shkolakz.ru 1

Султаншина Миляуша Исрафиловна

40 лет, Россия, Республика Татартан

г. Набережные Челны

Учитель татарского языка и литературы

МАОУ «СОШ №48»

Статья

Культура и традиция татар.

Знакомство с татарским фольклором.


У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить. Потому что такие праздники — это праздники сердца, души народа.

Татарский фольклор имеет хорошо развитую систему традиционных жанров: героический эпос (дастаны, баиты, исторические песни), сказки и народные шутки (Әкиятләр Һәм мәзәкләр), легенды и предания (легендалар, риваятльләр, хикәяләр һәм сөйләкләр), загадки (табышмаклар), пословицы и поговорки (мәкальр һәм әйтемнәр), песни: короткие, сюжетные, обрядовые и игровые, плясовые (кыска җырлар, сюжетлы җырлар, йола һәм уен-бию -җырлары). Сюда, прежде всего, следует отнести календарно-обрядовую поэзию. Так, широко известно являются нардуган җырлары. В дни нардуган собирались посиделки (утырма), проводились игрища с ряженьем, совершали гадания на кольцах (йөзек салыш) и распевали магические куплеты (фал ачулар).

Весна — время пробуждения природы, время обновления и ожиданий. Хорошая весна — быть хорошему урожаю, а значит и благополучной жизни. В дни весеннего солнцестояния при обходе дворов звучали нәуруз җырлары или нәуруз әйтуләр (коляды). Обряды проводов зимы сопровождались песнопениями (сөрән сугулар), исполнялись многие действия аграрно-магического характера. Во время весеннего паводка проводился жизнерадостный праздник хороводно-игровых песен в течение 7-10 дней. В эти дни звучали также җар-җарлар (ритуальные кликанья весны). Весенние праздники карга-туе (грачиный праздник), сабантуй также не обходятся без песнопений и заклинаний. В засушливые года во время яңгыр боткасы в основном звучат песни-заклинания.

Однажды ранней весной (конкретный день указывали старики-аксакалы) дети отправлялись по домам собирать крупу, масло, яйца. Своими закличками они выражали хозяевам благопожелания и… требовали угощения! Вот одна из таких закличек:


Дер, дер, дерә гә

Иртә торып бер-икенче сөрәнгә.

Сөрән суккан-бай булган.

Хай, хай, хай диләр,

Гали абзый бай, диләр,

Берәр кашык май, диләр!

Из собранных продуктов на улице или в помещении при помощи одной-двух пожилых женщин дети варили в большущем котле кашу. Каждый приносил с собой тарелку и ложку. Каша казалась объеденьем! А после такого пиршества дети играли. В разных местах проживания татар этот обряд назывался по-разному: грачиная каша, каша скворца, вербная каша. Этот весёлый ритуал служил знаком начала подготовки к Сабантую. Юноши или пожилые мужчины собирали к празднику Сабантуй специально приготовленные подарки — вышитые полотенца, платки, салфетки. Некоторые дарители говорили: "мой подарок — победителю состязания борцов", или победителю скачек, или наезднику, пришедшему… последним. Сабантуй — праздник всех татар. В главный день этого праздника все собираются в специально отведённом, обустроенном и украшенном месте, которое называется майдан — мәйдан. Музыка, песни, шутки — и торжествующая каждым листиком, каждой травинкой весна!

Традиционные состязания на празднике Сабантуй — скачки, бега, прыжки и национальная борьба — көрәш. На деревенских скачках наездниками были мальчики восьми-двенадцати лет. Скакали 5-8 километров, награды получали все участники. Лошадей тоже отмечали: им повязывали полотенца, в том числе и пришедшей последней.

Сабантуй прекрасен ещё и тем, что на этом празднике все не только зрители, но и участники — они поют, танцуют, показывают ловкость в играх. А вечером на поле-майдане проводятся молодёжные игрища с хороводами, плясками, играми в догонялки, катанием на подводах.

Ещё один замечательный национальный праздник татар — җыен. Его время — после окончания весенних полевых работ и началом сенокоса. В этот праздник жители одних деревень становились гостями других. Отправлявшиеся в гости шили наряды, пекли пироги, везли с собой тушки вяленых гусей. Приезжали на украшенных подводах, въезжали в деревню с музыкой и песнями, дети открывали гостям украшенные полевые ворота. Для каждых вновь прибывших гостей хозяева заново накрывали стол. Под вечер организовывали общий ужин. Во все дни гостевания хозяева топили бани: кунакны хөрмәтләү мунчасы— баня высшая почесть для гостя. Так принято считать у татар. Праздник җыен укреплял родственные и дружеские отношения, сплачивал аул и прилегающую округу: люди чувствовали себя в дни этого праздника одной семьёй. А это — счастье, когда люди считают себя одной семьёй.


По жанровому составу значительно сложнее свадебные песнопения татар. Среди них выделяются следующие: 1) Туй җырлары (свадебные песни). 2) Сыктаулар (причитания) имеются у всех тюркских народов, 3) Прощальные песни невесты под свадебное утро.

4) Песни дружины при проводах жениха в дом невесты, 5) Яр-ярлар (оды), присущие многим тюркским народам. 6) Бирнә җырлары - песни, исполняемые при обмене подарками между свахами в доме жениха в день свадьбы. 7) Арбаулар: есть килен арбау (наставление-нравоучение, обращенное к молодухе), есть кияу арбау (наставление-нравоучение, направленное к жениху), а также яшьләрне арбау (наставление молодых). 8) Типсәуләр - песни дружины при переезде невесты в дом жениха. 9) Әйтешләр - речитативно-песенное соревнование между близкими и друзьями жениха и невесты.

10) Бит ачулар - песни-советы невесте при представлении ее родственникам жениха.

11) Кияу ябулар -песни-наставления жениху в брачную ночь. 12) Баталар - назидания матери жениха, она обращается к своей невестке после заключения никах (брака) при первой встрече. Кроме того, можно было бы выделить и такие поэтические формы, как присловья сватовства, хурлаурлар (корильные), мактаулар (величальные) и другие.

Все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бәйрәм. Учёные считают, что это слово означает "весенняя красота", "весеннее торжество". Пожертвование и весеннее торжество — вот какой смысл у татарского праздника!

Татарские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу.