shkolakz.ru 1 2 ... 45 46


Рассмотрено

и принято на заседании Совета учреждения

МБОУ СОШ № 8

Протокол № _________

от «__» _________2011г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №8

______Аюпов Р.Р.

Приказ №___от “____”________2011 г.





Основная образовательная программа


начального общего образования

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения

средняя общеобразовательная школа №8 города Ишимбая

муниципального района Ишимбайский район

Республики Башкортостан


2011г.

Содержание

основной образовательной программы

начального общего образования

1.Пояснительная записка……………………………………………………………. .…..3

2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО……………….. 19

3. Учебный план начального общего образования с краткой пояснительной запиской…………………………………………………………………………………. 43

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………………. 47

5. Программы отдельных учебных предметов, курсов в рамках внеурочной деятельности……………….. ………………………………………………………….. 65

6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования…………………………………………… 253

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни…………………………………………………………………………………….263

8. Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП НОО..271

9. Список литературы…………………………………………………………………279




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Пояснительная записка к ООП НОО раскрывает:

  1. основную цель и задачи реализации ООП НОО;

  2. принципы и подходы к разработке ООП НОО;

  3. общую характеристику ООП НОО.


Данная программа разработана педагогическим коллективом, администрацией МБОУ СОШ № 8 рассмотрена и принята на Совете учреждения, протокол № 7 от 29 августа 2011 года.

По мере введения ФГОС НОО и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения. Данная программа имеет срок реализации – 2011-2015 учебные года. ООП НОО МБОУ СОШ № 8 – это программный документ, на основании которого определяется содержание и организация образовательного процесса на ступени начального общего образования.


В соответствии с требованиями ФГОС  Основная образовательная программа  начального общего образования МБОУ СОШ № 8 содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и учебных программ;

  • учебный план начального общего образования;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом реализуесых педагогических технологий;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК « Планета знаний»



Целью реализации образовательной программы МБОУ СОШ №8 является:


  • создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

  • достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе учебных программ по предметам на основе используемого УМК «Планета знаний».


Данная программа направлена на решение следующих задач:

-формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное и физическое развитие;

-на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей;

- саморазвитие и самосовершенствование;

- сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование поведенческих установок здорового и безопасного образа жизни.

ООП НОО разработана на основе ст.14, 15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), а также социального заказа родителей младших школьников.

Для реализации ООП начальной ступени школьного образования определяется нормативный срок 4 года (для детей 6,5 – 10,5 (11) лет), который полностью соответствует младшему школьному возрасту.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);


• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного ипознавательного развития обучающихся;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.


Основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов и кружков, организацию общественно полезной деятельности,

в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, для приобретения опыта реального управления и действия.

Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с уставом и другими документами, регламентирующими

осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

• с их правами и обязанностями в части формирования и

реализации основной образовательной программы начального

общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.




    1. Нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие составление Основной образовательной программы начального общего образования




  • Закон РФ «Об образовании» (статья 14, 15);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06 октября 2009 года, Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26 ноября 2010 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»);

  • Национальный образовательный проект «НАША НОВАЯ ШКОЛА»;

  • Устав ОУ, ряд локальных нормативно-правовых документов;

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919 (пункт 44);

  • СанПиН 2.4.2. 2821-10;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 13-51-99/14 «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях (Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010г. № 2080)

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.




    1. Миссия образовательного учреждения, приоритетные

направления развития, принципы построения Основной образовательной программы начального общего образования

ООП НОО предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека младшего школьного возраста. ООП НОО нацелена на создание условий, обеспечивающих обучение и развитие всех обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, склонностей с целью формирования личности, обладающей прочными базовыми знаниями, общей культурой, здоровой, социально адаптированной.


Исходя из поставленной цели были выделены следующие приоритетные направления:


  • качественное усвоение базового содержания образования всеми обучающимися начальной школы.

  • формирование индивидуальных траекторий развития школьников в едином образовательном пространстве;

  • сохранение здоровья обучающихся;

  • социальная адаптация личности;

  • формирование единого информационного пространства.


МБОУ СОШ № 8 является муниципальным образовательным учреждением, ориентированным на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных способностей (возрастных, физиологических, интеллектуальных, психологических и др.), образовательных потребностей и возможностей, склонностей с целью формирования личности, обладающей прочными базовыми знаниями, общей культурой, здоровой, социально адаптированной.

Принципами образовательной политики являются следующие:

  • демократизация (сотрудничество педагогов и обучающихся, обучающихся друг с другом, педагогов и родителей);

  • гуманизация (личностно-ориентированная педагогика, направленная на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, их родителей, на выявление и развитие способностей каждого обучающегося, и одновременно обеспечивающая базовый стандарт образования);

  • дифференциация (учет учебных, интеллектуальных и психологических особенностей обучающихся, их профессиональных склонностей);

  • индивидуализация (создание индивидуальной образовательной программы для каждого школьника в перспективе);

  • оптимизация процесса реального развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования

Вышеперечисленные принципы лежат в основе построения программы и направлены на создание в школе условий для получения полноценного образования, развития общей культуры, способностей обучающихся, формирования творческой атмосферы, доброжелательного микроклимата.



Принципы построения Основной образовательной программы начального общего образования:


  • гуманизация образования;

  • непрерывность образования, преемственность всех этапов и направлений;

  • дифференциация и индивидуализация;

  • управляемость.



1.3. Особенности обучения, воспитания и развития младших школьников, контингент обучающихся начальной школы

(т.е. классов, работающих по ФГОС НОО)


При разработке ООП НОО учитывается факт, что начальная школа - особый этап в жизни ребенка. ООП начального общего образования опирается на возрастные особенности младших школьников.

Данный этап связан:

  • с изменением ведущего вида деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей, на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетенции);

  • с освоением новой социальной позиции, с принятием новой социальной роли ученика;

  • с изменением самооценки ребенка, формирование самооценки на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель);

  • с моральным развитием младшего школьника, которое связано с сотрудничеством со взрослыми и сверстниками, приобретением опыта жизни в коллективе, межличностными отношениями;

  • со становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.



следующая страница >>