shkolakz.ru 1

Плодоовощная продукция



По данным ФТС России в январе-октябре 2011 года экспорт плодоовощной продукции из Республики Узбекистан в Россию составил:


- «овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды» (код ТН ВЭД 07) – 85,0 млн.долл.США (72,6% к аналогичному периоду 2010 г.), большую часть поставок составили такие товары, как томаты свежие и охлажденные, капуста кочанная, капуста цветная, морковь, репа, свекла столовая, овощи прочие свежие или охлажденные;


- «съедобные фрукты и орехи, кожура цитрусовых плодов или корки дынь» (код ТН ВЭД 08) – 225,9 млн.долл.США (88,5% к аналогичному периоду 2010 г.), большую часть поставок составили такие товары, как виноград свежий или сушеный, дыни, включая арбузы, свежие абрикосы, вишня и черешня, персики.


Наиболее крупными потребителями узбекской плодоовощной продукции в 2011 г. являлись следующие субъекты Российской Федерации: Оренбургская область, город Москва, Новосибирская область, Алтайский край, Московская область.


Сельхозтехника


За 9 месяцев 2011 года из Российской Федерации в Республику Узбекистан было поставлено сельскохозяйственной техники на общую сумму 2 097 345 долл. США. Доля комбайнов составила 186840 долл. США, тракторов - 309764 долл. США, сельхозадаптеров - 225820 долл. США, косилок - 196249 долл. США, пресс-подборщиков - 16271 долл. США, оборудования - 962706 долл. США, смесителей-кормораздатчиков - 148978 долл. США, запасных частей - 412215 долл. США. За указанный период поставок рыхлителей, культиваторов, борон, сеялок и опрыскивателей не было. Для сравнения, в 2006 году поставка сельхозтехники составила более 25 000 000 долл. США.

В целях обеспечения поставки машинотракторным паркам и сельскохозяйственным предприятиям республики Постановлением Кабинета министров создана Акционерная лизинговая компания «Узсельхозмашлизинг», которая на основе заявок от своих территориальных объединений, машинно-тракторных парков АК «Узавтосаноат» и фермерских хозяйств формирует прогноз потребности сельского хозяйства в технике, поставляемой по лизингу на льготной основе. Исходя из данного прогноза, АЛК «Узсельхозмашлизинг» и АКБ «Агробанк» представляют в Фонд государственного регулирования оснащения села сельскохозяйственной техникой при министерстве финансов Республики Узбекистан прогноз потребности в средствах Фонда на предстоящий год.



Металлургия


Республика Узбекистан является традиционным покупателем российской металлопродукции.


В 1 квартале 2011 года по данным ФТС России было поставлено металлопродукции на сумму около 70 млн.долл. США. Основная номенклатура поставок это железный плоский прокат, металлические трубы и прокат различных профилей.


Российские предприятия, выпускающие и продающие металлопродукцию, заинтересованные в работе на узбекском рынке, в марте 2011 года в г. Ташкенте приняли участие в «Международной специализированной выставке промышленного оборудования, металлопроката и металлоконструкций, черной и цветной металлургии».


Республика Узбекистан осуществляет курс на развитие собственного экспортозамещающего производства, в том числе и металлопродукции.


Например, ОАО «Узбекский металлургический комбинат» (ОАО «Узметкомбинат», г.Бекабад, Ташкентская область) в январе-мае 2011 года увеличило производство стали на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года до 325 тыс. 900 тонн.


По данным Государственного комитета республики по статистике, прокат черных металлов на предприятии увеличился на 0,9% до 308 тыс. 600 тонн, в том числе производство сортового проката – на 1,2% до 234 тыс. 700 тонн.


По итогам 2010 года комбинат увеличил производство стали на 0,1% по сравнению с 2009 года до 717 тыс. 400 тонн. Прокат черных металлов на предприятии по итогам прошедшего года увеличился на 0,7% до 691 тыс. 600 тонн, в том числе производство сортового проката – на 0,6% до 548 тыс. 900 тонн.

Справочно: ОАО «Узметкомбинат» - единственное в Центральной Азии предприятие черной металлургии, работающее на металлическом ломе. Комбинат был введен в действие в 1956 году. Ранее он перерабатывал металлический лом, поступающий со всех республик Центральной Азии. В настоящее время из-за снижения поставок лома, мощности предприятия загружены не полностью.



Уставный капитал ОАО «Узметкомбинат» составляет 45 млрд. 314 млн. сумов ($1 - 1706,61 сума). В структуре капитала 71,91% пакета акций принадлежит государству, трудовому коллективу – 10% акций. Пакет в размере 15,44% находится в собственности Национального банка ВЭД Узбекистана, узбекского ООО «ПромАвтоИнвестТорг», Навоийского ГМК и Алмалыкского ГМК, миноритарные акционеры владеют 2,65%.


Перспективным направлением сотрудничества можно считать поставку из России металлопроката для быстро развивающейся автомобильной отрасли Узбекистана. Узбекские автопроизводители заинтересованы в закупках российских комплектующих (автомобильного литья из стали, чугуна, алюминиевых сплавов и штамповочной оснастки). В настоящее время более 60% стали, используемой при производстве автомобилей поставляется в Узбекистан из России. Эксперты АК «Узавтосаноат» планируют довести долю российской стали в своей продукции до 90%.


Справочно: Акционерная компания «Узавтосаноат» создана в 1994 г. В настоящее время компания объединяет 34 предприятия. Деятельность большинства предприятий осуществляется с участием иностранного капитала. Основной деятельностью предприятий АК является производство легковых автомобилей, автобусов, грузовиков и комплектующих частей, товаров народного потребления, а также оказания платных услуг населению. Численность сотрудников на предприятиях АК составляет более 17 тыс. человек. Основные предприятия АК «Узавтосаноат» - ЗАО «Дженерал Моторс Узбекистан» - производство легковых автомобилей, ООО «СамАвто» - производство автобусов, ряд крупных производителей комплектующих и материалов. В 2010 г. ЗАО «Дженерал Моторс Узбекистан» произведено 217733 легковых автомобиля. В Россию было экспортировано 74419 автомобиля.


Железнодорожный транспорт

В 1994 году Указом Президента Узбекистана на базе линейных подразделений, предприятий, организаций и учреждений системы железнодорожного транспорта была образована Государственная акционерная железнодорожная компания (ГАЖК) "Узбекистон темир йуллари", которая решает весь комплекс задач, связанных с эксплуатацией и развитием железных дорог республики. Компания на 100% принадлежит государству.



В настоящее время общая протяженность сети железных дорог Республики Узбекистан составляет 6 тыс.км, в том числе дороги общего пользования – более 4 тыс. км. Электрифицировано 650 км путей и планируется электрифицировать еще 2 тыс. км. На железную дорогу Узбекистана приходится порядка 60% грузооборота внутри страны и почти 80% от общего объема экспортных и импортных грузовых перевозок.


В целях обновления железнодорожного парка в приобретаются современные электровозы. Построено, отремонтировано и модернизировано 1 790 грузовых и 38 пассажирских вагонов. Компания планирует приобрести еще 38 современных локомотивов, построить более 100 пассажирских и 2525 грузовых вагонов, а также модернизировать и восстановить 208 локомотивов, 6650 грузовых и 203 пассажирских вагонов. В рамках заключенных соглашений компания до конца 2011 года планирует получить 15 пассажирских электровозов на более, чем 75 млн. долл. США, до 2013 года 13 магистральных тепловозов на 44,2 млн.долл.США, 47 пассажирских вагонов – на 54,7 млн.долл.США.


Кроме того, в 2011 году осуществлена поставка в Узбекистан двух составов высокоскоростных поездов испанского производства (2 локомотива и 11 вагонов). До 2013 года компания будет добиваться увеличения грузооборота на 35,1% и пассажирооборота на 23,6%. Для этого Узбекистан планирует инвестировать в развитие и модернизацию железнодорожной отрасли 1,734 млрд. долл. США, в том числе в обновление подвижного состава - 1,019 млрд. долл.США.

Железнодорожный транспорт Республики Узбекистан постоянно развивается и совершенствуется. Это выражается в строительстве новых железнодорожных путей и модернизации старых, электрификации железных дорог, последовательном обновлении транспортного парка, увеличении объемов перевозки пассажиров и грузов, расширении географии перевозок, развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта. Все это, а также отсутствие собственного производства локомотивов, свидетельствует об имеющейся потребности республики в приобретении электровозов постоянного и переменного тока.



Химическая промышленность


По итогам 2011 года предприятиями ГАК «Узкимесаноат» произведено товарной продукции в действующих ценах на сумму 1 352,9 млрд. сумов, темп роста производства к аналогичному периоду 2010 года составил 6,3%.


Товаров народного потребления выпущено на сумму 66,2 млрд. сумов. Темп роста производства к аналогичному периоду 2010 года составил 6,2%. Новых видов продукции произведено на сумму 130,2 млрд. сумов, в т.ч. калийные удобрения на 96,3 млрд. сумов.


Предприятиями ГАК «Узкимесаноат» произведено 1171,7 тыс. тонн минеральных удобрений, в том числе: азотных удобрений – 924,3 тыс. тонн, фосфорных удобрений – 139,4 тыс. тонн, калийные удобрения – 108,0 тыс. тонн.


Экспорт химической продукции составил 110,8% к прогнозу.


Согласно Программе локализации в 2011 году по 33 проектам локализации произведено продукции на сумму 269,8 млрд. сумов (+12,1%).


В рамках реализации инвестиционных проектов, включенных в Инвестиционную программу, предприятиями ГАК «Узкимесаноат» освоено капитальных вложений на сумму 57,7 млрд. сумов.


В 2011 году введены новые мощности по производству косметической продукции, детских подгузников и других гигиенических изделий (СИЭЗ «Навои»), пористой селитры (ОАО «Максам-Чирчик»), галантерейных товаров, детских игрушек и ТНП из пластмасс (ОАО «Жиззах пластмасса»).


По договорам заключенным на международной промышленной ярмарке и кооперационной бирже предприятиями закуплено продукции на 97,5 млрд. сумов, или 102,1% к прогнозу.


Создано 381 новых рабочих мест, или 167,8% к прогнозу, в том числе мест надомного труда 181 или 115,3% прогнозу.


Стройиндустрия


Общий объем производства предприятий АК «Узстройматериалы» по итогам 2011 года составил 1,036 трлн. сумов.

В Узбекистане в 2011 году произведено 6,7 млн. тонн цемента, 124 млн. листов шифера, 346 млн. изделий из строительного стекла, и 72 млн. единиц стеновых материалов.



В минувшем году предприятиями АК «Узстройматериалы» было отправлено на экспорт продукции на $65,6 млн.


По программе локализации освоено около 30 видов продукции, а в целом выпущено таких товаров на 115,2 млрд. сумов, что составило 136,6 процента к прогнозу.


Предприятия компании в 2011 году за счет сокращения расхода сырья, материалов, энергоресурсов и прочих затрат смогли добиться снижения себестоимости продукции, благодаря чему сэкономлено более 14,4 млрд. сумов.


В числе главных ориентиров производителей стройматериалов в Узбекистане остается модернизация, техническое и технологическое перевооружение производства, широкое привлечение и внедрение современных технологий.


Так, на предприятиях АК «Узстройматериалы» в 2011 году велась работа по пяти крупным проектам, предусмотренным Программой развития промышленности Республики Узбекистан в 2011—2015 годах. В общей сложности на их реализацию были направлены средства, эквивалентные $29,85 млн.


По итогам года было успешно завершено два проекта, один из которых — организация производства гипсокартонных изделий по технологии фирмы «Кнауф» на ИП ООО «Кнауф Гипс Бухара». Этой востребованной в современном строительстве продукции здесь будут выпускать порядка 20 млн. квадратных метров в год.


Другой завершенный проект коснулся технического перевооружения одного из крупнейших цементных производств республики — ОАО «Кызылкумцемент». На предприятии было обновлено карьерное оборудование, электродвигатели, дозаторы для сырьевых и цементных мельниц, другая важная технологическая оснастка на всех участках производства. Продолжаются работы и на другом крупном цементном заводе — ОАО «Бекабадцемент», где модернизируется действующее производство и строится новая линия по выпуску цемента сухим способом.

На модернизацию предприятий по производству строительных материалов в минувшем году было направлено $58,67 млн. При этом было привлечено свыше $25 млн. иностранных инвестиций и кредитов.



Финансовые «вливания» из-за рубежа позволяют не только модернизировать действующие, но и открывать новые рентабельные предприятия. Сегодня такие производства работают по всей стране — например, это совместное предприятие And-Polic, производящее алюминиево-пластиковые композиционные панели, СП ООО Munjal-Shifer по выпуску шифера, СП Panelplast, где изготавливают сэндвич-панели, СП Moderna Ceramic Industries по производству керамической плитки. В прошлом году эти и другие предприятия с иностранными инвестициями выпустили продукции на 578,2 млрд. сумов.


В Узбекистане с 2012 года строительство новых объектов социально-гражданского назначения и жилья должно осуществляться только в строгом соответствии с утвержденными генеральными планами. Соответствующее постановление было подписано Президентом страны 27.12.2011 г.


Целями постановления «О мерах по наведению должного порядка в проектировании и строительстве объектов социального и гражданского назначения» являются «повышение качества принимаемых проектных решений по комплексному развитию городов и населенных пунктов, а также усиление ответственности участников инвестиционного процесса за соблюдение требований Градостроительного кодекса Республики Узбекистан, утвержденных градостроительных норм и правил».


Документом установлено, что строительство новых объектов социально-гражданского назначения и жилья должно осуществляться только в строгом соответствии с утвержденными генеральными планами городов и населенных пунктов и, при необходимости, вносимыми в установленном порядке в них корректировками.


Строительство и реконструкция объектов без утвержденной в установленном порядке проектной документации и без их увязки с утвержденными генеральными планами городов и населенных пунктов считаются недопустимыми.

Постановлением категорически запрещено строительство и реконструкция объектов, независимо от источников их финансирования, одновременно с параллельной разработкой проектно-сметной документации и финансированием, а также вмешательство лицам, не наделенным соответствующими полномочиями, в ход строительства и в процесс внесения изменений в утвержденную проектно-сметную документацию.



Также категорически запрещено размещение, проектирование и строительство отдельно стоящих объектов производства, торговли, общественного питания, сервисного обслуживания и рыночной инфраструктуры, не предусмотренных утвержденными генеральными планами, на территории завершенных строительством массивов, жилых многоэтажных микрорайонов (кварталов) в городах, поселках и районных центрах.


Лица, допустившие нарушение установленного порядка проектирования и строительства объектов, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством, вплоть да уголовной.


Строительство и реконструкция объектов с параллельным проектированием допускается в исключительных случаях, только по согласованию с аппаратом Президента и Кабинетом Министров.


Отныне адресные списки строительства и реконструкции объектов с расчетной (сметной) стоимостью 2 млрд. сумов ($1-1800,11 сума) и выше, независимо от источников их финансирования, подлежат утверждению на уровне правительства.


Документом предписано коммерческим банкам при финансировании работ по строительству и реконструкции объектов строго руководствоваться установленным порядком утверждения и согласования адресных списков объектов. Им необходимо осуществлять финансирование строительства и реконструкции объектов строго в пределах установленных лимитов капитальных вложений в соответствии с утвержденными в установленном порядке адресными списками.


Постановлением Президента Узбекистана образована правительственная комиссия по утверждению адресных списков объектов, строительство и реконструкция которых подлежит утверждению на уровне правительства, во главе с заместителем премьер-министра Батиром Закировым.


Страхование

6 января 2012 года вступил в силу Приказ Министра финансов Республики Узбекистан "О внесении изменения и дополнения в Положение о платежеспособности страховщиков и перестраховщиков", зарегистрированный в Министерстве юстиции Республики Узбекистан за № 1806-1 от 27.12.2010 г. Настоящие изменения расширяют возможности страховых компаний увеличивать свои вложения в уставные капиталы коммерческих банков.


Кроме того, упорядочены сроки предоставления расчетов нормативов платежеспособности и сведений о соблюдении требований по размещению активов страховщиков (перестраховщиков) и требований по перестраховочным операциям по итогам года. Теперь данные Расчеты по итогам года будут представляться не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, а предприятиями с иностранными инвестициями — не позднее 25 марта года, следующего за отчетным.

Определен порядок обязательного страхования жизни и здоровья государственных судебных экспертов.

28 декабря 2010 года Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №321 было утверждено Положение об обязательном государственном страховании жизни и здоровья государственных судебных экспертов, которое определяет порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья государственных судебных экспертов.

Согласно положению, страховым случаем при обязательном государственном страховании жизни и здоровья государственных судебных экспертов является причинение вреда жизни или здоровью застрахованного лица в связи с трудовым увечьем или иным повреждением здоровья застрахованного лица, связанным с исполнением им служебных обязанностей, в период действия договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья государственных судебных экспертов.

Страховая сумма по договору обязательного государственного страхования определяется в размере 200-кратной минимальной заработной платы, установленной в Республике Узбекистан на дату заключения договора обязательного государственного страхования для каждого застрахованного лица.

Размер страховой премии по договору обязательного государственного страхования исчисляется путем произведения страховой суммы на количество застрахованных лиц и на страховой тариф, установленный в размере 3,4 процента. Страховщик осуществляет выплату страхового возмещения в случаях гибели (смерти) застрахованного лица, установления застрахованному лицу инвалидности в связи с трудовым увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им служебных обязанностей, а также иного повреждения здоровья - в размерах согласно Таблице выплат по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью государственных судебных экспертов.


В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №6 от 7 января 2011 года, утвержден Перечень видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Согласно данному постановлению с 1 апреля 2011 года физические лица не могут осуществлять виды деятельности, не включенные в Перечень, утвержденный настоящим постановлением. Данный перечень включает в себя 66 видов деятельности, которые разбиты на четыре группы. Необходимо отметить, что в перечень видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, также включены услуги, оказываемые страховыми агентами‎.

8 февраля 2011 г. года вступило в силу Положение, утвержденное Министерством финансов Республики Узбекистан "О единых требованиях и стандартах предоставления перестраховочных услуг", зарегистрированное Министерством юстиции Республики Узбекистан 29 января 2011 года, за № 2190.

Данное Положение является первым отдельным нормативным документом, регулирующим перестраховочную деятельность в стране. Единые требования и стандарты предоставления перестраховочных услуг определены в Положении в следующим образом:


Единые требования, устанавливаемые настоящим Положением, являются обязательными для страховщиков — резидентов Республики Узбекистан, предоставляющих перестраховочные услуги на территории Республики Узбекистан; Стандарты предоставления перестраховочных услуг состоят из стандартных понятий по перестрахованию и стандартных условий предоставления перестраховочных услуг. Стандарты предоставления перестраховочных услуг применяются при предоставлении перестраховочных услуг, если иное не предусмотрено законодательством или договором перестрахования.

Кроме того, в целях избежания разночтений в трактовке основных терминов и определений, используемых при предоставлении перестраховочных услуг, в Положении множеству из них приводятся определения.


31 мая 2011 года было подписано постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-1544 "О дополнительных мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости страховщиков". В данном постановлении предусматривается поэтапное повышение, в течение 2012-2014 годов, минимальных размеров уставного капитала страховщиков, дифференцированных в зависимости от видов страховой деятельности.

Согласно постановлению предусматривается установление, с 1 июля 2012 года, минимальных размеров уставного капитала страховщиков в следующих размерах, для:


- отрасли общего страхования – 1 125,0 тыс. евро;


- отрасли страхования жизни – 1 500,0 тыс. евро;


- видов обязательного страхования – 2 250,0 тыс. евро;


- исключительно перестраховочной деятельности – 5 000,0 тыс. евро.


Следующий этап повышения минимальных размеров уставного капитала страховщиков установлен с 1 июля 2014 года, в следующих размерах, для:


- отрасли общего страхования – 1 500,0 тыс. евро;


- отрасли страхования жизни – 2 000,0 тыс. евро;


- видов обязательного страхования – 3 000,0 тыс. евро;


- исключительно перестраховочной деятельности – 6 000,0 тыс. евро.


В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан "О мерах по реализации постановления Президента Республики Узбекистан от 8 июля 2011 года № ПП-1572 "О дополнительных мерах по защите национальных информационных ресурсов", утвержден Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации. В перечне сведений также приводиться тайна страхования личности, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством.


14 декабря 2011 года в Министерстве юстиции за номером 1882-2 зарегисрирован приказ Министерства финансов о внесении изменений в Положение о страховых резервах страховщиков (рег. № 1882 от 15 декабря 2008 года).

Изменения в данное Положение внесены в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по устранению бюрократических барьеров и сокращению государственных управленческих функций при осуществлении разрешительных процедур".



Согласно изменениям, Положения о формировании следующих дополнительных резервов могут утверждаться страховщиком без согласования с Госстрахнадзором:

резерв предупредительных мероприятий (РПМ); резерв катастроф (РК);

резерв колебаний убыточности (РКУ); резерв несоответствия активов (РНСА);

другие виды резервов, связанные с осуществлением страховой деятельности.

При этом, страховщики обязаны согласовать с Госстрахнадзором перечень предупредительных мероприятий, которые будут финансироваться из РМП.


Фармацевтическая отрасль


Государственно акционерный концерн фармацевтической промышленности Республики Узбекистан (ГАК) «Узфармсаноат» в 2011 году произвел продукцию на 265,7 млрд. сумов, что на 36,4% больше по сравнению с 2010 годом.


По данным компании, объем производства лекарственных средств вырос на 22,5% в отчетном периоде и составил 222,2 млрд. сумов.


Производство изделий медицинского назначения увеличилось в 3,9 раза до 16,7 млрд. сумов.


Объем выпуска вспомогательных материалов составил 17,7 млрд. сумов (+265,6%) и прочей продукции на 9,1 млрд. сумов (+221,6%).


Хлопковый рынок Узбекистана


12-13 октября 2011 года в г. Ташкент состоялась проводимая под патронатом Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан 7-я Международная хлопковая и текстильная Ярмарка (далее – Ярмарка),


По данным организаторов, по итогам Ярмарки Узбекистан заключил контракты на поставку более 600 тыс. тонн хлопка-волокна. Также в рамках ярмарки были заключены контракты на сумму свыше 550 млн. долл. США на экспорт продукции текстильных предприятий Узбекистана. В работе ярмарки приняли участие свыше 330 зарубежных компаний из 38 стран мира.

Премьер-министр Ш. Мирзиеёв в своем выступлении на открытии Ярмарки сообщил, что за последние пять лет в Узбекистане производство текстильной продукции выросло в 2,6 раза, экспорт – в 2 раза, предприятия Узбекистана на сегодняшний день перерабатывают более трети производимого волокна. В ближайшие годы Узбекистан планирует довести уровень внутренней переработки хлопка до 2/3 от общего производства хлопкового волокна. Предусматривается реализация 55 новых инвестиционных проектов на общую сумму 1,7 млрд. долл. США.


По прогнозным данным, в этом году в Узбекистане будет произведено порядка 1,1 млн. тонн хлопка, из которых предполагается экспортировать около 650 тысяч тонн.


Сегодня Узбекистан занимает третье место в мире по экспорту хлопка после США и Индии. Потребителями хлопка из Узбекистана являются такие страны, как Китай, Южная Корея, Россия, Пакистан и Турция.


Статья взята с портала внешнеэкономической информации http://www.ved.gov.ru/rus_export/partners_search/market_review/?id=373