shkolakz.ru 1

СОГЛАСОВАНО


Председатель ПК


__________ /С.А.Соколова/


«_____»____________ 20__г.





УТВЕРЖДЕНО

Приказом МБДОУ «Детский сад №6 комбинированного вида»

№ 47 от 26.12.2011


Заведующий МБДОУ


______________ /М.В.Боняк/





ПОЛОЖЕНИЕ

о психолого-медико-педагогическом консилиуме

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №6 комбинированного вида»


1. Общие положения


1.1. Психолого-медико-педагогический консилиум дошкольного образовательного учреждения (далее – ПМПк) создается в соответствии с «Методическими рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению детей в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» (Письмо Минобразования России от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»).

1.2. ПМПк в своей работе руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» и другими законами РФ, рекомендациями региональных и муниципальных органов управления образования, Уставом и локальными актами, регулирующими организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, договором между ДОУ и родителями (законными представителями) детей (воспитанников), настоящим Положением.

1.3. Общее руководство работой ПМПк возлагается на руководителя Учреждения или руководителя Службы сопровождения.

1.4. ПМПк создается с целью обеспечения диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии исходя из реальных возможностей Учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей.



2. Цели и задачи ПМПк


2.1. Целями деятельности ПМПк являются коллективная разработка и планирование системы комплексного сопровождения воспитанников в рамках дошкольного образовательного процесса.

2.2. Задачами ПМПк являются:


  • своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонение в адаптации, обучении и поведении;

  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок воспитанников;

  • определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи исходя из имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

  • консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных педагогических ситуаций;

  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния;

  • организация взаимодействия педагогов и специалистов Учреждения, участвующих в деятельности ПМПк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка.


3. Основные функции ПМПк


3.1. Проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на протяжении всего периода его нахождения в Учреждении.

3.2. Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции.

3.3. Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности воспитательно-образовательного процесса.

3.4. Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.


4. Структура и организация деятельности ПМПк


4.1. ПМПк создается приказом руководителя Учреждения.

4.2. В состав ПМПк входят:

  • руководитель Учреждения;

  • зам. заведующего по УВР;

  • педагог-психолог;
  • учитель-логопед;


  • медицинский работник;

  • педагоги, работающие с детьми.

4.3. Специалисты, включенные в состав ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план деятельности в соответствии с реальным запросом на обследование детей. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой определяется в соответствии со ст.32,34 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» руководителем образовательного учреждения.

4.4. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников Учреждения с согласия родителей (законных представителей). Во всех случаях согласие на обследование и (или) коррекционную работу должно быть оформлено в письменном виде.

4.5. Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом реальной возрастной психо-физиологической нагрузки на воспитанника.

4.6. При обсуждении на ПМПк должны быть представлены следующие документы:

  • педагогическое представление, в котором отражены проблемы, возникающие у педагогов и (или) воспитателя, работающего с ребенком;

  • выписка из истории развития воспитанника;

  • представление педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника по установленной форме.

4.7. На основании полученных данных, их коллегиального обсуждения и анализа на заседании ПМПк составляются заключение и рекомендации по индивидуальной работе с ребенком.

4.8. В апреле-мае ПМПк анализирует результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении. В случае перевода ребенка в другую образовательную систему оформляется выписка из карты развития, которая выдается родителям (законным представителям) по запросу из того образовательного учреждения, в котором будет обучаться (воспитываться) ребенок.


4.9. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и (или) разрешения конфликтных или спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обращаться в районную (областную) психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

4.10. В ходе деятельности ПМПк оформляется следующая документация:


  • годовой план и график плановых заседаний ПМПк;

  • журнал записи детей на ПМПк;

  • журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;

  • карты развития воспитанников;

  • список специалистов консилиума;

  • карты психолого-медико-педагогического сопровождения детей;

  • протоколы заседаний ПМПк;

  • журнал регистрации архива ПМПк.


5. Порядок подготовки и проведения ПМПк


5.1. ПМПк работает по плану, составленному на учебный год. Заседания консилиума подразделяются на плановые и внеплановые.

5.2. Плановые ПМПк проводятся не резе 1 раза в квартал: в кризисные периоды развития детей, на этапах их перехода с одной ступени образования на другую.

5.3. Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач:

  • определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей;

  • динамическая оценка состояния ребенка, группы и коррекция ранее намеченной программы;

  • выработка согласованных решений по созданию оптимальных условий для развития и обучения детей.

5.4. Внеплановые заседания ПМПк собираются по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение или внеурочную работу с конкретным ребенком, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка.


5.5. Задачами внепланового ПМПк является решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам.

5.6. Решением консилиума ведущим специалистом назначается в первую очередь воспитатель группы, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение. В функциональные обязанности ведущего специалиста входят индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком, а также отслеживание проведения комплексных диагностических обследований и коррекционных мероприятий и координация работы других специалистов.

5.7. Подготовка и проведение ПМПк:


  • обсуждение ребенка на консилиуме планируется не позднее двух недель до даты его проведения;

  • председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов консилиума о необходимости обсуждения проблемы, организует подготовку и проведение заседания ПМПк;

  • ведущий специалист обсуждаемого ребенка по согласованию с председателем ПМПк составляет список специалистов, участвующих в консилиуме;

  • специалисты, ведущие работу с ребенком, обязаны не позднее, чем за три дня до проведения ПМПк представить ведущему специалисту характеристику динамики развития ребенка за период, прошедший с момента последнего консилиума;

  • на ребенка, обсуждаемого на консилиуме, заводится карта психолого-медико-педагогического сопровождения, содержащая рекомендации по организации индивидуального подхода к работе с ним. Карта хранится вместе с документами ПМПк у председателя консилиума в месте, исключающем возможность ознакомления с ее содержанием посторонних лиц.

5.8. Порядок проведения ПМПк:

  • ПМПк проводится под руководством председателя консилиума, а в его отсутствие – заместителя председателя;
  • на заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и (или) коррекционной работе, представляют заключения на ребенка и рекомендации;


  • коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной коррекционной помощи с рекомендациями специалистов;

  • заключение специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия;

  • протокол ПМПк оформляется секретарем консилиума не позднее, чем через три дня после его проведения, и подписывается председателем и всеми членами ПМПК;

  • председатель и члены ПМПк несут персональную ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, полученной в процессе работы консилиума.


6. Права и обязанности специалистов ПМПк


6.1. Специалисты ПМПк имеют право:

  • самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с детьми и взрослыми, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности;

  • обращаться к педагогическим работникам, администрации ДОУ, родителям (законным представителям) воспитанников для координации коррекционно-развивающей работы с детьми;

  • проводить в Учреждении индивидуальные и групповые обследования (медицинские, логопедические и психологические);

  • требовать от администрации Учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей, обеспечения инструктивной и методической документацией;

  • получать от заведующего Учреждением сведения информативно-правового и организационного характера, знакомиться с соответствующими документами;

  • обращаться за консультацией в образовательные, медицинские, специальные (коррекционные) учреждения, привлекать к работе ПМПк специалистов районной (областной) психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
  • вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого-медико-педагогических знаний;


  • обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты, методические разработки, рекомендации и т.д.

6.2. Специалисты ПМПк обязаны:

  • рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции;

  • в решении вопросов исходить из интересов ребенка, задач его обучения, воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную конфиденциальность полученной информации;

  • принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

  • оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу Учреждения, всем участникам образовательного процесса в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития, эмоционально-волевой сферы детей и индивидуального подхода к ребенку;

  • участвовать в управлении коллективом, содействовать созданию благоприятного психологического климата в Учредении;

  • готовить подробное заключение о состоянии развития и здоровья воспитанников для представления на районную ПМПК.


7. Ответственность специалистов ПМПк


Специалисты ПМПк несут ответственность за:

  • адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы;

  • обоснованность рекомендаций;

  • конфиденциальность полученной при обследовании информации;

  • соблюдение прав и свобод личности ребенка;

  • ведение документации и ее сохранность.