shkolakz.ru 1

Наследие Волжской Болгарии в современной национальной культуре



« ... Чуваши сумели сохранить свою самобытность и уникаль­ность. Наш народ ведет свою историю с древнейших времен, являясь наследником Волжской Болгарии. На этой земле произошло удивительное сплетение культур разных цивилизаций, религий и времен…»1

Сегодня все хотят знать корни своего народа. Они – в истории, культуре и языке.

Без исторической памяти народа нет его самосознания и самоутверждения среди других наций. Обращение к прошлому собственной национальной культуры помогает нам более квалификационно и, главное, обдуманно соотносить ее с культурой других народов, понимать своеобразие и ценность каждой из них, реалистически осознавать роль своего народа в истории края и страны.2

Сегодня мир находится на пороге великих перемен. Человечество переживает судьбоносное время, когда про­исходит смена эпохи на Земле и начинается качественно новый период в чувашской истории. Этот день великое ис­пытание для болгарского рода и человечества, чтобы они могли распространить знания на глубокой основе в раскры­тии Божественного Замысла.

Если у человека нет памяти, он не имел бы биографию, он - сумасшедший, пропавший человек. Если у народа не будет памяти, то он не имел бы исто­рию, он был бы диким, заблудившимся, мог бы исчезнуть. Только познание наших предков является средством, благо­даря которому мы можем познать болгарскую сущность.

Только любовь и объединение с другими нашими родствен­никами является средством, благодаря которому мы можем стать сильными и поведем человечество к новой культуре.3

С целью изучения историю Волжских Болгар с 1996 года проводятся экспедиции по известным городам и святым местам Древней Чувашии. В них участвуют ученые, писатели, журналисты, учителя. Рабочие, студенты, ученики и представители зарубежной общественности.

Я участвую в экспедициях по местам Волжских Болгар с 2005 года. На уроках чувашского языка рассказываю о таких поездках, показываю фотографии, видео материалы. Провела внеклассное мероприятие «Пǎлхар – сÿнми çǎлкуç» - заочное путешествие по городам Волжских Болгар. В школе были проведены встречи с руководителями экспедиций Олегом Михайловичем Цыпленковым, Юхма Мишши, поэтами Лидией Сарине, Раисой Сарпи и другими участниками экспедиций.

Полученные знания, умения и навыки в области истории и культуры Родного края пригодятся ученикам при научно- исследовательских работах, в учебе и жизни.

Цель таких путешествий – поближе познакомиться историей, исследовать жизнь, быт, культуру, экономику Волжских Болгар.

Волжская Болгария включала территории современной Чувашской Республики, Татарстана, Ульяновской и Самарской областей России, часть территории Башкортостана. Объединяла племена булгар (протоболгар), биляр, эсегелей, барсилов, беленджер и сувар. В зависимости от Волжской Болгарии находились племена буртасов, черемисов (предков мари), аров (предков удмуртов), башкир.



Болгар.

Город Болгар был столицей Волжской Булгарии, начиная с 8 века. Позже столица была перенесена в соседний город Биляр. Однако после разорения Биляра во времена монгольского нашествия в 13 веке Булгар снова стал столицей Волжской Булгарии в период Золотой Орды.4 В 14-15вв. город был подвергнут опасности со стороны Тимерлана и русских войск и был  окончательно разорен в 15 веке князем Василием. Он сохранял свои функции религиозного центра до конца 15 века, когда Казанское Ханство было покорено русским царем Иваном Грозным и объединено с Российским государством.5

Город был образован в 1781 из села Спасск (Чертыково), с 1926 по 1935 назывался Спасск-Тата́рский, в 1935 был переименован в Куйбышев в честь русского революционера Валериана Куйбышева. В 1991 городу было присвоено название Болгар в честь города Болгар — древней столицы Волжской Болгарии, развалины которой находятся недалеко от города.

Город Болгар являлся политическим, экономическим и культурным центром Волжско-Камской Булгарии. Здесь находилась ставка хана, чеканились монеты, развивались ремесла.

Возникший с начала X в. Болгар, благодаря своему удобному географическому положению, превращается в международный центр торговли. Торговый пригород Болгара Ага-Базар часто посещают купцы из Руси и Средней Азии, Ирана, Византии и далекого Китая.

Болгар – центр сельскохозяйственного района. Преобладают предприятия пищевой промышленности (мясокомбинат, пищекомбинат и др.). Швейная фабрика.


В Спасском районе выращивают рожь, пшеницу, овёс, ячмень, горох и др. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец.

К югу от Болгара - остатки города Болгар (Булгар, Болгары Великие; с 1922 историко-архитектурный заповедник), столицы средневекового государства Болгарии Волжско-Камской, основанного в 10 в. В 1361 г. был разрушен золотоордынским ханом Булак-Тимуром, но вскоре был восстановлен. Окончательно разрушен в 1431 г. ратью Василия II Тёмного, после чего центром Поволжья стала Казань.

В 18 в. здесь основан Успенский монастырь. Раскопки на городище Болгар ведутся с 1877. Обнаружены постройки 13-14 вв.: "Соборная мечеть", мавзолеи Северный ("Монастырский погреб"), Восточный ("Церковь Св. Николая"), "Ханская усыпальница", палаты "Красная", "Чёрная", "Белая", "Греческая", "Малый минарет", бани и др. В Успенской церкви (1732) - музей.6


Сувар.

Богатый и цветущий город, широко известный в X-XIII вв. за пределами страны. Его развалины находятся в 4 км от с. Кузнечиха Спасского района и представляют собой городище площадью около 90 га, окружённое мощными валами и рвами протяжённостью около 4.5 км. За пределами находятся обширные пригородные поселения.

Арабские путешественники Ал-Истарх и Ибн-Хаукал пишут, что в Суваре жило более 10 тысяч семей. С 976 года в ­суваре чеканили деньги. Значит, Сувар был городом, который чувствовал довольно независимым по отношению к столице Волжской Болгарии. Деньги, чеканенные в Суваре, найдены в Дании. А это говорит о том, что суварцы своими торговыми делами колесили почти по всему миру. 7

Сувар был сильно укрепленным городом. Крепостная стена имела ширину более десяти метров. Она состояла из двух рядов дубовых бревен. Через двадцать-тридцать метров была крепостная башня. В них хранилось оружие. Между рядами - 4 метра, она заполнялась землей. А земля крепко трамбовалась. С внешней стороны стены была канава, заполненная водой. Со дна канавы торчали заостренные тыны.8


Жители Сувара любили строить свои дома из белого кирпича. В каждом доме была печка, рядом с ней погреб. Печки были круглые, похожие на голландку, или же удлиненные. Чуваши, потомки волжских болгар, до сих пор строят такие печки. В подполе и погребе хранились еда, пиво, вино.

В городе развиты были ремесла. Здесь ткали, работали портные, лепили глиняные посуды, шили обувь из кожи. Сувары ковали прекрасное оружие. Здесь же готовили кольчугу, панцири, работали известные ювелиры. В Суваре жили художники, мыслители и пророки. Суварцы умели очень красиво украшать амфоры, каждая глиняная посуда превращалась в их руках подлинный предмет искусства. Каждый мастер на пред­мете, сделанном его рукой, ставил свою тамгу. Это мастерство они с собой привезли еще из Северного Кавказа и Приазовья. Надо отметить, что мастера Болгара и Сувара в своих манерах работать были во многом похожи. Все это говорит о том, что несмотря на то, что суварцы составляли собой отдельное княжество, чувствовали себя единым народом с жителями других городов Волжской Болгарии.

На месте города Сувар впоследствии, во время раскопок, най­денно много кольчуг, остатки оружий – кинжалы, стрелы, копья. Все это говорит о том, что суварцы были воинственный народ. В книге «Дастан Барадж» подчеркивается, что племя суваров происходит от древних аров. Также в ней подчеркивается, что «сувар» обозначает - воинственный.

Враги всегда зарились на богатство великого и славного рода. Но суварцы-богатыри всегда отводили беды от своего рода. Только в конце 1236 года огромные орды татаро-монголов смогли ворваться в Сувар. И город был сожжен и полностью уничтожен. Но славный город еще раз возродился. Известно, что злые татаро-монголы полностью разрушили и сожгли Болгар и Бюлер. Поэтому в конце тридцатых годов ХIII в. столицей Волжской Болгарии временно стал город Сувар. В 1241 году болгаро-чуваши второй раз восстали против татаро- монголов. Один из предателей болгарского народа принц Кази - Бурундай составил из болгаро - чуваш таман, то есть, десятитысячный конный корпус, который прославился во многих битвах во славу татаро-монгольского оружия. В тамане было много героев из Сувара. И когда в Волжской Болгарии против татаро-монголов восстал народ, этот таман Кази-Бурундая, вместе другими отрядами татаро-монголов, был направлен на подавление восстания. Но болгаро-суварский таман повернул орудие против угнетателей и погиб до единого воина в кровававом сражении около города Сувар, защищая родной народ. Об этом сохранились древние чувашские народные легенды и историс­ческие предания. В одном из таких произведений сказано: «Оставшиеся в живых суварцы пели песню о героях, павших в борьбе против татаро-монголов:


И пали герои на землю родную

С оружием в руках

И с гордым взглядом ...»9


Биляр – вторая столица Волжской Болгарии.

Биляр (Пюлер) считался большим городом с населением, некогда насчитывающим более 100,000 людей. Он так же являлся главным торговым центром в Среднем Поволжье. В 12-13 вв. Биляр был столицей Волжской Булгарии. В 1236 г. город был разорен полчищем хана Батый. Позже город был построен заново, но никогда уже не смог возвратить былую численность и значимость. Теперь же лишь маленький городок и близ прилегающие поля несут в себе свидетельство некогда великого города. Ранние археологические экспедиции выявляют множество различных находок и помогают нам получить представление об устройстве повседневной жизни людей, некогда населявших город. (Фото в приложении)

Земли, где был город Пюлер, вхо­дят сейчас в Алексеевский район Татарстана. Место это находится на левом берегу Малого Сярамсана (Ма­лый Черемшан), впадающего в Боль­шой Сярамсан. С одной стороны го­род был защищен рекой, с другой - высокой горой. Го­род Пюлер строился планомерно, со знанием дела. Кре­постная стена была четырехугольная. Поднимались к небу высокие башни. Каждый угол показывал сторону света.

В центре города был замок, цитадель, где жил вначале тархан, а потом - царь ... Весь облик города напоминал древние болгарские города, такие, как Плиска, Пре­слава на Дунае. Город защищали две укрепленные сте­ны. Длина внешней стены достигала до десяти верст. А Цитадель, названный Аккерменем (Белый Дворец) опо­ясан был еще одной, третьей по счету, сильно укреп­ленной крепостной стеной.

В городе Пюлере в Х-ХШ веках жило около 100 тысяч человек. Город имел четыре ворота. Здесь начи­нались дороги на запад, на юг, на восток и на север.

Биляр в Х1 веке был городом мирового значения. Общая площадь города занимала более 1000 гектаров.

Пюлер был вторым, после Константинополя, городом в Европе и Азии.


В 1236 году всей своей небывалой до сих пор мощью обрушился татаро-монгольский хан Батый на Пюлер. 45 дней защищал город от озверевшего врага славный царь и великий полководец Ылттанпик и погиб около своего дворца-цитадгля, развалины которого полностью сохра­нились до наших дней.

Народный писатель Чувашии вспоминает:10

«Мы ходили по древним дорогам Пюлера, по которым проходили в великий город караваны из Индии, Китая, Испании, Аравии и Египта. Мы поклонились камням, которые помнят Челбира и Ылттанпика, славных пол­ководцев Савруша, Уби-батора, деву-воительницу Ыл­ттанчеч, храбрейшего из храбрых Пачмана, поэтов и полководцев, врача