shkolakz.ru 1
МОУ «Шоруньжинская средняя полная


общеобразовательная школа»


« У Черноморского побережья

Кавказа»


Урок природоведения по учебнику А.А.Плешакова


Провела: Григорьева Э.В.


4 класс


Шоруньжа



Природоведение

У Черноморского побережья Кавказа

Урок провела: Григорьева Э.В.

Класс: 4

Цели: 1) сформировать у обучающихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;

2) учить работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой;

3) совершенствовать речь, умение наблюдать, воспитывать бережное отношение к природе.


Оборудование: карта природных зон России, слайды,


Ход урока


  1. Организационный момент.

Снова пришёл долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

Сегодня на этом уроке природоведения мы продолжим изучение природных зон России. Сначала вспомним материал прошлого урока. О чём мы говорили?


  1. Проверка домашнего задания.

Прощаться с пустыней не будем спешить –

О ней мы сейчас будем говорить.


А) Индивидуальная работа по карточкам

  • Составь 2-3 цепи питания, характерные для зон пустынь

  • Найди лишние объекты:

--- саксаул, корсак, солянка, джузгун;

--- песок, ветер, бархан;

--- тушканчик, песчанка, кобылка, хомяк;

--- благородный олень, лось, медведь, зубр.
  • Исправь ошибки в тексте:


Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров ( отсутствие растительного мира). Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами (барханами). Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков – это сайгак (колосняк) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные тушканчики (сайгаки), они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавные животные песчанки (тушканчики) передвигаются прыжками.


Пустынь в России немного у нас,

О географическом положении пустыни

Послушаем рассказ.


Б) Рассказ о расположении и о природных условиях пустыни.

Учёные говорят:

«В пустыне вовсе не пусто».

Докажите, друзья,

Кем и чем заселена она?


В) Рассказ о растениях и о животных пустыни.

А теперь пора

О людях вспоминать.

Отчёт о занятиях людей –

Наш следующий рассказ.


Г) Рассказ о занятиях людей.


Д) Игра «Узнай меня»

  1. Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху - блюдо, снизу – блюдо.

Ходит чудо по дороге –

Голова торчит, да ноги. Черепаха.


  1. Вьётся верёвка.

На конце – головка. Змея.


  1. Я – глиняный участок пустыни, называюсь … Такыр




  1. Я – песчаный холм, а зовут меня … Бархан




  1. Я – самое ценное в пустыне. Вода



Е) Проверка индивидуальной работы по карточкам.


  1. Работа над новой темой.

А) Постановка и актуализация темы.

--- Что же друзья, в дорогу пора!

Ждут с нетерпением нас:

Чудный берег, море и пляж.


Но мы отправляемся не отдыхать,

А места новые России изучать.


--- Запишем в тетрадь число и тему «Черноморское побережье Кавказа».

--- Что такое «Черноморское побережье», как понимаем?

--- Что такое «Кавказ»?

--- Покажем по карте: Россию, Кавказские горы, Чёрное море.


Б) Расположение Черноморского побережья Кавказа.

--- Обратимся к карте-помощнице. Что она нам расскажет? Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.


Вот вам первый вопрос:

В какой природной зоне находится Черноморское побережье Кавказа?


  1. В зоне лесов

  2. В зоне степей

  3. В субтропиках

  4. В зоне пустынь


--- Вот сегодня на уроке вы должны понять, что это значит «субтропическая зона»? Какие её характерные признаки?


--- Вы знаете, здесь жаркое лето и тёплая зима. А как вы думаете, почему?


--- Об этом мы можем узнать прочитав текст в учебнике.

Стр. 90, 1-2 абзацы.

Эта зона расположена ближе к экватору, где всегда жарко, солнце светит прямо над головой. Поэтому, сюда солнце посылает почти прямые лучи. Воды много, остывает зимой медленно, хватит тепла на целую зиму. Горы закрывают с одной стороны (с севера) доступ холодному воздуху, холодным ветрам, с другой стороны (с моря, с юга) большим тучам, тёплому воздуху – они остаются на месте, поэтому много влаги и тепло.

Такие погодные условия называются субтропическими, переходные условия к тропической зоне?


  1. Физкультминутка.

--- Море, солнце, горячий песок, шелест листьев, дуновение тёплого ветра – всё располагает к отдыху. Предлагаю отдохнуть! Поиграем в игру «Море волнуется».


Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура – замри!


  1. Особенности жизни на Черноморском побережье Кавказа.




  1. Растения.

-- Что интересного узнали о растениях? (вечнозелёные)


  • Рассказ по слайдам

Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями.

  • Много дубов, которых мы знаем. Они как и у нас на зиму сбрасывают свои листья, весной снова зазеленеют.

  • Много таких деревьев и растений, которых в лесной зоне не найти. Бук – теплолюбивое растение. Достигает высоты до 40 метров, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого овала, плоды – орех, но их нельзя есть. Бук живёт до 500 лет.

  • Каштан – дерево-долгожитель – может жить до 100 лет. Его высота достигает до 35 метров. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу.

  • Кипарисы – растения, привезённые из тёплых стран. Они вечнозелёные.

  • Магнолия – вечнозелёное растение.

  • Пальмы – привезены тоже из тёплых стран.

  • Пробковый дуб – очень ценится.

  • Самшит – ценится за крепкую, плотную древесину. Но их на побережье осталось очень мало и находятся под охраной государства.

  • Можжевельник высокий.


В садах и много фруктовых деревьев: персики, грецкие орехи,

абрикосы, инжир.


2. Животные.

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья Кавказа.



  • Косуля

  • Медведи, кабаны, барсы, шакалы – обитают в лесах, питаются плодами каштанов, орехами бука, жёлудями дуба. Встречаются ящерицы, змеи.

Интересны и красивы насекомые побережья:

  • цикады – питаются соком растений,

  • богомол – питается мелкими насекомыми

  • олеандровый бражник – красивая бабочка


Разнообразен животный мир моря. В море себе пищу добывают чайки, бакланы.

Удивительны морские обитатели:

  • медузы,

  • крабы,

  • морские коньки – это рыба с головой, похожей на голову коня, у них нет постоянной окраски: сядет на зелёную – позеленеет, сядет на бурую водоросль – сам тоже буреет.

  • морские иглы – это тоненькая и маленькая рыба. Хоть игла, но уколоть никого не может, она мягкая.

  • дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Они замечательные пловцы, быстрые. Это самые умные морские животные. Своих друзей-дельфинов никогда не бросают в беде, помогают и раненым. И слабым. Точно также спасают и людей.



  1. Человек у моря.

--- Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей. Отходы, мусор загрязняют море. Многие хотят что-то взять на память, этим тоже приносят вред природе. На берегу моря для сохранения уникальной природы создана Сочинский национальный парк. Под охраной государства находятся: жужелица кавказская (насекомое),

иглица колхидская (растение),

тис ягодный,

замшит (дерево)

дельфин.



  1. Закрепление.

--- Ребята, вам понравилась эта зона? Понравилось ли на берегу Чёрного моря?

--- Да, это красивейшее место – уголок России. И вот вам вопрос:

Если вы могли бы выбрать место, где вам жить, какую природную зону выбрали бы?

--- Скажите, чем же отличается субтропическая зона от остальных?


  1. Итоги.

  2. Задание на дом.

--- На следующем уроке мы обобщим материал о природных зонах России. Дома: повторить, закончить таблицу.