shkolakz.ru 1

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВИКТОРИНЕ «ЖИВАЯ КАРТА»


1. Общие положения

1.1. Первая Морская викторина «Живая карта» (далее - Викторина) посвящается 200-летию со дня рождения Геннадия Ивановича Невельского.

1.2. Цель Викторины: раскрытие творческого потенциала молодежи, привлечение её внимания к вопросам истории освоения российского Дальнего Востока

1.3. Учредители и организаторы Конкурса: Институт международного образования Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского.

2. Участники Конкурса

2.1.
Участниками Конкурса являются учащиеся старших классов (9-11) средних школ, лицеев, гимназий и других типов образовательных учреждений России.

3. Порядок работы организационного комитета


3.1. Для проведения Викторины создается Оргкомитет, который осуществляет информационное обеспечение, прием конкурсных материалов, проводит отбор участников, готовит предложения по составу Жюри, церемонию награждения и выполняет другую работу, связанную с проведением Викторины.

3.2. Для подведения итогов Викторины создается Жюри, в состав которого входят ведущие преподаватели МГУ им. адм. Г. И. Невельского. Состав Жюри предлагается Оргкомитетом и утверждается учредителями Викторины. В своем праве принимать решение по победителям Викторины Жюри независимо.

4. Порядок проведения Викторины

4.1. Викторина проводится в два тура:


4.1.2. Первый – с 15 сентября 2013 года по 15 октября 2013 года: ОТБОРОЧНЫЙ ТУР, в продолжение которого старшеклассники, желающие принять участие в Викторине, присылают свои работы (эссе, подробнее – см. ниже в Информационном листе), а также анкеты по нижеуказанному адресу. Работы можно отправлять почтовым сообщением или
электронной почтой. Объем эссе не должен превышать двух машинописных страниц.

Жюри определяет победителей, допущенных к ОСНОВНОМУ ТУРУ и представляет их список на сайте МГУ им. адм. Г.И. Невельского.

4.1.3. ОСНОВНОЙ ТУР будет проходить в конце ноября – начале декабря 2013 года (точная дата будет объявлена после отборочного тура)

4.2. ОСНОВНОЙ ТУР состоит из двух этапов, проводимых в один день.

4.2.1. На первом этапе участникам Викторины будут предложены тексты из произведений русских, советских и зарубежных писателей-маринистов. Соревнующиеся должны определить имя автора и название произведения.

4.2.2. На втором этапе участникам Викторины будут названы факты из биографий известных деятелей по освоению Дальнего Востока. Конкурсанты должны будут назвать имя фигуранта эпизода и географические объекты, названные в его честь (возможно изложение дополнительных сведений из биографии данного лица).

4.2.3. Первая и вторая часть соревнования будут разделены ПЕРЕРЫВОМ, во время которого участники и гости Викторины (каждый участник может приводить с собой неограниченное количество гостей) могут посмотреть концертные номера, представленные студентами и старшеклассниками, пообщаться с русскими и иностранными студентами и курсантами МГУ, а также ознакомиться с самим вузом и его историей (если среди старшеклассников есть желающие представить в этой части Викторины песни в своем исполнении или другие концертные номера – обращаться в Оргкомитет по указанным ниже телефонным номерам).

П р и м е ч а н и я:

4.3. Оба этапа включают в себя 10 вопросов.

4.4. Список произведений, отрывки из которых будут представлены в конкурсных заданиях, а также имена тех деятелей, биографии которых будут фигурировать на Викторине, опубликованы в Информационном листе.

5. Условия Викторины.

5.1 В основу материалов Викторины положены данные по освоению российского Дальнего Востока, в тезисной форме представленные в Сопроводительной записке.

Желающим принять участие в Викторине (а также их педагогам, наставникам, родителям – всем, кто хочет помочь старшеклассникам подготовиться к Викторине и победить в ней) следует ознакомиться с предложенными материалами и углубить свои познания в области истории освоения Дальнего Востока с помощью соответствующих указаний, изложенных в Информационном листе.

6. Награждение.

Итоги будут подведены в день проведения Викторины, тогда же состоится награждение победителей (их может быть несколько по различным номинациям, о которых участники Викторины узнают после ее окончания)


Эссе для
участия в ОТБОРОЧНОМ ТУРЕ направляются по следующим адресам:

- почтовый адрес: Владивосток, ул. Верхнепортовая, 50а, МГУ им. адм. Г.И. Невельского (с пометой «Викторина»),

- электронный адрес: chimirica@msun.ru


Телефоны Оргкомитета: 8 908-988-0-352 (Татьяна Олеговна Надёжкина)

8-950-286-0658 (Нина Андреевна Чимирица)

Анкета участника Викторины


Фамилия, имя, отчество





Дата рождения






Дом. адрес, телефон (домашний, сотовый)





Адрес электронной почты





Образовательное учреждение





Адрес образовательного учреждения, телефон, адрес электронной почты




Класс





Тема эссе










Особые отметки: (ФИО лица, помогавшего в подготовке к Викторине)







-----------------------------------------------------------Информационный лист

Директорам школ, лицеев, гимназий и других средних и средних специальных учреждений, заместителям директоров по воспитательной работе, преподавателям русского языка и литературы, истории, географии, учащимся этих учреждений.


Институт Международного образования Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского объявляет конкурс на участие в Морской викторине «Живая карта» в честь 200-летия адмирала Г.И. Невельского.

Для заявки на участие в Викторине необходимо:

1.Заполнить анкету участника

2.Написать небольшое эссе (не более 2 печатных страниц) на тему «Открыватели Дальнего Востока». Основой эссе могут служить биографии любого участника экспедиции на Дальний Восток как командного, так и рядового составов, как военных, так и гражданских лиц, не обязательно того периода, который послужил материалом для Викторины. В работах могут использоваться любые справочные материалы, но излагать их следует своими словами.

Дата проведения Викторины: ноябрь - декабрь 2013 г. предварительный отбор участников (конкурс эссе) – 15 сентября – 15 октября 2013 года.

Поскольку объем информации для подготовке к Викторине достаточно большой, мы рекомендуем учащимся ознакомиться с данными материалами во время летних каникул.


При подготовке к Викторине рекомендуется обратить внимание на следующие литературные произведения:


1. Даниэль Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», глава 1.

2. Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера», книга 1, глава1


3. Константин Михайлович Станюкович. «Вокруг света на «Коршуне».

4. Геннадий Иванович Невельской. «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России», глава ХХХ.

5. Василий Михайлович Головнин. «Путешествия вокруг света»; «Записки Василия Михайловича Головнина в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах», часть 2.

6. Иван Александрович Гончаров. «Фрегат «Паллада», том 2, глава 1

7. Джек Лондон. «Тайфун у берегов Японии».

8. Иван Фёдорович Крузенштерн. «Путешествие вокруг света в 1803,1804,1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», часть 2, глава 5.

9. Анна Ивановна Щетинина. «На морях и за морями».

10. Михаил Васильевич Муратов. «Навстречу опасности», глава «Командор Беринг между Азией и Америкой».


Следует также вспомнить биографии нижеперечисленных деятелей по освоению Дальнего Востока России и географические объекты, названные в их честь.


  1. Витус Ионассен Беринг, капитан-командор.

  2. Иван Федорович Крузенштерн, адмирал.

  3. Василий Михайлович Головнин, адмирал.

  4. Петр Иванович Рикорд, адмирал.

  5. Геннадий Иванович Невельской, адмирал

  6. Ефим Васильевич Путятин, адмирал.

  7. Константин Николаевич Посьет, адмирал.

  8. Андрей Александрович Попов, адмирал

  9. Воин Андреевич Римский-Корсаков, контр-адмирал.

  10. Николай Николаевич Муравьев-Амурский, генерал-губернатор.


Примечание: Все справочные материалы можно найти в ВИКИПЕДИИ; все указанные тексты в Интернете, а также в библиотеке МГУ им. адм. Г.И. Невельского.


Сопроводительная записка к Викторине

«Живая карта»

(для лиц, желающих принять участие в Викторине, а также тех, кто помогает им в этом)



Морская викторина «Живая карта» предназначена для старшеклассников. Для того, чтобы сориентировать их в предложенном материале, мы предлагаем следующие данные, так как материал Викторины организован в основном вокруг нижеизложенных событий.

Викторина посвящается истории освоения Россией Дальнего Востока, значительной частью которого было установление отношений с Китаем и Японией. Мы хотим напомнить об основных вехах этого пути.

Первый дальневосточный договор касался приамурской территории и был заключен между Россией и Китаем 27 августа 1689 года в небольшом г. Нерчинске (русских послов даже не допустили на территорию Китая).

Нерчинский договор был невыгоден для России: большая часть бассейна Амура согласно ему принадлежала Китаю, а русские лишались уже освоенных территорий и некоторых населенных пунктов. Однако с юридической точки зрения договор был несовершенен: его тексты на русском, китайском и латинском языках не были идентичны, а некоторые географические названия не вполне четко определены; демаркационная линия не была проложена. Китай собирался не столько осваивать спорные земли, сколько использовать их как буферную территорию. Позже неясности Нерчинского договора послужили поводом для российского правительства требовать его пересмотра.

Об Амуре было надолго забыто, Россия продолжала осваивать Дальний Восток (тогда говорили «Крайний восток») иным путем.

В 1714-1716 гг., в эпоху царствования Петра Великого, к России была присоединена Камчатка. Перед самой смертью в 1925 г. Петр I направил для исследования дальневосточных земель Витуса Беренга. Это путешествие получило название первой Камчатской экспедиции. После смерти Петра I добиться повторной экспедиции было непросто, и она состоялась лишь в конце тридцатых годов 18 в. Суда Беринга вышли из Охотска только в 1740 г. В 1740 – 1742 гг. – вторая Камчатская экспедиция. В результате этих экспедиций был найден пролив между Азией и Америкой, описано побережье Камчатки и Чукотки и совершен еще ряд важных географических открытий.


Многим известно, что в начале 19 столетия (1803-1806 гг.)состоялась первая русская кругосветная экспедиция (фрегаты «Надежда» и «Нева») под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна. Однако не все знают, что эта экспедиция изначально была связана с освоением Россией Дальнего Востока. Чтобы организовать это дорогостоящее даже для государственной казны путешествие, Крузенштерн решил заинтересовать в его результатах очень богатую Российско-Американскую торговую компанию, занимающуюся торговлей пушниной. Крузенштерн произвел расчеты, которые доказывали, что транспортировка этого товара для компании обойдется в разы дешевле, если будет осуществляться не сухопутным, как производилась до сих пор, а морским путем. Компания заинтересовалась расчетами и выделила деньги на организацию экспедиции. На фрегате «Надежда», помимо команды, находился Николай Петрович Резанов, направленный русским царем Александром I с миссией установления дипломатических отношений с Японией. Фрегат Крузенштерна достиг Японии (Нагасаки) в августе 1804 г. Около полугода велись переговоры Резанова с японцами, закончившиеся неудачно: Япония отказалась поддерживать торговые отношения с Россией. Раздосадованный неудачей, Резанов отдал своим подчиненным лейтенантам Хвостову и Давыдову приказ «попугать японцев», и те совершили несколько нападений на японские фактории на Сахалине, что осложнило дальнейшие отношения России и Японии. Мы видим, что, несмотря на дипломатические неудачи, Россия заинтересована в Дальневосточных землях и не оставляет попыток их освоения.

Сам Крузенштерн во время пребывания на Дальнем Востоке проделал огромную работу: он уточнил карты, составленные экспедицией Беринга, и составил множество карт не исследованных до тех пор территорий. В числе таковых было и побережье Сахалина, около тысячи миль. Между прочим, Крузенштерн долго отыскивал и не смог найти Татарский пролив, сделав на основании этого ошибочный вывод, что Сахалин является полуостровом.


В 1807 г., после успешной экспедиции Крузенштерна, в кругосветное плавание отправляется фрегат «Диана» под командованием Василия Михайловича Головнина. После многих испытаний и приключений в 1811 г. «Диана» оказалась возле острова Кунашир, где Головнина вместе с двумя помощниками японцы захватили в плен. Помня о действиях помощников Резанова и опасаясь их повторения, японцы держали Головнина в плену более двух лет. На это время командование фрегатом принял на себя помощник Головнина Петр Иванович Рикорд. Два года он вел переговоры с японской стороной и добился освобождения своего начальника дипломатическим путем. Впоследствии Рикорд назначается начальником Камчатской области. Помощь голодающим, устройство лечебниц, открытие школ, развитие торговли, охрана береговых вод – основные пункты деятельности Рикорда на этом посту. Составленный им план развития Камчатки служит основой для развития области на десятилетия вперед.

В 30-е гг.19 в. На Дальний Восток направляется шлюп «Константин» под командованием поручика Гаврилова. Его задача – найти вход в лиман Амура, необходимый России для плавания больших морских судов. Поскольку экспедиция основывается на ошибочных выводах Крузенштерна, о том, что Сахалин – полуостров, то вход в русло Амура ищут на Сахалине, и, естественно, не находят. Экспедиция обнаруживает несколько местных рек и делает вывод о том, что в низовьях Амур теряется в болотах и его русло распадается на несколько мелких речек, следовательно, для судоходства он непригоден. На основании этого император Николай высказывает мнение о ненужности дальнейших попыток исследования этой реки.

Освоение дальневосточных земель могло бы быть остановлено на неопределенное время, и судьба всего региона могла быть иной, если бы не деятельность Геннадия Ивановича Невельского. Офицер военно-морского флота, он посвящает свободное время изучению материалов по восточной Азии и приходит к выводу об ошибочности предыдущих исследователей относительно невозможности судоходства по Амуру. В 1846 г. Невельской назначается командиром военного транспорта «Байкал» и решает воспользоваться предстоящим плаванием на Дальний Восток для исследования Амура и его лимана. Опираясь лишь на собственные расчеты и проявив личную инициативу, поддержанную назначенным незадолго до этого губернатором Восточной Сибири Николаем Николаевичем Муравьевым, Невельской доказывает, что Сахалин не полуостров, а остров и что вход в амурский лиман с Татарского пролива доступен для крупных мореходных судов. Н. Н. Муравьев (впоследствии по распоряжению императора граф Муравьев-Амурский) написал по этому поводу в Петербург, что ни одна из предшествующих экспедиций не представляла для России таких важных последствий, какие истекают из открытий Невельского, несмотря на то, что все это произведено без особых затрат казны. Отправив корабль на зимовку в Петропавловск, Невельской сухопутным путем отправляется в Петербург, где принят императором Николаем и отправлен в 1850 г. в экспедицию для занятия устья Амура. Обследовав район Приамурья, Невельской делает важнейший вывод о том, что вся местность по Амуру фактически не подчинена китайскому правительству, и нет основания откладывать занятие её Россией. Невельской от имени российского правительства делает многократные объявления о том, что прибрежье Татарского пролива и весь приамурский край до корейской границы вместе с о. Сахалин составляют российские владения. В 1850 г.он основывает пост Николаевск и поднимает над ним российский государственный флаг. Многие чиновники в Петербурге возмущены «незаконными» действиями Невельского и, утверждая, что тот не уполномочен делать дипломатические заявления, требуют для него наказания вплоть до разжалования в матросы. Однако император Николай поддерживает мореплавателя, заявляя: "Где раз русский флаг поднят, там уже он спущен быть не может!» и называет действия Невельского «молодецкими и патриотическими». В 1854 г. в устье Амура направляется Амурская экспедиция, подтвердив открытия Невельского и совершив ряд важных новых открытий в данном регионе. Деятельность Невельского имела не только научное, но и политическое значение, способствуя пересмотру Нерчинского договора и окончательному установлению государственной границы с Китаем.


В 1855 году после долгих переговоров в японском городе Симода заключается первый договор о дружбе и торговле между Россией и Японией (Симодский трактат). С российской стороны его подписывает вице-адмирал (впоследствии адмирал и граф) и дипломат Ефим Васильевич Путятин. Помощником Путятина является Константин Николаевич Посьет, совершивший в перерывах между переговорами ряд важных географических открытий на юге Уссурийского (ныне Приморского) края, в числе которых было и открытие залива, названного именем Посьета. Впоследствии Посьет становится министром путей сообщения России, членом Государственного совета, председателем Особого совещания по обсуждению вопроса о Российском национальном флаге. Именно Посьет в 1896 г. утверждает вариант российского бело-сине-красного флага.

Значительную роль в ведении переговоров, в работе над текстом договора, а также в освоении дальневосточного региона играл также Воин Андреевич Римский-Корсаков. Он был первым капитаном знаменитой шхуны «Восток». В 1954 г. для участия в Амурской экспедиции Рмский-Корсаков первым провел свой корабль из Японского моря в устье Амура. Обследовал Сахалин, Татарский пролив, Амурский лиман. Позже описывал побережье Камчатки и Курильских островов.

В 1857 г. Е.В. Путятин возглавляет Миссию в Китай. На основании деятельности Г.И. Невельского пересматриваются условия Нерчинского договора. Завершается формирование границ между двумя странами, причем России возвращаются земли, занятые, но не освоенные Китаем. Новый договор назван Айгунским трактатом.

В 1959 году губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев, обходя на корвете «Америка» залив Петра Великого, первым заметил глубокую бухту и назвал ее Золотой Рог. Он же приказал основать в ней пост и назвал его Владей Востоком.

За год до этого, в 1858 г. на Дальний Восток России направляется адмирал, разработчик многих типов военных судов, в том числе сильнейшего в то время броненосного крейсера «Петр Великий», а также подводных лодок Андрей Александрович Попов. Он командует эскадрой из двух корветов и шлюпа, совершивших в ходе кругосветного плавания переход из Кронштадта к берегам Японии. В 1862 г. Попов создает Тихоокеанскую эскадру, охраняющую русские границы и командует ею. В 70-х гг. 19 века занимается вопросами укрепления Приамурья и недавно основанной крепости Владивосток.


Россия окончательно укрепляет свои позиции на Дальнем Востоке.

Таким образом, особо значимыми для освоения Российского Дальнего Востока событиями, нашедшими отражение в материалах нашей Викторины, являются:

1. Камчатские экспедиции под руководством Витуса Беринга.

2. Кругосветная экспедиция под началом Ивана Федоровича Крузенштерна.

3. Инцидент с Головиным в Японии (помощник Головина – Петр Иванович Рикорд).

4. Деятельность Геннадия Ивановича Невельского и Николая Николаевича Муравьева-Амурского.

5. Дипломатические миссии Ефима Васильевича Путятина (помощники Путятина – Константин Николаевич Посьет и Воин Андреевич Римский-Корсаков).

6. Деятельность Андрея Александровича Попова по защите дальневосточных владений России.