаватель истории Макаев Т.И.- имел образование 6 классов. Обществоведение вели Папулин В.И. и Кудряшов, они имели образование в пределах 3-х классов (работали председателем Сельского Совета). Это было типично по всей стране, вот почему ЦК ВКП (б) и Совет народных комиссаров принимает постановление об открытие педагогических техникумов, позже они стали называться педучилищами.

В 1931 году открывается Мордовский Государственный педагогический институт с двумя отделениями учительский и педагогический. В Пурдошанскую школу направлялись выпускники, в своем большинстве из Темниковского педучилища.


В 5-й класс Пурдошанской школы в 1933 году поступило 18 человек. В 1935 году школа сделала первый выпуск вот их фамилии: Паруснов И.М., Онин М.И., Жекураев Т., Папулин Вл.Г., Галянов М., Красноперов А.Г., Старостин В.Д., Поверинов К.И., Вологина А.И., Бочина М.И., Бочина М.С., Еремина А.Г., Архипова С.Я., Усанов П.С., Шлыков М.М., Шлыков А.М., Амасова А.И..

В 1936 году Пурдошанская школа преобразуется в среднюю школу. Первым директором средней школы назначается Крыгин Н.В., учителями: Корабельников И.А., Мажин В.Д., Голов И.П., Болобенкова М.С., Шерстобитова Т.М., Черницына Н.И.. Завучем школы работал Еськин Г.М..В связи открытием средней школы и увеличением контингента учащихся встал вопрос о строительстве новых зданий под школу, для проведения школьных занятий. В 1937 году кроме основного здания строятся еще два. Одно из кулацких домов, второе из поповского дома, привезенного из д. Чумартово. В двух зданиях, в общей сложности, было пять классных комнат и квартира для директора. В 1941 году одно из зданий было передано Пурдошанскому РОНО, где оно размещалось до ликвидации района. Второе здание было использовано под спортзал, а позднее под мастерскую.

В 1939 году началось строительство стандартного школьного здания на 6 классных комнат, раздевалки и туалета. Здание строилось в течении года под руководством прораба Васильева. В 1940 году в новом здании начались школьные занятия, директором был Королев Трифон Васильевич. Несмотря на это, все равно, школьных мест не хватало (училось 570-600 человек), занятия проводились в две смены. Трудность работы было во 2-ю смену, потому что классы вечером освещались керосиновыми лампами.

В 1939 году Пурдошанская средняя школа делает первый выпуск. Это было 71 год тому назад. Вот фамилии выпускников 1939 года, их было 17 человек: Сиостров Д.И. Хоркина Т.И. Зарубин В. Макарова М.И. . Гребнев И.В, Алешкина А.П. Тезин А.И. Пшеничников Ф.Н. Бушукина П.И. Батухина П.М. Половинкин Ф.В. Шлыкова М.М Крыгина Е.П. Липянин И.Я. . Бусалов Ф.И. Малянова А.П. Кукушкин М.П.


Многие выпускники пошли работать учителями - это Башукина, Малянова, Макарова, Крыгина. Заочно окончив педучилище, а некоторые позже окончили пединститут. Выпускники мальчики ушли служить в ряды Красной армии, где их и застала Великая Отечественная война. В годы войны погибли на фронте из 1-го выпуска 4 человека: Сиостров Д.И., Зарубин В., Гребнев И.В., Пшеничников Ф.Н.. вернулись инвалидами: Тезин А.И., Половинкин Ф.В., Бусалов Ф.И... В 1940 году был произведен второй выпуск, выпушено двадцать восемь человек, из восемнадцати мальчиков погибло на фронте девять человек: Архипкин А.Г., Бусалов Е.В., Гарин И.П., Пшеничников А.В., Олухов Е.П., Платонов К.В., Платонов Д.М., Мориков П.У., Популин Г.И. В 1941 году произведен третий выпуск. Выпущено тридцать шесть человек. Из этого выпуска погибло на фронте шестнадцать человек: Бакайкин А.А., Сосиков П.И., Федяйкин П.Н., Бичурин Н.В., Кинаров Д.В., Лазарев С.С., Кувшинов М.Е., Ахашев И.П., Митяев А.Н., Кочнов Д.Н., Леонтьев Р.Е., Фролов Н.Н., Харитонов В.Н., и др. В 1942 году из четвертого выпуска - двадцать пять человек погибло четыре героя: Пырсенков А.И., Старостин С.И., Болдин В.И., Истратов А.Р.

В годы Великой Отечественной войны были призваны в действующую армию учителя: Артюхин М.Е., Кочетков И.М., Поверенов М.В., Поверенов К.И., Злодеев И.Я., Курякин А.В. Борисков В.Т. Чернышов И.И.

В 1939 году в числе 17-ти выпускников был и Фёдор Васильевич Половинкин, ветеран войны и труда (ныне покойный).

Воспоминания Федора Васильевича Половинкина.

Я сполна хлебнул военного лихолетья, участвовал во многих операциях по разгрому врага в должности командира батальона. Последний бой был под Краковым 29 июля 1944 года, где я был тяжело ранен. Семь месяцев кочевал из госпиталя в госпиталь. И, наконец, был демобилизован.

Вернулся в Пурдошки в начале 1945 года. И пошёл работать в школу военруком. В 1947 году переехал в село Аксёл и продолжал трудиться в школе. Закончил заочно исторический факультет МГУ имени Н. П. Огарева.


Многие мои воспитанники избрали для себя профессию защитника Отечества и являются сейчас полковниками, подполковниками, майорами.

2.2 1926 год. Воспоминания Еркиной Марии Ивановны.

В 1926 году поступила в 1 класс. Учились в старой школе, построенной в 1912 году где были длинные неудобные парты и скамейки, за одной партой сидели 7 учеников. На весь класс было 2 учебника. Писали перьями, водой разводили сажу. Зимой в классах было очень холодно: не снимали варежки, пальто, шапки. Ходили в лаптях, весной, чтобы не промокали ноги, к лаптям прибивали деревянные колодки. Вместо сумок были так называемые «мешочки», сшитые из мешковины, а мальчики сумки делали из фанеры. Вспоминаю своих одноклассников Повереннова Кузьму, Паруснова Ивана.

2.3 Школа в военные 1941-1945 годы.

Страна переживает тяжелые годы. Идёт страшная и беспощадная война с фашистской Германией. Но Пурдошанская средняя школа не прекращает учить детей. В школе изучаются такие предметы как: география, физика, устная и письменная литература, черчение, химия, геометрия, тригонометрия. Среди всех самыми обязательными и важными фигурирует военное дело

2.4 Воспоминания Леонтьевой Анастасии Сергеевны.

Родилась в 1933 году, в1941году пошла в школу. Очень хорошо помню первую учительницу Солдатову Татьяну Павловну. Несмотря на трудные условия, мы все учились с интересом, с желанием. Очень много занимались общественной работой. Кадров для школ в то время не хватало, поэтому мне и моим одноклассникам: Соину Михаилу, Корпушиной Нине, приходилось работать пионервожатыми наряду с учёбой, в то же время помогать отстающим В 1962 году пришла работать учителем математики в Пурдошанскую школу.Ушла на заслуженный отдых в 1989 году.

2.5. Тяжёлые послевоенные годы.

2.6. Воспоминания Повереновой Татьяны Григорьевны

1января1947 года пришла работать в Пурдошанскую школу учителем русского языка и литературы. Директором была Семина Евдакия Евдакимовна. Послевоенные годы, в стране голод и разруха, но школа продолжает работать. В классах, как и всегда много детей, дети с 1933 по 1939 годы. В классных журналах в разделе род занятия родителей чаще всего встречается запись такого типа: отец на фронте или отец умер, мать работает в колхозе.


2.7 Педагогический коллектив школы 1940 - 60годы.

2.8. По воспоминаниям Злодеевой Александры Ивановны выпускницы школы 1954 года.

Я родилась в 1937 году пошла в школу с 7 лет, в 1944 г. В классе нас было 35 человек. Три года вместе снами была первая учительница Злодеева Мария Никонуровна. Мы очень интересно проводили свой досуг. Запомнились пионерские костры у реки Мокши, походы в г Первомайск. Очень много мы помогали взрослым, очищали поля от сорняков Однако, не смотря на все трудности, жили очень весело интересно. С1952 по 1954 год директором школы был Кузьма Илларионович Поверенов. А с 1954 по 1964 годы Тихон Федорович Дергачев.

Впоследствии, Александра Ивановна, отдаст всю себя воспитанию подрастающего поколения. Сначала ученица, а потом и учительница химии и биологии.

Учителя начальных классов:

Похлебаева Антонина Дмитриевна

Злодеева Мария Никонуровна

Тулякова Антонина Васильевна

Оськина Мария Тимофеевна.

Мокринская Александра Ивановна

Учителя русского языка и литературы:

Богородская Татьяна Ивановна

Курякина Евдокия Евдокимовна

Бордачев Иван Иванович

Поверинова Татьяна Григорьевна

Въюркова Мария Тимофеевна

Лифанов Иван Александрович

Лифанова Мария Александровна

Кудакова Светлана Михайловна

Чернышов Иван Иванович

Учителя математики:

Караваева Татьяна Ивановна

Федяйкина Клавдия Федоровна

Дергачев Тихон Федорович

Щербаков Николай Иванович

Грошева Александра Лаврентьевна

Учителя географии:

Макаркин Андрей Игнатьевич

Федюкина Татьяна Тихоновна


Учитель немецкого языка:

Сальникова Александра Владимировна

Максутова Мария Ивановна

Учителя химии:

Гришакина Полина Трофимовна

Учителя истории и обществознания:

Курякин Александр Иванович

Повереннов Кузьма Илларионович

Щербакова Татьяна Петровна

Учителя физики:

Токарев Александр Константинович

Мокринский Леонид Петрович

Учителя биологии:

Юдаева Татьяна Тихоновна

Учитель пения:

ОбуховаВалентина

Учитель физкультуры:

КоварскаяАнтонина Васильевна

Учителя трудового воспитания:

Нестеров Иван Степанович

Самсонкин Семен Сергеевич.



следующая страница >>