shkolakz.ru 1
Л.Х.Фаизова


ТГСПА им.Д.И.Менделеева, г.Тобольск


ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ТВОРЧЕСТВА Ш.ГАДЕЛЬШИ

Литературная судьба родившегося в 1949 году в селе Киндер Нижне-Тавдинского района Тюменской области Шауката Гадельшаевича Сибгатуллина тесно переплелась с культурным центром татарского народа – Казанью. Первую оценку творчеству поэта дает М.Аглямов и отмечает в его стихах использование сибирского говора и связь его поэзии с фольклором. Критики Г.Муратов, Г.Гильманов, Р.Ахмедзянов, анализируя творчество поэта, также обращают внимание на своеобразное звучание стихов, новизну тематики, творческих приемов и активное обращение поэта к народному творчеству.

Ш.Гадельша – всей своей сущностью дитя природы. В его стихах находит яркое отражение природа Сибири, дремучий лес со своими зверями, птицами и звуками. Сибирь он понимает не как географическое название, а как колыбель его родного народа, человечества. Стираются грани времени: в его поэзии человек относится к любому времени, к любой эпохе. Он не только описывает природу, как это свойственно многим поэтам, но и сопереживает с природой, живет с ней. Поэтому его стихи не только нежат слух читателя, но и знакомят с реальной жизнью. В стихотворении “Зираттагы каен” (Береза на кладбище) лирический герой спрашивает у березы, почему она, в былом стройная и статная, так изогнулась и искривилась. Ответ березы заставляет читателя задуматься:

- Атаң бит... Чытырдатып Отец ведь... С треском

Тамырдан тарта. Дергает за корни.

Озак кайталмавыңа Не может вынести

Гарьләнеп ята. Твое долгое отсутствие.

Актуальной для поэзии Ш.Гадельши является проблема отношений молодого и старшего поколений. Поэт ратует за сохранение памяти об ушедших из этой жизни и призывает уважительно относиться к своим родителям.

Даже в стихах, которые можно отнести к пейзажной лирике, скрыт глубокий философский смысл. Размышления о смысле жизни, думы о прошлом, сегодняшнем и будущем делают творчество поэта широкомасштабным, наполненным глубоким смыслом. Например, в стихотворениях “Болан күзе” (Глаз оленя), “Болан баскан эзләргә” (На следы оленя), “Кинәт кенә купты давыл” (Резко поднялась буря), “Сорап куйгалый иде...” (Спрашивал иногда…) отражается своеобразный взгляд поэта на мир.


Любовная лирика Гадельши не похожа ни на чью другую, понятие “любовь” поэт объясняет по-своему:

Мәхәббәт ул – карурманда Любовь – это земляничное поле,

Үзең тапкан җиләклек. Которое ты сам нашел в лесу.

Качып кына барасың да Украдкой туда ходишь

Туйганчы сыйланасың. И наедаешься досыта.

Ятлар табып алмасын дип, Чтобы другие не нашли

Борчылып моңланасың. Переживаешь и грустишь.

“Мәхәббәт” (Любовь)

Таким образом, Ш.Гадельша, несмотря на то, что на сегодняшний день живет в Казани, полон дыханием родной земли, глубоко чувствует течение жизни в любимой Сибири. Автор философски обобщает и утверждает, что без природы не может быть животного мира и человека. Творчество сибирско-татарского поэта Ш.Гадельши является образцом, обогащающим современную общетатарскую поэзию. Сибирь, как неотъемлемая историческая часть татарского мира, находит яркое отражение в его лирике, богатство изобразительных средств и образов создают своеобразный поэтический мир автора.

Литература


  1. Гадельша Ш. Аучы җыры. – Казань, 2004. – 383с.