shkolakz.ru 1
Лингвистический винегрет.


Занятие 2

Юный корректор
.

Ребята! На прошлом занятии мы познакомились с основными причинами речевых ошибок. В одном из предложений вам встретилось нарушение, связанное с неправильным употреблением слов- паронимов. Остановимся подробнее на этом типе речевых ошибок.

Слова-паронимы - это однокоренные слова, близкие по звучанию и значению, но имеющие различия:


Примеры:

экономный - экономичный - экономический 
одеть - надеть
артистичный – артистический

Смешение паронимов - грубая лексическая ошибка.

Примеры неправильного употребления паронимов:

Он экономичный человек. 
(Правильно: Он экономный человек.) 

На вечер я одела  самое красивое платье.
(Правильно: На вечер я надела самое красивое платье.)

Вот тебе коньки: одевай их и догоняй меня.
(Правильно: Вот тебе коньки: надевай их и догоняй меня.)

У нас много артистичных династий.
(Правильно: У нас много артистических династий.

Задание 1

Выполни задание. Чтобы не допустить ошибки, прочитай вдумчиво все примеры словосочетаний, приведённые ниже. Материал на наблюдение поможет понять различия в словах и их лексической сочетаемости. Если значения слов останутся тебе неясны, обратись к толковым словарям. От тебя не требуется давать развёрнутые толкования слов, но чувствовать различия в значении и определять, верно ли употреблено слово в словосочетании, нужно уметь. 

Определи, какие слова можно употребить в словосочетаниях:

 ... телефонной сети (абонент или абонимент)

 ... в бассейн (абонент или абонимент)

  ... способности (артистичные или артистические)


  ... ребёнок (артистичный или артистический)

  ... дом (барский или барственный)

  ... осанка (барская или барственная)

  ... мыслитель (великий или величественный)

  ... архитектурный ансамбль (великий или величественный)

  ... проблемы (вечные или вековые)

  ... дубы (вечные или вековые)

  ... гладь (водная или водяная)

  ... человек военный или воинский

  ... звание (военное или воинское)

 ... мастерская (гарантированная или гарантийная)

  ... посуда (глиняная или глинистая)

  ... берег (глинистый или глиняный)

  ... катастрофа (гуманная или гуманитарная)

  ... отношение (гуманное или гуманитарное)

 ... помощь (действенная или действительная)

  ... разговор деловой или деловитый

 ... походка (деловая или деловитая)

  ... совет (дельный, деловой или деловитый)

 ... одежда (демократичная или демократическая)


Услышь меня.

Знайте и применяйте!

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают

один звук два звука

после согласного в остальных случаях

(в начале слова, после Ь и Ъ,

лёд – Ё = [о] после гласных)

мячик – Я = [а] ёжик – Ё = [ϳ'о]

пюре — Ю = [у] маячить – Я = [ϳ'а]

вьюга – Ю = [ϳ'у]


♦ ♦ ♦

Всегда твёрдыми являются согласные звуки: [ж], [ш], [ц]. Исключение: жюри ([ж']ури).


Всегда мягкими являются согласные звуки: [ϳ'], [ч'], [щ']. Исключения: помощник — помо[ш]ник, всенощная — всено[ш]ная.

Буквы Е, Ё, Ю, Я, И, Ь показывают на письме мягкость предшествующего согласного: певунья, мягкими.

Буквы Ь и Ъ не обозначают звуков!


♦ ♦ ♦


Парные согласные по глухости — звонкости:


[б], [б'] - [п], [п']

[в], [в'] - [ф], [ф']

[г], [г'] - [к], [к']

[д], [д'] - [т], [т']

[з], [з'] - [с], [c']



[ж] — [ш]

В окончаниях -ОГО (-ЕГО) прилагательных, причастий и местоимений произносится согласный [в]: прелестного, раскручивающегося, иного.


Задание 2


Укажите ошибочное суждение. Свой ответ обоснуйте.


1) В слове КРАСНОГО буква Г обозначает звук В

2) В слове ГОРДИТСЯ 7 букв и 6 звуков.

3) В слове ЖЁЛТЫЕ все согласные твердые.

4) В слове ЕХАТЬ количество букв и звуков совпадает.


Удивительное рядом.


Задание 3

Найдите соответствие между фразеологическим оборотом и словом.

Образец: не разлить водой – дружные.


1. Разодеться в пух и прах. 2. Рукой подать. 3. Перемывать косточки. 4. Бок о бок. 5. На всех парах. 6. Сколько душе угодно. 7. Вылетело из головы.8. Не покладая рук. 9. Идти на лад. 10. Как по команде. 11. В один голос. 12. Еле передвигать ноги. 13.Кто в лес, кто по дрова.

14. Уши вянут.

1. Устать. 2.Расфрантиться. 3. Забыл. 4. Близко. 5. Сплетничать. 6. Согласиться.7. Навалом. 8. Рядом. 9. Усердно. 10. Врозь. 11. Не хочу слушать. 12. Дружно 13. Стремительно. 14. Единодушно.



Строительная мастерская.

Ряд однокоренных слов, из которых каждое последующее непосредственно мотивировано предшествующим, представляет собой словообразовательную цепочку. Словообразовательная цепочка состоит из мотивирующих слов: учить -> учитель -> учительница, соль -> солить -> посолить. Исходным (открывающим) словом цепочки является немотивированное слово.

Совокупность всех слов с общим корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями мотивации, называется словообразовательным гнездом. Словообразовательное гнездо состоит из словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово, например:

словообразовательное гнездо состоит из <a href=словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово" align=bottom width=640 height=198 border=0>

Задание 3

Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.

Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка,  переночевать.


Раз словечко, два словечко.


Прежде, чем выполнять задание, вспомните теоретический материал. Для тренировки выполните тесты. Воспользуйтесь гиперссылкой.

http://socheen.narod.ru/Test4Pr/Index.htm


Приставки ПРИ-, ПРЕ-

1. Правописание приставок пре-, при- определяется их значением:

Приставка при- указывает на:

1) пространственную близость): пришкольный, пригородный;

2) присоединение, приближение: припаять, приблизиться;

3) совершение действия в неполном объёме или на ограниченный срок: приоткрыть, приостановиться


4) доведение действия до конца: приплыть, приучить;

5) действие, совершающееся в интересах субъекта: присвоить. припрятать


Приставка пре- указывает на:

1) значение «через» (близка по значению приставке пере): преступать (переступать);

2) значение «по-иному»: преображать (делать другим, изменять), пререкаться (говорить иное, не то, что хотят услышать);

3) высокую степень качества (близка по значению к слову «очень»): преинтересный (очень интересный);

4) на действие, достигающее предельной степени: превосходить

Примечание. Различается написание слов, близких по звучанию, но разных по значению: придать соответствующий вид предать друга, притворить дверь претворить мечту, прибывать вовремя пребывать в отпуске, приступить к работе преступить закон, приходящий в гости преходящий момент и под.

2.   Правописание отдельных слов с приставками пре-, при- нельзя проверить данным правилом. Их следует запомнить или определять по орфографическому словарю. Сюда относятся, например, устаревшие слова, употребляющиеся во фразеологических сочетаниях преткнуться (устар.) — «споткнуться», преткновение — «помеха, затруднения», камень преткновения; преставиться (устар.) —«умереть», устроить светопреставление.

3.  Правописание заимствованных слов, имеющих пре-, при- в корне также рекомендуется определять по орфографическому словарю:   престиж,   президент,   приоритет, привилегия и т. д.


Задание 4

В каком из глаголов пропущена буква И?

1. Во сне я лгал и пр…давал,

И льстил легко я…

А я и не подозревал в себе такое.


2. Ужели я пр… дам позорному злословью –

Вновь пахнет яблоком мороз –

Присягу чудную четвертому сословью

И клятвы крупные до слез.

3. Не будем пр…давать значения злословью.

4. «Закладывать» - совсем простое слово,

А в то же время значит «пр…давать».

Откуда ты родом?

Задание 5

Являются ли родственными слова поле и полый. Ответ обоснуйте. Обязательно воспользуйтесь словарем.

http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%B9&stype=0