shkolakz.ru 1

ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ

рассмотрен и обсужден

на заседании НМС

Протокол № 3

от « 11 » ноября 2008 г.

Зам. директора по НМР ___________ В.А. Ткач


УТВЕРЖДЕН

педагогическим советом

Протокол № 2 от « 24 » ноября 2008 г.

Директор МОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 2 г. Надыма» __________ З.А. Стоян


Положение

об организации оздоровительного процесса

в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма»


  1. Общие положения

    1. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма» – это специально организованная общеобразовательная школа для одаренных и обычных детей, а также для детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении, обеспечивающая функционирование 3-х взаимосвязанных процессов учебно-воспитательного, воспитательного и оздоровительного (Оз.П), имеет инновационную структурно-функциональную модель, обеспечивающую слаженное функционирование пяти координационно-управленческих центров научно-исследовательской работы, учебно-воспитательной работы, воспитательной работы, хозяйственно-бытового и Центра содействия укреплению здоровья обучающихся (Центр).

    2. Оздоровительный процесс осуществляется службой медико-социального сопровождения через структуру координационно-управленческого Центра содействия укреплению здоровья обучающихся. Согласно штатному расписанию в Центре работают следующие специалисты: врач невролог, врач физиотерапевт, медицинские сестры (физио-кабинета, кабинета массажа, кабинета БОС-ортопедический, фито-кабинета), фельдшер, санитарка.

Материально-техническая база представлена специально оборудованными медицинскими кабинетами: кабинет массажа, физиотерапевтический кабинет, кабинет врача, кабинет фитотерапии, кабинет психолога, кабинет логопеда. Оборудование кабинетов и их использование соответствует санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности.


Наличие аппаратуры физиотерапевтического кабинета: аппараты гальванизации «Поток» – 5 шт., тубусный кварц – 1 шт., аппарат «Ультразвук 107» – 1 шт., аппарат «Ультразвук 104» – 1 шт., ингалятор с насадками – 1 шт, кабинет БОС-ортопедический. Данная аппаратура используется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к эксплуатации медицинской техники.

Кабинет психолога оборудован компьютером и специальными диагностическими программами по изучению интеллектуальных и адаптационных возможностей обучающихся.


    1. Нормативно-правовыми основаниями для организации оздоровительного процесса в школе являются:

  • Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.).

  • Федеральное законодательство об охране здоровья школьников

Конституция РФ, Семейный кодекс РФ (29 декабря 1995 г. № 223 – ФЗ), Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ (30 декабря 2001 г. № 197 – ФЗ), Закон РФ «Об образовании» (10 июля 1992 г. № 3266-1), Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г. № 52, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», законодательство в области охраны детей инвалидов, нормативно-правовые акты Правительства РФ, Постановление Правительства РФ № 803 от 23 декабря 2005 г. «О федеральной целевой программе развития образования на 2006 – 2010 годы», постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 «О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы»; постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 280 «О Федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы»), приказы Министерства науки и образования России, Министерства здравоохранения РФ № 186/272 от 30.06.92 г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях», приказ МЗ РФ о гигиенических требованиях к условиям обучения школьников – САНПиН 2.4.4. 1251-03, приказа Минздрава России от 04.04.03 № 139 «Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений».


  • Региональное нормативно-правовое регулирование в сфере охраны здоровья школьников: Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2006 г. № 79-ЗАО «О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе», Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2004 г. N 479 «Об утверждении порядка воспитания обучения на дому детей-инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» (с изменениями от 20 сентября 2007 г), распоряжение Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 августа 2007 г. № 284-РА «О разработке окружной целевой программы «Дети Ямала» на 2008-2010 годы», комплексная программа «Развитие образования ЯНАО до 2010г.» и ежегодный «План мероприятий по улучшению здоровья детей» департамента образования ЯНАО, приказ департамента образования ЯНАО, департамента здравоохранения ЯНАО от 30 июля 2008 г. № 654/248 «О медецинском обеспечении обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа», Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округ от 18 апреля 2007 г. N 191-А «О порядке определения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения I-VIII видов видов, в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа» (с изменениями от 9 октября 2009 г.)
  • Районная комплексная программа «Основные направления модернизации образования г. Надыма и Надымского района на 2003-2005 гг.» подпрограмма «Сохранение здоровья и оказание психолого-медико-педагогической помощи детям и подросткам». «План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и воспитанников муниципальных образовательных учреждений на 2003-2005 гг.», управления общим и профессиональным образованием мэрии муниципального образования г. Надым и Надымский район. Институциональное нормативное регулирование в сфере охраны здоровья учащихся ОУ Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма» общешкольная программа «Здоровый ребенок» на 2005-2010 годы, общешкольная программа «Школа и Семья» на 2004-2009 годы.





  1. Цель организации оздоровительного процесса

    1. Оздоровительный процесс в ОУ организуется с целью содействия педагогическим работникам в создании здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве школы, в воспитании у обучающихся активной позиции в выборе ЗОЖ.

    2. С целью укрепления и сохранения здоровья обучающихся в условиях ОУ.




  1. Задачи оздоровительного процесса

    1. Осуществление мер медико-педагогической реабилитации

  • медицинское обеспечение дифференциации и индивидуализации образования;

  • медицинский контроль за физическим воспитанием;

  • санитарно-просветительская поддержка школьных мероприятий, направленных на формирование у обучающихся активной позиции в выборе ЗОЖ;

  • организация работы лектория для родителей «Мы выбираем здоровье»;

  • осуществление организационно-методической деятельности;

  • осуществление опытно-экспериментальной деятельности;

  • осуществление контрольно-инспеционной деятельности.

    1. Осуществление мер медико-биологической реабилитации

  • медицинский контроль за состоянием здоровья и физическим развитием обучающихся;

  • профилактическое лечение обучающихся с целью сохранения и укрепления их здоровья;

  • противорецидивное лечение детей с хронической патологией.

    1. Проведение проблемно-ориентированного анализа состояния здоровья обучающихся и социо-культурной ситуации в школе, влияющей на здоровье школьников на основе мониторинга состояния здоровья обучающихся и данных инспекционно-контрольных проверок экологии образовательной среды ОУ.
    2. Проведение системно-структурного анализа на основе мониторинга деятельности медицинских служб Центра содействия укреплению здоровья обучающихся (ЦСУЗ) с целью максимального использования нагрузки специалистов и материально-технических ресурсов Центра.


    3. Осуществление программно-целевого управления деятельностью ЦСУЗ на основе проблемно-ориентированного и системно-структурного анализа.

    4. Формирование банка современных методов и форм здоровьесбережения обучающихся в образовательной среде.

    5. Использование современных методов и форм при реализации деятельности по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ.




  1. Организация оздоровительного процесса

    1. Оздоровительный процесс осуществляется службой медико-социального сопровождения через структуру координационно-управленческого Центра под руководством руководителя ЦСУЗ.

      1. Руководитель планирует организацию оздоровительного процесса и деятельность ЦСУЗ на учебный год:

  • составляет график проведения оздоровительных мероприятий и реабилитационных циклов обучающихся

  • разрабатывает план деятельности ЦСУЗ на учебный год.

    1. Заместитель директора по УВР предусматривает в расписании учебных занятий время для проведения реабилитационных циклов обучающихся согласно утвержденному графику.

    2. Классные руководители и воспитатели ГПД обеспечивают своевременное прохождение обучающимися ОУ реабилитационного цикла согласно графику и расписанию занятий в школе.

    3. Организация прохождения реабилитационных процедур во время урока возлагается на учителя, ведущего урок и врача ЦСУЗ.

    4. Педагоги-преподаватели во время реабилитационного цикла должны корректировать тематическое планирование для полного прохождения материала и осуществлять контроль за занятиями обучающихся.

    5. Организация мер медико-биологической реабилитации

4.6.1 Организация подготовительного этапа работы 1 этап реабилитационного цикла


  • анкетированный метод сбора анамнеза о состоянии здоровья обучающихся у родителей анкета «О состоянии здоровья обучающихся», анкета «Вегетативные пробы»;

  • подготовка медицинской документации к проведению реабилитационного цикла заполнение паспортных данных и имеющихся данных о состоянии здоровья в журналах и медицинских картах обучающихся;

  • проведение скрининг-теста получение данных функциональных проб у обучающихся измерение роста, веса, окружности груди в покое, на вдохе и выдохе, определение пульса, частоты дыхания, АД расчет индекса Кердо и Хиндельбрандта определение объемной скорости вдоха и выдоха за 1 секунду проведение динамометрии и становой силы

  • обследование психологом Центра (тесты: «Люшера», корректурная проба, САН) для определения уровня адаптации обучающихся.

4.6.2 2 этап реабилитационного цикла:

  • комплексное заключение о состоянии здоровья медицинскими специалистами осмотр, проведение клинических тестов на наличие сколиоза, плоскостопия и заключение о состоянии здоровья и физическом развитии обучающихся, при необходимости дополнительный сбор анамнеза у родителей и обследование в МУ Центр «Домашний очаг» и МУЗ ЦРБ, заполнение медицинской документации и назначение лечебно-профилактических и противорецидивных мероприятий.

4.6.3 3 этап реабилитационного цикла

  • обработка данных обследования полученных на 2 этапе и формирование потоков для прохождения фитолечения, физиолечения и массажа,

  • заполнение индивидуальных карт на физиолечение и массаж.

4.6.4 4 этап реабилитационного цикла:
  • проведение лечебно-профилактических мероприятий (программа «А»): лечение растительными адаптогенами (настойки элеутерококка, жень-шеня, заманихи, китайского лимонника и др.), витаминами с комплексом минералов (Дуовит, Компливит, Ревит и др.), лечение иммуностимуляторами (Иммунал, Глицин, глюконат кальция, йод-актив и т.д.)


  • проведение противорецидивного лечения учащихся Группы риска и имеющих хронические заболевания (программа «Б»):

  • лечение специальными сборами трав (сердечно-сосудистый, седативный, желудочно-кишечный, противоастматический, витаминный и др.)

  • физиолечение гальванотерапия, электрофорез с различными лекарственными препаратами, ультразвуковая терапия, лечение диадинамическими токами (ДДТ) лечение верхних дыхательных путей тубусным кварцем и др. лечение массажем по классической и нервно-рефлекторной методике лечение в спелиокамере на базе МУ Центр «Домашний очаг», в кабинете «Биологической обратной связи» по коррекции осанки и в зале лечебной физкультуры

  • индивидуальное консультирование родителей и, при необходимости, дополнительные назначения и обследования обучающихся (ЭКГ, ритмограмма, спектрограмма, РЭГ и т.д.)

  • при выявлении случаев дезадаптации обучающихся проведение психологом индивидуальных консультаций родителей, выдача им рекомендации по коррекции воспитания, назначение лечения врачом-неврологом

  • работа специалистов ЦСУЗ с семьями и учениками Группы социального риска и ОВЗ

  • работа логопеда ЦСУЗ с обучающимися, имеющими тяжелые нарушения речи;

  • проведение заключительного осмотра специалистами ЦСУЗ по окончанию реабилитационного цикла проведение функциональных проб; проведение корректурной пробы психологом, осмотр врача с заключением: улучшение, ухудшение, без перемен; заполнение врачом этапного эпикриза с дачей дальнейшей рекомендаций; мониторинг; анализ.

4.6.5 Проведение классным руководителем и врачом тематического родительского собрания с целью ознакомления родителей с результатами реабилитационного цикла и дачей им рекомендаций по ЗОЖ обучающихся.

4.7 Организация мер медико-педагогической реабилитации:

4.7.1 Медицинское обеспечение дифференциации и индивидуализации образования обучающихся в школе:


  • участие медицинских специалистов в работе школьных тематических ПМПк по организации разноуровневого обучения и текущих ПМПк по вопросам адаптации обучающихся к УПВ;

  • информационное медицинское обеспечение организации образовательного процесса в классах КмО и С(К)О VII вида.

4.7.2 Участие в организации и проведении школьных мероприятий, проводимых с целью формирования у обучающихся ЗОЖ:

  • сотрудничество специалистов Центра с органом самоуправления обучающихся Институтом Развития Творчества (ИРТ), факультетом «Безопасность и здоровье»: участие в проведении Месячников здоровья, Дней здоровья, в организации и проведении Туристического слета;

  • сотрудничество специалистов Центра с преподавателем-организатором ОБЖ: проведение Уроков здоровья, в соответствии с планом работы факультета «Безопасность и здоровье»: «Лесная аптека», «Север, здоровье и мы», «Вредные привычки»;

  • сотрудничество специалистов Центра со школьным Научным Обществом Учащихся (НОУ) по оказанию консультативной помощи в разработке научных проектов обучающихся по темам, связанным с экологией, физиологией и здоровьем человека;

  • участие специалистов Центра в работе школьной Временной Творческой Группы (ВТГ) «Здоровье и образовательная среда», где объединены специалисты разных областей школьного образования, озадаченные проблемой здоровьясбережения обучающихся;

  • участие в опытно-экспериментальной деятельности ОУ;

  • работа лектория для родителей «Мы выбираем здоровье»;

  • участие медицинских специалистов Центра в работе школьных семинаров, педсоветов по вопросам ЗОЖ;

  • обобщение и представление опыта на районных, окружных семинарах и конференциях.

      1. Осуществление руководителем ЦСУЗ контрольно-инспекционной деятельности за организацией экологии образовательной среды.
      2. Проведение врачом ЦСУЗ медицинского контроля за организацией физического воспитания в школе согласно инструктивному письму Министерства образования РФ 13-51-263/13 от 31.10.2003 г. «Об оценивании и аттестации обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физкультурой». Врач ЦСУЗ готовит информацию для преподавателей уроков физической культуры о состоянии здоровья на каждого обучающегося: о наличии у него заболеваний, ограничений нагрузок, дает рекомендации по поводу возможных физических упражнений, о необходимости коррекционных упражнений и занятий лечебной физкультурой; проверяет выполнение рекомендаций. По окончанию урока врач делает анализ, который обсуждает с преподавателями физического воспитания, намечают дальнейший контроль.





  1. Документация и отчетность

    1. Папка «Нормативно-правовая база деятельности», содержащая документы, регламентирующие деятельность Центра в области формирования здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве школы.

    2. Папка «Мониторинг деятельности служб Центра»; «Мониторинг состояния здоровья обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма».

    3. Папка «Проблемно-ориентированный анализ состояния здоровья обучающихся и экологии образовательной среды»; «Системно-структурный анализ деятельности служб Центра».

    4. Папка «Программно-целевое управление деятельности Центра по организации оздоровительного процесса в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма».

    5. Папка «Методическое обеспечение медико-биологической реабилитации».

    6. Папка. Деятельность Временной Творческой Группы (ВТГ), «Здоровье и образовательная среда».

    7. Папка. Лекторий для родителей «Мы выбираем здоровье».

    8. Специалисты Центра ведут учетно-отчетную документацию, оформляют индивидуальные медицинские карточки обучающихся, специальные медицинские бланки, рецепты, памятки для родителей.

    9. Проблемно-ориентированный и системно-структурный анализы деятельности Центра по реализации оздоровительного процесса предоставляются администрации школы в конце учебного года.




  1. Компетенция и ответственность

6.1 Обязанности:

6.1.1 Анализ деятельности каждого специалиста и Центра в целом.

6.1.2 Вычленение главных приоритетов в направлении деятельности Центра по реализации оздоровительного процесса в ОУ на основе проблемно-ориентированного анализа состояния здоровья обучающихся и экологии образовательной среды на основе мониторинга.

6.1.3 Организация планирования деятельности Центра на основе программно-целевого управления в ОУ.


6.1.4 Своевременный учет изменений, дополнений и корректив нормативно-правовой базы ЦСУЗ.

6.1.5 Создание условий для сохранения и укрепления здоровья каждого обучающегося в ОУ.

6.1.6 Содействие педколлективу ОУ в создании здоровьесберегающей среды и воспитанию у обучающихся здорового жизненного стиля.

6.2. Права


      1. Выдвигать задачи, вносить коррективы в работу ОУ по реализации оздоровительного процесса.

      2. Требовать своевременного обеспечения необходимой нормативной документацией.

      3. Повышать профессиональный уровень специалистов Центра.

      4. Требовать от администрации улучшения материально-технического и кадрового обеспечения оздоровительного процесса в ОУ.

6.3. Ответственность

6.3.1 Ответственность за сохранение и укрепление здоровья обучающихся в ОУ.

6.3.2 Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время прохождения реабилитационных процедур возлагается на учителя ведущего урок по расписанию и врача Центра.

6.3.3 Ответственность за качественную разработку и полную реализацию оздоровительного процесса в ОУ.

6.3.4 Ответственность за качественную и своевременную реализацию требований нормативных документов.

6.3.5 Ответственность за объективность анализа деятельности специалистов Центра.