shkolakz.ru 1 2 ... 7 8

Содержание



Пояснительная записка 2

Статус программы 2

Цели обучения 2

Задачи обучения 2

Общая характеристика учебного предмета 3

Место предмета (курса) в базисном учебном плане 4

Ценностные ориентиры 4

Результаты освоения программы (личностные, метапредметные и предметные) 5

Требования подготовки учащихся к концу подготовительного периода 5

Требования подготовки учащихся к концу основного звукобуквенного периода 6

Требования к уровню подготовки учащихся к концу заключительного периода 7

Основное содержание программы по обучению грамоте 10

Подготовительный период (22 ч.) 10

Основной звукобуквенный период (168 ч.) 11

Заключительный период (17 ч.) 15

Формирование универсальных учебных действий (УУД), система заданий, ориентированных на формирование УУД 16

Тематическое планирование 19

Чтение (92 ч.) 19

Письмо (115 ч.) 44

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 66

Материально-техническое обеспечение учителя: 66

Материально-техническое обеспечение ученика: 67



Пояснительная записка

Статус программы

Программа по обучению грамоте разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО от 06.10.2009 г. №373), федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, концепции «Перспективная начальная школа», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционным принципом прочности усвоения знаний, и авторской программы «Обучение грамоте» Н.Г. Агарковой, Ю.А. Агаркова. Программа составлена с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Она направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Цели обучения


Цель курса – обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

Задачи обучения


  1. Овладеть графическим действием в период усвоения грамоты. На основе этого действия у первоклассников формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучения.

  2. Усвоить формы печатных и письменных буквенных знаков. В связи с этим на основе структурно-системного подхода к совокупностям печатных и письменных букв были разработаны элементы-шаблоны для их конструирования.

Общая характеристика учебного предмета


В рабочей программе по обучению грамоте представлены 2 содержательные линии: обучение чтению и обучение письму. Обе линии содержат 3 этапа обучения:

Программа по обучению грамоте является составной частью программы «Русский язык» и представляет основу для всего последующего обучения.

Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации.

В учебном процессе этот принцип реализуется:

  • через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов;

  • через перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и, наоборот (в процессе чтения);


  • через понимание значения воспроизведенных языковых единиц - слов, сочетаний слов, предложений и текста.

В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развивается фонематический слух, культура звукопроизношения. Они овладевают умением, во-первых, воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции: геометрических фигур (квадратов и кружков) и системы специальных транскрипционных знаков, во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы (печатные и письменные), в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели, то есть читать. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.

Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Природа письма в отличие от чтения характеризуется не только слухоартикуляционным и зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе.

Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере выработки автоматизированности становится графическим навыком.

Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении звуковой и графической форм слова.



следующая страница >>