shkolakz.ru   1 2 3 4 ... 55 56
было вынуждено реформировать образование. Одной из важных мер. направленных на улучшение управления делом просвещения в стране, явилось создание центрального органа - Министерства народного просвещения (МНП), манифест об учреждении ко-


Тобольская губернская

гимназия. 1810 г.

Здание построено

окаю 1788 г.

В этом здании

работал директором

гимназии

И.П. Менделеев;

учился будущий

декабрист

Г.С. Батеньков:

учился и работал

П. П. Ершов;

родшкя и учи.кя

будущий выикий

ученый, педагог и

общественный деятель :

Д. И. Менделеев [„


выдали™ ТобГ^СИбИРСКИХ УЧебНШ МВедений "<=■»">« п°л°™»ь, XIX в. необходимо

п0=Утгог^^^

педагогическим коллективом
Торого был подписан императором 8 сентября 1802 г. Первым руководителем данного КДГсте ™™Г^ с^тема местного управления учебными заведениям. Ее иеж ;< стТнови^сь конкретные университеты, давшие названия 3^иГкГ Небным округам Образовательные заведения Сибири в 1804-I82S гг. относились к Ка-S-v «иному округу. Их деятельность в качестве научно-методического центр,

На1Г^боГнГмНпХ"девТари1ель„ых правилах народного просвещен,,,,. , 1803, и «Уставе учебных заведений- (1804) провозглашались доступность и бесплатность.

ся. было прогрессивным явлением в народном просвещении.

Воины 1805-1815 гг. осложняли проведение реформ в стране и на ее перифериях. Од­нако в 1815 г. были открыты уездные училища в Тобольске и в Томске (34, т. 2. с. 482). Согласно сведениям визитатора Казанского округа П.А. Словцова, я 1820 г. в Тобольской губернии работали уездные училища в Березове, Ишиме, Кургане, Таре, Туринске, Тю­мени. Ялуторовске; приходские училища - в Туринске, Тюмени и два в Тобольске.


Вместе с Тобольской гимназией, созданной на базе главного народного училища и IS10 г., здесь насчитывалось 13 общеобразовательных учебных заведений. Численность обучающихся в светских школах в первой четверти XIX в. увеличилась в 4,2 раза (68, с. 24; 38. с. 98-99). В это же время начало действовать уездное училище в Кузнецке Том­ской губернии.

С усилившейся реакцией во второй четверти XIX в. развитие школьного дела ухудши­лось.

Новый школьный устав от 8 декабря 1828 г., в отличие от устава 1804 г., носил сословный характер и игнорировал требование обеспечивать должную преемственность в системе школ (58. с. 208).

В соответствии с предписанием царского правительства учебные заведения обязыва­лись осуществлять сословный подход к делу образования юношества, не допускать «про­столюдинов» в гимназии и тем более в вузы.

В свял, с этим, например, в Барнаульском горном училище вводится определенное разграничение прав учащихся, выходцев из разных сословий: иностранные языки раз­решалось изучать лишь представителям привилегированных сословий. Указанная мера закрывала детям трудящихся доступ в Горный кадетский корпус. 4-го августа 1836 г. правительство утвердило «Положение об учебных заведениях при Алтайских заводах». Этот документ, составленный под непосредственным контролем и влиянием императо­ра, ярко отражал главную идею - давать учащимся в горном училище и горнозаводских школах только те знания «... кои необходимы им будут при выполнении обязанностей сообразных с их социальным положением и местом в обществе». Перед горным учили-

I Г1Г3 ЬJ <~*"Г'Д [)l.j:iirwi-i>4iiniinr-*n~».f-n ...



муГ;, и ;бреТ^иНеР11"Гу6еРНаТОра Западной Сибири. В школах насаждалась сие гема

ченияТ7™н177ГШГ ""г''™ " УСТаВе СЛеЛуеТ отметить Уличение срока обу-ГГпрГоГие^С^^^^


!Ь,сказался за то, чтобы сроки

обучения в гимназия

IX и университетах были увеличены на три года (41, с' 132)

. Пушкина, который еще в 1826 г. в:

учебные программы по своему содержанию и объему приближались к университетским (68, с. 25). Длительное время эту гимназию возглавлял выпускник Петербургского Глав­ного педагогического института, по оценке современников, человек прекрасной души и замечательный педагог, - ИЛ. Менделеев (отец великого отечественного химика). Его достойным преемником был поэт П.П. Ершов, окончивший Петербургский универси­тет и написавший еще в студенческие годы сказку .Конек-Горбунок» (68, с. 27).

В 183Х г. была открыта вторая в Западной Сибири - Томская гимназия

Контингент учащихся в обеих гимназиях в 30-е годы XIX в. был незначителен. К тому же наблюдался большой отсев воспитанников. Вплоть до середины столетия числен­ность их выпускников составляла от 2 до 10 человек (34, т. 2, с. 483).

Активное участие в развитии школьного дела принимали сосланные в Сибирь декаб­ристы. Невзирая на официальные запреты, они обучали детей местного населения, уч­реждали школы, разрабатывали учебные пособия, внедряли новые методы и формы орга­низации обучения. И.Д. Якушкин основал народную двухгодичную школу в Ялуторовске (1842). Для ее содержания декабристы ИВ. Басаргин, А.В. Ентальцев, МИ. Муравьев-Апостол, Е.П. Оболенский, И.И. Пущин и В.К. Тизенгаузен осуществляли сбор средств. Школа размещалась в доме купца Мясникова. Формально учителем числился дьячок Се-дачев, учительствовал же в ней Иван Дмитриевич Якушкин. В 1842 г. численность учащих­ся народной школы составляла 44, в 1843 - 95, в 1844 - 135, в 1845 - 184, а в 1846 -200 чел. Обучались в ней дети из Ялуторовска и из окрестных деревень (39, с. 89—108; 68, с. 29). В педагог ической практике Якушкина использовалась самостоятельная работа уча­щихся, групповые и коллективные формы обучения, а также ланкастерская система, основанная на организации взаимного обучения.


В 1846 г. И.Д. Якушкин основал школу для девочек, положив тем самым начало женскому образованию в Западной Сибири. Усваивая общеобразовательные знания, воспитанницы вместе с тем обучались рукоделию и музыке.

У Ивана Дмитриевича в губернском центре нашлись последователи; 30 августа 1852 г. в Тобольске состоялось официальное открытие женского приходского училища. К мня-тиям в нем приступили 70 учениц в возрасте от 10 до 12 лет - дети чиновников, духо­венства, купечества и мешан (68, с. 30). В 1854 г. училище было реорганизовано в учебное заведение повышенного типа - Мариинскую школу с 6-летним сроком обучения. При ней создава1ся пансион, где сироты из «благородных званий» содержались бесплатно, родители иногородних школьниц платили за их проживание 50 руб. серебром в год. Со­зданием этой школы было положено начало среднему женскому образованию в Запад­ной Сйбйри (68, с. 31).

На Алтае горнозаводские школы, расположенные в «частях» горного округа, на его периферии, при заводах и рудниках, получили название «частных училищ». Устанавли­валось подчинение их горному училищу, названному по Положению 1836 г. Окружным горным училищем С начала 1836/37 уч. г. частные училища открывались при всех перс­пективных заводах и рудниках. Всего здесь насчитывалось 15 училищ с общим числом учащихся 1875 чел Усиление централизованной подчиненности и контроля в известной мере способствовало упорядочению учебного процесса. Инспектор учебных заведений Алтайского учебного округа утверждал единый режим учебного дня и постоянное годо­вое расписание всех учебных заведений. Была введена единая десятибалльная система оценок (42, с. 357).

Основную массу населения региона составляло крестьянство. Царское правительство не проявляло заботы об образовании детей земледельцев. Оно запрещало обучать детей крестьян и в частных училищах. В первой четверти XIX в. возникло небольшое количе­ство элементарных сельских школ. Вскоре с наступлением николаевской реакции они закрылись Правда, по особому указанию Томского губернатора при частных училищах



Б tfS'ffti О Г г, К П

Омского педагошчеоиосо

581599

до 80 крестьянских мальчиков обучались «писарскому делу». Данная мера была предпри­нята в связи с тем, что крестьянское население оказалось сплошь неграмотным, и воз­никли определенные трудности в управлении им.

В целях подготовки волостных писарей в IS27 г. открылись особые начальные школы, в которые в порядке повинности набирались по деревням мальчики 10-12-летнего возрас­та. На их содержание и обучение взыскивался дополнительный земский налог (34, с. 484). В 1838 г. по решению Синода Томской епархии предписываюсь открыть в селах эле­ментарные школы. Первая сельская школа была учреждена в 1840 г. в с. Новиково - на правом берегу Бии, в 60 километрах от Бийска (43, с. 358).

В первой половине XIX столетия наблюдалось развитие духовного образования в Западной Сибири. Центром просвещения христиан явились православные храмы и мо­настыри, число которых только в Тобольской губернии в 30-е годы составляло 45, а численность духовенства превысила 700 чел. (68, с. 31). В середине века в ряде районов региона открываются православные миссионерские школы - важные очаги образова­ния и духовного воспитания.

В 1817 г. на территории Западной Сибири насчитывалось 4 городских приходских училища, в 1830 г. - 7, в 1840 - 9, а в 1855 - 15 (34, т. 2, с. 484).

С 1818 г. началось реформирование церковного образования. На базе Тобольской ду­ховной семинарии возникли три самостоятельные учебные заведения: начальное при­ходское училише (ЦПШ), неполное среднее уездное училище (духовное училище) и собственно семинария. Между всеми типами духовных учебных заведений устанавлива­лась преемственность.

В семинарии к тому времени насчитывалось 190 учащихся, обучавшихся на трех от­делениях: низшем - словесности и риторики, среднем — философском и высшем -богословском. При подготовке будущих священнослужителей учитывались условия, в которых предстояло им работать в Сибири. Например, богословские науки дополнялись сведениями о вероисповеданиях, расколах и ересях применительно к региону. В числе философских наук изучались логика и психология.


Учебным планом семинарии предусматривалось изучение естественной истории, основ медицины, педагогики и сельского хозяйства. Французский, немецкий, еврейский, та­тарский языки изучались по выбору самих семинаристов (68, с. 32).

Таким образом, семинария давала разностороннюю общеобразовательную и специ-




Тобольская средняя школа № 1, вывшая Марчинская женская гилшашя. Здание построено в 1914 г.


только исполнять обязанно-огической деятельностью.

альную подготовку служителям культа: последние могли не
ста священников, но и успешно ,,»„„ могли не

В 1858 г (п.,™ т™Г шно ^ииматься педагогической деятельное!

шорцев — от-

В 1858 г. была открыта духовная семинария в Томске (79 с 37-42)

^£^==^==~~=-'^-

„о-приходскую миссионерскую школудля остяцких детей в Кондинском монастыре (1852). В ветхом помещении для занятий было холодно. Здание содержалось в антисанитарном состоянии. Дети часто отвлекались на рыбный промысел и хозяйственные работы. Обуче­ние осуществлялось формально: дета к концу курса не усваивали разговорного русского языка, читали напечатанный текст, не понимая прочитанного (34. т. 2, с. 484).

Значительно лучше дело обстояло в миссионерских школах Горного Алтая и Горной Шории. Глава Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 г. архимандритом Мака-рисм Глухаревым, обеспечил благоприятные условия для открытия указанных школ; создал национальную письменность, основанную на русском алфавите, сделал перево­лы богослужебных книг на алтайский и шорский языки. Духовной миссией были откры­ты школы в деревнях: Мыюте (1850), Макарьевской (1855), Черном Ануе (1858). Кузе-деево (1859), Урсуле (1860), Чемале (1863), Кебезени (1863) (101). Все они располага­лись в Алтайском и Кузнецком округах Томской губернии.


Школы подготовили миссионеров из числа представителей коренных народов. Пос­ледние занимались не только миссионерской, но и педагогической деятельностью.

В первой половине XIX века наблюдался медленный рост сети как светских, так и духовных учебных заведений региона. Слабое развитие общеобразовательных школ здесь во многом объяснялось тем, что крепостническое государство выделяло крайне чало средств на народное образование. К примеру, в 1831 г. они составляли 0.7% всей расход­ной части бюджетов западносибирских губерний, а к 1851 г. увеличились всего лишь до 1,7% (34. т. 2, с. 483).

Наибольшее развитие образование получило в старом административном и культур­ном центре Сибири - Тобольске, где в 1850 г. функционировало десять светских и ду­ховных учебных заведений, а также в Томске и Барнауле. Начальное образование осуше-ствлялось в городских и немногих сельских церковно-приходских училищах, горноза­водских, гарнизонных и миссионерских школах.

На всей обширной территории региона действовало лишь пять средних учебных заве­дений: две мужских гимназии, две духовных семинарии и горное училище. Лица с выс­шим образованием готовились только в вузах в Европейской России.

Пришлое и коренное население в основной своей массе оставалось неграмотным.

И. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Крестьянские реформы 60-х годов XIX столетия знаменовали собой переход от фео­дальной к буржуазной монархии в России. Буржуазная эпоха повысила требования к уровню образования населения. Развитие капиталистических отношении в сельском хо­зяйстве и промышленности страны вызвало потребность в значительном количестве грамотных служащих и рабочих, а также земледельцев.

Проникновение отечественного и иностранного капитала в Сибирь стимулирован» развитие товарного производства в городах и сельской местности. Процесс расширения внутреннего рынка и внешней торговли усилился с открытием великой сибирской же­лезнодорожной магистра»,. Как известно, введение в эксплуатацию Транссибирской железной дороги вызвало быстрый рост городов в регионе (Тюмень, Омск, Курган.


19

использования'машш, По уровню механизации сельского хозяйства Западная Сибирь опережала Европейскую Россию (48, т. II, с. 525-526, 531 532).

Важным фактором, оказывающим влияние на рост школ, явилось увеличение чис-генности населения региона за счет массового переселения крестьян из Европейской России За три десятилетия, прошедших после отмены крепостного права, в Западную Сибирь прибыло около 350 тыс. чел. с Украины, из центральных губерний России, из Поволжья и с Урала (68, с. 34). В последующие полтора десятилетия этот поток увели­чился и особенно возрос в годы Столыпинской аграрной реформы 1906 г. Уже в 1907 г. после ее начала число переселенцев в регион выросло втрое по сравнению с предыду­щим годом, а в 1908 г. - почти в восемь раз. В течение восьми лет осуществления пересе­ленческой политики пришлое население в Западной Сибири возрастало ежегодно на 121 тыс. душ мужского пола (108, с. 14). Жители новых переселенческих поселений часто на своих сходах выносили «приговор» об открытии начальных школ.

Заметную роль в развитии школьного дела сыграли общественно-педагогические движения.

Идеологи т.н. «областничества» Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев критиковали официаль­ный политический курс за то, что он обескровливает окраины, в том числе и Сибирь, создавая условия для отлива наиболее талантливой молодежи, требовали для нерусских народов открытия светских правительственных школ с преподаванием на родном языке. •Сибирской жизни. - писач Г.Н. Потанин, - нужно придать такой строй, чтобы всякое племя, как бы мало оно не было, татары, буряты, остяки, самоеды, имели бы школы на общественное и культурное возрождение и самоопределение» (78, с. 287).

За коренное улучшение дела народного просвещения в Сибири боролись политичес­кие ссыльные. Численность ссыльных здесь с каждым годом во второй половине XIX в возрастала, а вместе с тем усиливалось их влияние на местное население Так количе­ство политссыльных в Тобольской губернии в конце девятнадцатого столетия составля­ло 7,4% всех жителей (83, с. 137).


При содействии ссыльных в Западной Сибири содержались т.н. «тайные» или «воль-многочис"""' НС Р"решаемые правительством. Число таких школ иногда было довольно многочисленным. Например, согласно данным сенатской ревизии, в конце XIX в около

Большое влияние на оазвитир пI„ ' ОТКРЫТЫ бесплатные библиотеки,

в Сибири. Они с"ств^Гп Ка3аЛИРеВОЛЮЦИОННЫесобыя 1905-1907 гг.

педагогов в <к*£^^^^£Г^ """' в""Х >'"<* "
Хх'ГетГр^Г п^ГеГзГ^ "" Х'Х " " «*""о - начале
могла развиваться и co^cS^З^ннГ™ "™Ш ШК°Л' б" ™° *
стой грамоте, которая необходима Sk3vx -HWW Ж"знь Регионг'- «Научиться про-
нового класса, отчетливо выраженный на гтп™ Л лейтмо™в народившегося

В зависимости от ведомствкZ1" Га3е™ «О1™™^ Алтая» (53).


: разнообразие типов.

кто их учреждал и содерж^' нС.ьные шГТ У4е6ные эааденм. а ™*е °т таго' период имели разные название „ пре^ГсобойГьшоСеТИРИ " РаССМ«СМЫЙ



<< предыдущая страница   следующая страница >>