shkolakz.ru 1
Серавин А.И.


Метод «палеопсихологической реконструкции».

Занимаясь исторической психологией по теме «реконструкция средневековой личности», я столкнулся с тем, что в учебниках по исторической психологии Шкуратов В.А. «Историческая психология» и Боброва Е.Ю. «Основы исторической психологии» нет четко обозначенной методологии исследований. Так в книге Шкуратова В.А. указывается на стр. 481 «Книга закончена, но предмет ее далек от завершения. Читатель легко заметит, о чем не успел сказать автор, во-первых, книга теоретическая, и вней отсутствует сведения о приемах, которыми исторические психологи получают свои данные (хотя главный прием, который я постоянно имел в виду – интерпретацию источников – «предъявить» на подобие психологической методики невозможно)». По сути говоря, методология исторической психологии не разработана. Нам известно, что были попытки ввести специализированные методы исторической психологии, такие, как метод исторической реконструкции, который базируется на способности погружения, "вчувствования", проникновения во внутреннюю жизнь людей прошлого и метод психологической реконструкции, развиваемый в последнее время в лаборатории истории психологии и исторической психологии ИПРАН (Барская А.Д., 1998 г.). А.Д. Барская, объясняя метод психолого-исторической реконструкции, говорит о том, что задачей исторической психологии является воссоздание особенностей отдельных черт психического склада или психики в целом людей прошлого: "Главное отличие метода психолого-исторической реконструкции состоит в понимании психики людей прошлого как целостного структурно организованного единства, подчиняющегося общепсихологическим закономерностям и использование для исследовательских целей психологических моделей. Например, мы исследуем не то, что говорят герои, но то, как они это говорят и устанавливаем, что мыслительный процесс подчиняется основным, присущим современности, законам.

Здесь мы принципиально расходимся с Барской А.Д., так как на наш взгляд, во-первых, воссоздать психику в целом людей прошлого невозможно, потому что мы с трудом определяем психику людей современности, во-вторых, с точки зрения нашего подхода, необходимо исследовать и то, что говорят герои, и то, как они говорят, и то, какие мы сами имеем установки, мешающие понять смысл сказанного героями прошлого.


Предлагаемый метод палеопсихологической реконструкции следует понимать как своеобразный системный психолого-исторический подход к изучению личности настоящего, прошлого и прогнозировании личности будущего. Этот метод вобрал в себя предложенные выше методы в расширенном варианте. Наш метод состоит из двух блоков:


  1. Метод исторической рефлексии, который изучает психологическое наследие исследуемой эпохи. Ранее блок этих методов в должной мере не использовался в исторической психологии.

1.1.Изучение специфических субкультур, таких как реконструкторы, поединщики, ролевики и т.д.

1.2.Метод исторической реконструкции. Особый акцент здесь делается на дневники и самонаблюдение исследователя, а также на защиту личности исследователя от исследуемого материала (метод дубликата) (Серавин А.И., 1999).

1.3.Исследование культурно-психологического наследия выбранной эпохи, тех психологических открытий, которыми мы пользуемся сейчас, не осознавая, что они являются открытиями определенной эпохи.

1.4.Исследование общественного мнения и установок об изучаемом периоде. Сюда входит анализ средств массовой коммуникации, опрос и интервьюирование людей на данную тему, а также исследование формирования установок и стереотипов у детей в детских садах и школах.

  1. Аналитические методы. В этот блок вошли методы, которые на данный момент используются в исторической психологии.

2.1.Метод физиогномической реконструкции, включающий в себя также анализ пищи и болезней.

2.2.Анализ архитектурных сооружений всех назначений.

2.3.Анализ изобразительного искусства: а) денег, медалей и т.д.; б) картин, гравюр, икон и т.д.; в) граффити; г) скульптур, барельефов.

2.4.Контент-анализ письменных источников: биографических; художественных, документальных.

2.5.Анализ звука, ритма, языка и т.д. выбранной эпохи.

Новым в методе палеопсихологической реконструкции является, выделение методом исторической рефлексии существующих установок и ментальных предрасположенностей по исследуемой эпохе. Это позволяет скорректировать интерпретации анализируемого материала, даваемые исследователями.


Серавин А.И. Метод «палеопсихологической реконструкции». Психология XXI века: (Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции «Психология XXI века») / Под ред. А.А.Крылова. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000. – 233 с. (стр. 55-56).