shkolakz.ru 1 2 ... 44 45
Г.С. Горчаков



Океан

Мудрости


Томск

“Твердыня”

2005

Вы держите в руках вторую часть уникального предмета НАУКА МЫШЛЕНИЯ - ОКЕАН МУДРОСТИ. Из школьных и университетских программ напрочь исчезло ознакомление с выдающимися мыслями представителей человеческой цивилизации равно как народной мудрости, без чего немыслима подлинная Культура. Данное издание восполняет этот вопиющий пробел в нашем образовании и воспитании!

В образовательно-воспитательную систему впервые вводятся ранее не употребляемые в силу ряда причин высказывания из Живой Этики, Н.К. и Е.И. Рерихов, Е.П. Блават-ской, Великих Учителей человечества. Также необычно само построение текста, когда между отдельными выражениями и афоризмами используются авторские логические связки, что создает ощущение диалогичности и живости.

В оформлении обложки использована репродукция картины Н.К. Рериха «Матерь Мира».

Вступление


сторически исходным языком культуры, на котором выражалось сознание, был язык кратких изречений и "мудрых мыслей". Об этом говорят и изречения народной мудрости, представленные в пословицах и поговорках народов мира, нравственно-философские изречения основателей религий, современных этнических учений, высказывания древних мудрецов, современных деятелей культуры.

Афоризм как жанр представляет "перевод" нравственности с языка сердца на язык разума и наоборот. Он учит обрести целостность, единство побуждения и поступка, воли и действия, слова и дела, мысли и поведения, чувства и рассудка.

Возможности афористической формы в вопросах нравственного воспитания особенно велики. Нравственность - это такая сфера культуры, где слово - не просто "изреченная мысль", самоценная в своем языковом бытии, а "тень дела" (Демокрит), человече-ского поведения.

 У нас есть результаты мыслей величайших мыслителей, выделившихся в продолжение тысячелетий из миллиардов и миллиардов людей, и эти результаты мышления этих великих людей просеяны через решето и сито времени. Отброшено все посредственное, осталось одно самобытное, глубокое, нужное... (Л.Н. Толстой).


 Время ничего не может сделать великим мыслям, которые так же свежи и теперь, как тогда, когда в первый раз, много тому веков тому назад, зародились в уме своих авторов (С. Смайлс).

 Старинная мудрость завещала такое множество афоризмов, что из них камень по камню сложилась целая несокрушимая стена (М.Е. Салтыков-Щедрин).

 Есть у мудрейших запас изречений. Много для жизни полезных советов может в нем каждый найти (Феокрит).

 Издревле у людей есть мудрые и прекрасные изречения; от них следует нам поучаться (Геродот).

 Нравственные афоризмы в сжатом виде устанавливают обязанности в жизни человека, житейскую мудрость, точки зрения, определяющие в духовной сфере твердые основы и сдерживающие устои в человеческой деятельности и познании (Г. Гегель).

 Мы должны сохранять память не об одних только деяниях людей, но и об их словах. Настоящее хранилище этих слов, этих сказаний - это сборники речей, посланий и изречений (Ф. Бэкон).

 Просвещенный ум, так сказать, составляется из умов всех предшествующих веков (Б. Фонтенель).

 Огромнейшим сокровищем было бы собрание хороших и красивых человеческих мыслей (Ж. Делиль).

 Афоризмы - едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений (Л.Н. Толстой).

 Пословица - это большое содержание, выраженное в немногих словах (Т. Фуллер).

 Мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мертвыми и избитыми фразами (Д.И. Писарев).

 Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными (Я. Коменский).

 Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества (Л.Н. Толстой).


СЛОВО О РАЗУМЕ

О мудрый, не должно ль в начале пути


Достоинства разума превознести.


О разуме мысли поведай свои,

Раздумий плоды от людей не таи.


Дар высший из всех, что послал нам Изед,

Наш разум,- достоин быть первым воспет.


Спасение в нем, утешение в нем,

В земной нашей жизни и в мире ином.


Лишь в разуме счастье, беда без него,

Лишь разум - богатство, нужда без него.


Доколе рассудок во мраке вовек

Отрады душе не найдет человек.


Так учит мыслитель, что знаньем богат,

Чье слово для жаждущих истины - клад...


Коль разум вожатым не станет тебе,

Дела твои сердце изранят тебе.


Разумный тебя одержимым сочтет,

Родной, как чужого, тебя отметет.


В обоих мирах возвышает он нас;

В оковах несчастный, чей разум угас.


Не разум ли око души? Не найти

С незрячей душою благого пути.


Он - первый средь вечных созданий творца,

Он стражей тройной охраняет сердца.


Слух, зренье и речь - трое стражей твоих,

И благо, и зло познаешь через них.


Кто разум и душу дерзнул бы воспеть?

Дерзнувшего кто бы услышал, ответь.


Коль внемлющих нет - бесполезны слова.

Ты мысль обрати к первым дням естества.


Венец мирозданья, ты создан творцом,

Ты образ и суть различаешь во всем.


Пусть разум водителем будет тебе,

От зла избавителем будет тебе.


Ты истину в мудрых реченьях найди,

О ней повествуя, весь мир обойди.



Науку все глубже постигнуть стремись,

Познания вечною жаждой томись.


Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет.


Фирдоуси.


Глава 1. Мудрость


Мудрость - глубокий ум, опирающийся на большой жизненный опыт.

Образец самого высокого мышления представляют собой мысли великих людей. Четкие, отточенные, вы-страданные, они лучиками света освещают устремленному человеку его жизненный путь, укрепляют его силы, ободряют на преодоление многих препятствий. Великие мысли великих людей фактически не изучаются ни в школах, ни в вузах, ни даже на философских факультетах. И это самое поразительное и страшное - вершина человечества, его гордость, то, чем строиться должна жизнь, - все это оказывается невостребованным. И не стоит удивляться, что человечество напрочь удалилось от подлинного совершенствования и катится в бездну разложения, потому его система образования и воспитания напрочь исключает процесс развития мышления и изучение продуктов его в виде мыслей. Самолишенное вечного источника одухотворенной мысли предков, человечество превращается в скопище цивилизованных дикарей. Выдающиеся мыслители отошли в прошлое, на первое место вышел рынок с его экономикой и мышлением компьютерного дикаря. Не внешними атрибутами должны восхищаться люди, не боксеров и футболистов возводить на постаменты и чествовать как героев, а тех, кто составлял и, возможно, еще составляет умственную культуру.

Г.С. Горчаков. Наука мышления.

* * *

 Мудрость есть знание вечных истин, приложимых к жизни (Л.Н. Толстой).

 Не думай, чтобы мудрость представляла собой свойство только особенных людей. Мудрость необходима всем людям и потому свойственна всем людям. Мудрость в том, чтобы знать свое назначение и средства исполнять его (Л.Н. Толстой).


 В своей бессмертной природе Эго знает практически всё

(Е.П. Блаватская).

 Мудрость - это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложимых к жизни, - это гармония идей с жизнью (И.А. Гончаров).

 Мудрое проникновение - красота, от проникновенного понимания - освобождение (Нагарджуна).

 Мудрость - дочь опыта (Леонардо да Винчи).

А опыт говорит:

 Самое меньшее благо в "жизни - это богатство; самое большое - мудрость (Г. Лессинг).

Странное свойство у мудрости:

 Мудрость бесконечна- чем дальше подвигаешься к ней, тем она становится нужнее (Л.Н. Толстой).

 Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны (Л.Н. Толстой).

 Есть еще ум в глупце, сознающем свою глупость; но, наверное, нет ума в том, кто твердо уверен в своей мудрости (Дхаммапада).

 Всю жизнь проведет глупец подле мудрого и нимало не познает истины, как никогда ложка не поймет вкуса пищи

(Дхаммапада).

Надо понять, что:

 Драгоценнейший из даров, преподнесенных человеку на земле,- это стремление к мудрости (Е.П. Блаватская).

Однако:

 Если человек ищет мудрости, он умен, но если он думает, что нашел ее, он безумен (персидская мудрость).

 Мудрец ищет всего в себе, безумец - всего в других

(Конфуций).

 Мудрый чувствует себя как дома в каждой стране; отечеством для благородной души служит вся вселенная (Демокрит Абдерский).

И:

 Чем больше человек недоволен людьми и обстоятельствами и чем более доволен собою, тем он дальше от мудрости.


Пусть более низменные натуры дерутся, если им так угодно, мудрые соединяют свои различия в духе взаимной терпимости (К.Х).

 Мудрым может быть только тот, кто не считает себя мудрым. А не считает себя мудрым только тот, кто всегда видит перед собой совершенство Бога.

Не тот мудрец, кто держит добрые и красивые речи, но кто терпелив, свободен от ненависти и свободен от боязни, - тот только истинно мудрый человек (Дхаммапада).

Ибо:

 Условие мудрости - нравственная чистота; последствие ее - душевный мир (Л.Н. Толстой).

Отсюда:

 Тремя путями мы познаем мудрость: размышлением - самый благородный путь; подражанием - это самый легкий и третий, опытный, - это самый тяжелый (Конфуций).

Так:

 Никакие теоретические знания, никакие философии не дадут нам духовности, ибо лишь в испитии яда жизни и всех иллюзии ее накопляем мы чашу Амриты (мудрости) (Е.И. Рерих).

 Мудрость не боится незнания, не боится сомнений, не боится труда, исследования, боится одного: утверждения того, что она знает, чего не знает (Л.Н. Толстой).

 Мудрость достигается внутренней работой в уединении и такой же работой над самим собою в общении с людьми

(Л.Н. Толстой).

 Хорошо бы было, если бы мудрость была такого свойства, чтобы могла переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором ее нет, как вода переливается через шерсть из одного сосуда в другой до тех пор, пока оба будут равны. Но горе в том, что для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа (Л.Н. Толстой).

 Надо много учиться, чтобы сознать, что знаешь мало

(Монтень).

 Наука о человеке - это наука мудрецов (Гельвеций).

 Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает (Лао Цзы).


И все же:

 Ученость редко совмещается с мудростью. Ученый знает много вещей, большею частью ненужных и сомнительных. Мудрец же знает немного вещей, но все, что он знает, нужно ему и людям, и то, что он знает, он знает наверное (Л.Н. Толстой).

 Интеллект не есть мудрость (Откровение - Живая Этика).

Потому:

 Человек мудрый должен всегда выбирать дороги, испытанные великими людьми, и подражать самым замечательным, так что если он и не достигнет их величия, то воспримет хоть некоторый его отблеск (Л.Н. Толстой).

Ведь:

 Чувство ответственности есть начало Мудрости

(Е.П. Блаватская).

 Мудрец не говорит о том, что делает, но и не делает того , о чем нельзя было бы сказать (Е.П. Блаватская).

 Мудрый убежден в своем неведении, глупец же - в своей мудрости (Е.П. Блаватская).

 Молчаливость - мудрость глупца (Публилий Сир).

 Человек, который умеет скрывать свою глупость, лучше, чем человек, который хочет выказать свою мудрость (Л.Н. Толстой).

А:

 Если бы мудрость вдруг оставила мир, то даже тогда никто бы не счел себя глупцом (Е.П. Блаватская).

 Мудрость мужественна (Живая Этика).

Однако:

 Когда рок настигает нас, тогда око Мудрости слепнет (Е.П. Блаватская).

Но:

 Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость (Л.Н. Толстой).

 Страдания жизни неразумной приводят к сознанию необходимости разумной жизни (Л.Н. Толстой).

 Куда придет человечество, это не дано знать людям. Высшая мудрость состоит в том, чтобы знать, куда тебе идти. А это ты знаешь: идти к высшему совершенству (Л.Н. Толстой).


 Мудрость для души - то же, что здоровье для тела

(Ф. Ларошфуко).

 Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва. Но если обогатить ее учением, она оживает подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь (Абуль Фарадж).

И:

 Если утратишь все, но обретешь мудрость, эта потеря - твое приобретение (Е.П.Блаватская).

 Мудрость - помощник счастью (осетинская пословица).

Опять же:

 Недостаточно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею (Цицерон).

 Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое - делать самому то, что он советует делать другим, второе - никогда не поступать против справедливости и третье - терпеливо переносить слабости людей, окружающих его (Л.Н. Толстой).

Ибо:

 Основа всякой мудрости есть терпение (Платон).

 Мудрецы суть свет приносящие (Е.П. Блаватская).

 Будда спросил: "Если человек, удостоенный общения со мной, не живет по моим заповедям, то какую пользу принесут ему десять тысяч наставлений?" (Е.П. Блаватская).

 По мере совершения мудрых дел все более и более жизни прибывает к человеку (Джон Рёскин).

Итак:

 Кто мудр? - У всех чему-нибудь научающийся (Л.Н. Толстой).

Вопросы для закрепления


1. Встречались ли вы с мудрыми людьми?

2. В чем заключалась их мудрость?

3. Каким должен быть мудрец?

4. Как становятся мудрецами?

5. Счастливы ли мудрецы?

6. Хотите ли вы стать мудрым?

Глава 2. Вселенная - Душа -

Истина



следующая страница >>