shkolakz.ru 1

«Полис».–2011.–№2(122).–С.25-35.



РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИКЕ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОСОЮЗА




К. де Ландшир – профессор Университета Антверпена, Бельгия;

Ю. Мидлхоф – научный сотрудник Университета Антверпена, Бельгия.

Для связи с авторами: shestop0505@rambler.ru

Ключевые слова: политическое портретирование, Европейский союз, Кэтрин Эштон, Жозе Баррозу, Герман Ван Ромпей.


Введение

Идея политического портретирования не нова: еще греческие и римские философы пытались лучше узнать политиков своего времени. Во время Холодной войны секретные спецслужбы использовали методы контент-ана­лиза интервью и выступлений политических лидеров. С того времени мно­гое изменилось, в том числе были переосмыслены и критерии оценки. Тем не менее, на сегодняшний день существует не так много экспертов по поли­тическому портретированию [De Sutter, Immelman 2008; De Sutter 2004].

В рамках настоящего исследования будут рассмотрены психологические портреты Кэтрин Эштон, Жозе Баррозу и Германа Ван Ромпея (Первого Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике без­опасности Европейского союза, Президента Еврокомиссии, Первого пре­зидента Европейского Совета). По его итогам будет предпринята попытка отве­тить на вопрос о возможности плодотворного взаимодействия между этими лидерами европейской политики.

Чтобы определить, начертить и сравнить психологические портреты Эштон, Баррозу и Ван Ромпея, в эмпирическом исследовании используют­ся методы портретирования, разработанные Обри Иммельманом [Immelman 2002; 2003; 2004; 2005]. Уместность добавления профилей этих трех полити­ческих деятелей к уравнению борьбы за власть в международных делах ЕС оче­видна: между крупными игроками союза могут возникнуть новые формы взаи­модействия и появиться определенные разногласия.

Прежде чем перейти к предмету исследования, уточним выбранный метод психодиагностического портретирования. Чтобы поместить полу­ченные результаты в контекст нового, установленного Лиссабонским дого­вором баланса власти на политической арене Европейского союза, мы рас­смотрим и эту сферу. В настоящей статье кратко обсуждаются дискуссии о новой политической структуре ЕС и его внешней политике.

Осветив эти проблемы, мы приступим к эмпирическому исследованию портретов Кэтрин Эштон, Жозе Баррозу и Германа Ван Ромпея, на основа­нии которого будет сделано заключение о том, что можно ожидать от этих трех лидеров в европейском процессе принятия решений на политико-психоло­гическом уровне.



методология политического портретирования

Из работ по политической психологии мы знаем о высокой значимости лич­ности лидеров как на местном, так и на национальном и международном уровне. Ведущая (в особенности в США) научная традиция в этой области дала несколько исследований личностей политических лидеров, в частности, Билла Клинтона, Альберта Гора, Джорджа У.Буша, Нельсона Манделлы, Индиры Ганди и Николя Саркози (для краткого обзора можно обратиться к работам Д.Уинтера [Winter 2003]). Эти исследования, направленные на получение глубинной информации о личностях лидеров, были призваны помочь объяснить или предотвратить те или иные политические события. Метод, используемый в данной статье, был предложен О. Иммельманом, который адаптировал теорию Миллона [Millon 1986а: 639-669; 1986b: 671-712; 1990; 1994] к политической сфере. Данный метод закладывает прочную основу для идентификации и классификации политической личности. Его главное преимущество состоит в способности предсказывать поведение, степень и эффективность сотрудничества политических лидеров. Тем не менее, заметим, что на общение политиков оказывает влияние множество факторов, и психологический - лишь один из них. Применяемый метод заимствован из психологии, но он комбинирует кли­ническую психологическую оценку с анализом СМИ. Политические деятели "оцениваются" через СМИ, биографии и прочий архивный материал. Личностный портрет при этом является синтезом наблюдений биографов, жур­налистов, политических комментаторов, коллег и родственников политика. Среди психологов существует относительный консенсус о диагностической ценности биографических данных, включая их освещение в СМИ как непо­средственном источнике выявления отдельных особенностей политика для включения их в личностный портрет.

Все источники проверяются на наличие подходящего для диагностики мате­риала. Полученные данные кодируются с использованием метода диагно­стических критериев Миллона (MIDC), состоящего из 170 дескрипторов, кото­рые основываются на соединении личностных шкал и атрибутов. Метод использует двенадцать типов или уровней личностных шкал идентификации человека (см. табл. 1) и предполагает поиск наличия этих образцов в преде­лах пяти признаков: экспрессивное поведение, межличностное поведение, когнитивный стиль, настроение/темперамент и Я - образ [Immelman 2004]. Кодирование является целостным и производится на стандартизированном кодировочном листе.


Согласно процедуре кодировки, описанной в Пособии к MIDC [ibid], высо­кие значения соответствуют присутствию определенного образца. Баллы начисляются только в том случае, если два независимых источника под­тверждают его присутствие, и оно является существенным лишь при полу­чении более 5 баллов. С целью обеспечения воспроизводимости материалы документируются. Источники, используемые для кодирования профилей Эштон, Баррозу и Ван Ромпея в данном исследовании, не отражены в биб­лиографии статьи, но их можно получить у авторов.

События в политике ес - потенциальная борьба за власть

Ученые соглашаются, что структура ЕС сильно изменилась в результате вступления в силу Лиссабонского договора [см. Limonard, Van Keulen, Rood 2008]. Хотя политические последствия этих изменений во многом не ясны, очевидны многочисленные попытки дипломатов и общественных деятелей занять одну из недавно созданных ключевых позиций, а также возможное назначение Кэтрин Эштон и Германа Ван Ромпея и переизбрание Жозе Баррозу. В этой части мы исследуем эти роли, прежде чем обратиться к одной из самых интересных тем - балансу сил во внешней политике ЕС.

Таблица 1

Методика диагностических критериев Миллона: шкалы и градации


Шкала 1А: Доминирующий тип


    1. Ассертивный

    2. Контролирующий

    3. Агрессивный (садистский; DSM-III-R, Appendix А)

Шкала 1В: Бесстрашный тип

      1. Азартный

      2. Диссидентский

      3. Восхваляющий (антисоциальный; DSM-IV, 301.7)

Шкала 2: Амбициозный тип

        1. Уверенный

        2. Эгоистичный
        3. Эксплуатирующий (самовлюбленный; DSM-IV, 301.81)


Шкала 3: Общительный тип

          1. Конгениальный

          2. Компанейский

          3. Импульсивный

Шкала 4: Приспосабливающийся тип

            1. Сотрудничающий

            2. Соглашающийся

            3. Подчиняющийся (зависимый; DSM-IV, 301.6)

Шкала 5A: Огорчающийся тип

              1. Непритязательный

              2. Отрицающий себя

              3. Обреченный на провал (DSM-III-R, Appendix А)

Шкала 5В: Нетерпимый тип

                1. Решительный

                2. Оппозиционный

                3. Негативистский (пассивно-агрессивный; DSM-III-R, 301.84)

Шкала 6: Добросовестный тип

                  1. Уважительный

                  2. Обязательный

                  3. Навязчивый (абсессивно-компульсивный; DSM-IV, 301.4)

Шкала 7: Скрытный тип

  1. Осторожный

  2. Скованный

  3. Замкнутый (избегающий; DSM-IV, 301.82)

Шкала 8: Застенчивый тип

  1. Замкнутый

  2. Холодный

  3. Одинокий (шизоидный; DSM-IV, 301.20)

Шкала 9: Недоверчивый тип

  1. Подозрительный

  2. Параноидальный (DSMIV, 301.0)

Шкала 10: Непостоянный тип


  1. Нестабильный

  2. Сомнительный (DSM-IV., 301.83)


Источник: Immelman 2004.


постоянный президент европейского совета


Лиссабонский договор учредил должность постоянного президента Европейского совета [см. European Council 2008], которую занял Герман Ван Ромпей. При обсуждении привилегий этой фигуры дипломаты учли вероятность возникновения конкуренции с президентом Европейской комиссии. Хотя первый получает большую зарплату и располагает автомобилем с шофером, у него нет официальной резиденции или частного самолета, как нет их и у президента Комиссии [Honor 2008а]. У комментаторов и европейских парламен­тариев есть причины полагать, что функции президента Европейского совета будут значительно расширены и его статус возрастет. В частности, рассмат­ривается возможность расширения его штата с 20 до 60 человек [Honor 2008b].


президент европейской комиссии

Возможно, это самая известная должность в Брюсселе, которую преды­дущие президенты (такие как Сантер, Делор и Проди) сделали сильнее, чем когда-либо. Наряду с ростом значимости Европейской комиссии как института, ее нынешний президент Жозе Баррозу приобрел высокий статус. Лиссабонский договор существенно не меняет его положения, хотя отдель­ные члены Комиссии теперь могут быть временно отстранены Европейским парламентом. Является ли это ограничением его полномочий, пока неизвест­но, однако былые разговоры о приостановке деятельности Комиссии в целом теперь бессмысленны. В то же время президент Комиссии сталкива­ется с двумя новыми игроками: президентом Совета — лицом Европы в мире, и Верховным представителем, который ответственен за внешнюю политику и является Первым вице-президентом Комиссии.

Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам

Хотя многие утверждают, что должность Верховного представителя по ино­странным делам и политике безопасности ЕС является новой позицией, по сути, это сочетание трех должностей: Верховного представителя по общей внешней политике и политике безопасности ЕС, специального уполномо­ченного по международным отношениям и Вице-президента Европейской комиссии. Тем самым, Верховный представитель попадает в прямое подчи­нение и президента Комиссии — как специальный уполномоченный по меж­дународным отношениям, и президента Европейского совета, который является главным послом ЕС на мировой арене. Однако должность Верховного представителя может также стать связью между Комиссией и Советом, так как по закону "Верховный представитель Союза по иностранным делам и поли­тике безопасности, по сфере общей внешней политики и политики без­опасности, и Комиссии, по другим областям международного взаимовоз­действия, может представить совместные предложения Совету" [European Council 2008]. Кроме того, Верховный представитель должен формировать Европейское внешнеполитическое ведомство. Поскольку международные отношения — самая интересная область для исследования официальных и пра­вовых отношений между всеми тремя должностями, в следующей части нашей статьи мы сосредоточимся на этой сфере деятельности.


сфера международной политики

Одной из областей, где разделение власти между этими тремя должностя­ми до сих пор окончательно не прояснено, являются международные отношения. Лиссабонский договор усложнил ситуацию, укрепив более слабые позиции и ослабив более сильную — президента Еврокомиссии, ограничив его полномочия в этой сфере. В соответствии с договором, европейскую внешнюю политику ждет дальнейшая институционализация — создание европейского внешнепо­литического ведомства (EEAS). В этом случае роль Верховного представите­ля в отношении внешней политики и политики безопасности (CFSP) снизится.

Кэтрин Эштон как Верховный представитель будет действовать в качестве координатора всех международных связей ЕС. Однако подразумевает ли это представительство Союза в международных организациях, таких как ООН или НАТО, и как насчет дипломатического регламента и европейской политики в отношении соседей — неевропейцев, сотрудничества в целях развития, тор­говли, объединения и защиты? Некоторые полагают, что Лиссабонский дого­вор определил Европейское внешнеполитическое ведомство как "диплома­тическое суперминистерство" [Zwaap 2008]. Так как область иностранных дел — очень тонкая сфера политики для государств-членов союза, ведомство еще не начало свою работу. Его запуск и есть одна из самых важных задач Кэтрин Эштон в ее новой должности [O'Connor 2010]. Договор оставляет за Верховным представителем последнее слово по всем международным вопро­сам, тем самым создавая этому политику имидж министра иностранных дел ЕС. Европейское внешнеполитическое ведомство будет, по всей вероятно­сти, вовлечено в политические проблемы, такие как права человека и кри­зисное управление, а также в некоторые военные вопросы [Zwaap 2008]. Кроме того, аспекты визовой политики и других консульских дел будут в большей степени урегулироваться на уровне ЕС, где этот орган также сыграет свою роль [Fernandez 2006]. С полноценно работающим внешнеполитическим ведомст­вом Эштон сможет подорвать позиции Баррозу как президента Комиссии по многим направлениям. Она будет иметь в своем распоряжении собственный штат и получит место в Совете и Комиссии. Не следует забывать, что сущест­вует также президент Европейского совета, который должен обеспечивать внешнее представительство Союза на международной арене по вопросам общей внешней политики и политики безопасности [European Council 2008].


Эта часть — лишь краткая схема обширных дебатов относительно новой расстановки сил и институционализации внешней политики ЕС, однако из нее видно, что имеются причины подозревать нехватку ясности в структуре деловых отношений и разграничении обязанностей Эштон, Баррозу и Ван Ромпея. Помимо рассмотрения правовых и стратегических вопросов, важ­но изучить личности этих трех политических деятелей.


Баронесса апхоланда кэтрин маргарет эштон


Из резюме баронессы Эштон мы узнаем, что она родилась в 1956 г. в скромной семье [Renterghem 2009]. Для комментаторов, политических деятелей и, что не менее важно, для нее самой, стало неожиданностью назначение Верховным представителем по иностранным делам и политике безопасности Европейского союза, которое состоялось на неофициальной встрече Европейского совета в Брюсселе 19 ноября 2009 г. [Ashton 2009]. Взлет Эштон к одной из трех высших позиций в Брюсселе совсем не очевиден при взгляде на ее краткую биографию. Несмотря на утверждения, что у нее "есть 28-летний опыт переговоров, достижения консенсуса и защиты прав и гражданских интересов" [Ashton 2009], Эштон никогда до этого не избиралась на какой-либо пост путем голосования и не занимала высоких министерских позиций в правительстве. В целом у нее отсутствует как опыт предвыборной борьбы, так и опыт работы на руководящей должности в правительстве, в то время как у Баррозу и Ван Ромпея такой опыт имеется.

Одно из преимуществ, которое дает Эштон ее должность после вступления в силу Лиссабонского договора, — это право учреждать и формировать Европейское внешнеполитическое ведомство. Этот орган, в котором будет около 5000 служащих, первоначально задумывался разработчиками Конституцион­ного соглашения как новое европейское министерство иностранных дел, опора действующего Министра иностранных дел [Giscar d'Estain 2007].


Результаты психо-диагностического метаанализа кэтрин эштон

Согласно результатам применения метода MIDC, баронесса получает бал­лы в 22 пунктах из возможных 170. Ни один из двенадцати личностных типов у нее ярко не выражен. Наибольшее число баллов Эштон получает в четырех шкалах: "Бесстрашный" тип (уровень 1В, 5 пунктов), "Компанейский" тип (шкала 3, 5 пунктов), "Сотрудничающий" тип (шкала 4, 7 пунктов) и "Добросовестный" тип (шкала 6, 5 пунктов). На всех уровнях "дисфунк­циональные" значения (шкала III и выше) отсутствуют.


Согласно результатам анализа, личность Эштон главным образом харак­теризуется "Приспосабливающимся" и "Коммуникабельным" типами. Кроме того, мы нашли доказательства присутствия "Добросовестного" типа. Хотя Эштон мало распространяется о своей личной жизни, ее поведение на публике указывает на то, что она является коммуникабельной личностью. Об этом говорит, в частности, тот факт, что у нее дома находится статуэтка героя из британского научно-фантастического сериала "Доктор Кто" в натуральную величину. Думается, это характеризует ее как любителя приключений, а также говорит о ее увлеченности и энергичности [Sunday Times 2010].

В политике "Честолюбивого" — "Коммуникабельного" типов личности часто встречается сочетание шкал 2 и 3. Согласно исследованиям, люди с таким типом личности способны привлекать других своим остроумием и очарованием.

Жозе мануэл дуран баррозу

Находясь на посту премьер-министра Португалии, Жозе Мануэл Дуран Баррозу имел относительно небольшой политический опыт, когда был назна­чен президентом Европейской комиссии в 2004 г. Баррозу, получивший выс­шее образование в области права, экономики и общественных наук, был маоистом, превратившимся в консерватора. Политик часто рассказывает историю о том, как он сбежал от арестовавшего его военного конвоя, убедив солдат, что "они не станут стрелять ему в спину" [NRC Handelsblad 2008]. После долгого лоббирования, как открытого, так и негласного, в июне 2009 г. Европейский совет назначил Баррозу на второй срок, а в сентябре 2009 г. его официально пере­избрал Европейский парламент. К тому моменту, как и второй его мандат был одобрен, Баррозу стал одним из самых опытных игроков в треугольнике вла­сти Европейского союза [Peeperkorn 2009]. В его распоряжении находится мощ­ная машина Европейской комиссии с 25000 государственных служащих. Она огромна по сравнению с текущим штатом в 20 человек у Эштон и Ван Ромпея. Однако предполагается, что число государственных служащих у последних двух вскоре значительно увеличится [Rood, Van Keulen, Limonard 2008].


В Брюсселе Жозе Мануэл Дуран Баррозу, который известен в Португалии просто как Дуран Баррозу, вынужден был избавиться от своего второго име­ни, поскольку Дуран на португальском языке значит "хотя один". Смысл своей роли был ясен политику с самого начала: чтобы преуспеть в Брюсселе, нуж­но было стать снисходительным и гибким, стараясь не наступить на пятки лиде­ров государств-членов ЕС [ВВС News 2009].


Результаты психо-диагностического метаанализа жозе баррозу


Жозе Мануэл Баррозу получил баллы по 26 пунктам из возможных 170 согласно диагностическим критериям Миллона, при этом ни один из 12 типов ярко у него не выражен. Наибольшее число баллов приходится на четыре шкалы (уровень I): "Доминантный" тип (шкала 1А, 6 баллов), "Бесстрашный" тип (шкала 1В, 6 баллов), "Честолюбивый" тип (шкала 2, 8 баллов) и "Приспосабливающийся" тип (шкала 4, 7 пунктов). В то время как "Сознательность" Баррозу (шкала 6, 4 балла) предполагает дисфункциональность, баллов не достаточно для утверждения ее наличия.

Согласно результатам метаанализа, президент Европейской комиссии является честолюбивой, откровенной и вполне уравновешенной личностью. У господина Баррозу выделяются четыре уровня личности, ни один из кото­рых не доминирует. Это приводит нас к заключению, что он обладает урав­новешенностью без какой-либо дисфункциональности.

В политике часто можно встретить доминирующие типы, обладающие силь­ной потребностью во власти и господстве; к таковым относились Уинстон Черчилль и Саддам Хуссейн [Immelman, De Landtsheer, Van der Schaaff 2002]. Человеку с так наз. агрессивным стилем нравится повиновение и уважение. Баррозу, как нам кажется, верит в свои силы, он честолюбив и умеет действовать в условиях конкуренции. Отметим, что доминирующий человек может быть твердым и несентиментальным, зачастую даже неприятным. Обычно подоб­ный тип личности демонстрирует ориентацию на власть, выбирая роли, которые, как ему кажется, принимает общественность. Иногда подобное пове­дение выливается в упрямство, перфекционизм. Так, отдельные высказыва­ния Баррозу носят жесткий характер, что снижает ценность его энтузиазма и чувства ответственности [European Voice 2009]. Однако эти отрицательные всплески в целом не препятствуют развитию качеств эффективного лидера, обладающего навыками контроля и убеждения себя и других в необходимо­сти достижения общих целей, что весьма важно в ЕС.


Герман ван ромпей

В отличие от неожиданного назначения баронессы Эштон, назначение Германа Ван Ромпея постоянным президентом Европейского совета было вполне ожидаемым. Хотя он и являлся относительным новичком в между­народной политике, его имя было достаточно известно среди посвященных лиц ЕС. Ван Ромпей, который менее года был премьер-министром Бельгии, сильно отличается по характеру от первого президента Европейского сове­та. Он имеет правильный "политический цвет" — христианский демократ. Это самая многочисленная фракция в Европейском парламенте и в большинстве национальных парламентов. Именно по этой причине, как говорят, была исключена кандидатура Тони Блэра, как и из-за его излишней откровенно­сти [Barber 2009]. Ван Ромпея воспринимают как явного сторонника согла­сия: положительную роль сыграл его имидж человека, сохранившего един­ство Бельгии, который по всей видимости способен сделать то же и в Европе в целом [Peeperkorn 2009]. Он говорит по-французски, что значимо для Парижа, свободно владеет английским и голландским, не слишком откровенен и болтлив — что очень важно для всех доминантных и честолюбивых глав госу­дарств. Кроме того, Ван Ромпей имеет значительный политический опыт: с 1973 г. он несколько раз занимал руководящие должности в органах испол­нительной власти, а также участвовал в бесчисленных выборах.

Результаты психо диагностического метаанализа германа ван ромпея

Ван Ромпей получил 38 баллов из 170 согласно методу диагностических кри­териев Миллона. Наиболее выделяются (шкала II) типы "Совестливый" (шка­ла 6, 15 баллов) и "Честолюбивый" (шкала 2, 11 баллов). Президент ЕС так­же получил значительное число баллов (уровень I) по шкале 1В ("Бесстрашный", 7 баллов) и по шкале 4 ("Приспосабливающийся", 6 бал­лов). Днефункциональное не проявилась ни в одном из двенадцати образ­цов личности по Иммельману (шкала III). В то же время высокий балл по шка­ле "Совестливости" указывает на потенциал навязчивости в рабочих обя­занностях и перфекционизм.


Очевидно, что Герман Ван Ромпей в целом очень почтителен и вежлив. Он известен как уверенный, честолюбивый, но добросовестный человек, кото­рый добивается того, что хочет. Ван Ромпей имел успех на переговорах бель­гийской коалиции, что подтверждает его честолюбивый характер, но также говорит о наличии проявлений приспосабливающегося типа личности, поскольку он борется за согласие и компромисс. Его амбиции отчетливо про­являются в трудном, но успешном процессе переговоров, однако в остальном эта черта характера не так видна.

"Приспосабливающиеся" и "Добросовестные" политики — это друже­любные люди, альтруисты. Они заботятся о других и защищают их. Добросовестный тип личности соответствует имиджу Ван Ромпея, каким он представлен в СМИ: он старается не огорчать других, сочетать свои пред­почтения с предпочтениями других людей. Почтительный, вежливый и преданный — так Миллон [Immelman 2004] описывает людей такого типа. Ван Ромпей ориентируется на компромисс и сочувствие. "Приспосабливающийся" тип личности уверен, что люди положительны и почтительны, и поэтому они готовы устранять разногласия и искать пути мирного решения, когда необхо­димо. Отношения характеризуются дружелюбием и ориентацией на ком­промисс. Приспосабливающийся тип отличается скромностью, добротой и чуткостью, и он не станет вести себя агрессивно, чтобы занять определенную позицию. Даже с теми, кто им не нравится, они всегда ведут себя изящно. Такие люди лояльны к своей семье, бизнесу и организации [Immelman 2004].

Европейские гиганты принятия решений

Перейдем к сопоставлению трех полученных портретов, которое позволит нам сделать выводы о характере их будущего взаимодействия.

Плодотворное взаимодействие между Эштон, Ван Ромпеем и Баррозу впол­не возможно и вероятно. Все они отличаются бесстрашием и добросовест­ностью, которые при должном применении стали бы весьма положительным фактором для Европы. Кроме того, все три политика принадлежат к "Любезному" типу, что говорит о том, что они вполне могут достигнуть согла­сия. Кроме того, Эштон и Баррозу, кажется, нуждаются в Ван Ромпее, ког­да дело доходит до точности и добросовестности при анализе документов. Кэтрин Эштон выделяет ее кокетливое поведение, о чем говорит параметр ком­муникабельности. Маловероятно, что оно скажется на взаимоотношениях политиков, хотя вполне может и улучшить их. Мы не нашли структурных дока­зательств "Недоверчивого" типа у Баррозу, однако есть основания подозре­вать о его существовании, что может вызвать конфликты с "Добросовестным" Ван Ромпеем. Комбинация недоверчивости с доминированием Баррозу может привести к сложностям в их отношениях. Ван Ромпей обладает более обширными знаниями документов и глубже интересуется данным вопросом. Однако доказательства недоверчивости у Баррозу недостаточны.


Заключительные выводы

Что же мы выяснили? Отвечая на вопрос, как сильно личностные черты влияют на принятие решений на высшем уровне ЕС, мы можем сказать, что получили доказательства того, что психологические особенности Германа Ван Ромпея, Жозе Баррозу и Кэтрин Эштон благоприятно отразятся на их сотрудничестве. Безусловно, это хорошая новость для Европы, однако она может быть не так хороша для глав правительств, которые предпочли бы видеть на ключевых позициях не столь открытых людей. Некий дефицит харизматичности у всех трех политиков проявляется в ограниченном количестве выдающихся черт. Представляется, что их назначение на ключевые позиции может повлечь за собой крепкое и успешное сотрудничество, в ходе которо­го политики будут влиять друг на друга и совершенствовать свою работу.

Мы можем с уверенностью утверждать, что не нашли доказательств возможной вспышки борьбы за власть между Ван Ромпеем, Баррозу и Эштон. Баррозу набрал значительное количество баллов по шкале доминантности и амбицозности, что могло заставить нас полагать, что именно он способен инициировать борьбу. Однако с добросовестностью Ван Ромпея, а также его и Кэтрин Эштон любез­ностью, препятствия в совместной работе будут с легкостью преодолены. Конечно, мы можем только догадываться о подлинных характеристиках этих лич­ностей. Другие факторы, такие как политическое давление, различия убеждений, амбиции помощников или прочие, здесь не указанные (вспомните, например, о честолюбивых дипломатах, которые будут присоединяться к Европейскому внешнеполитическому ведомству), могут вызвать конфликты в центре власти ЕС.

Полученные результаты не доказывают, что будущие конфликты исключе­ны; однако у нас есть основания полагать, что три главных игрока союза будут в состоянии успешно их разрешить. Чтобы определить пути сотрудничества в рамках ЕС, мы возлагаем надежды на дальнейшие исследования, которые позволят создать портреты всех лиц, имеющих отношение к принятию решений в Европе. И, тем не менее, именно на основе личностных особен­ностей Ван Ромпея, Баррозу и Эштон Европа войдет в эру плодотворного сотрудничества на высшем уровне.




  1. Ashton С. 2009. Written statement, based on remarks to the Foreign Affairs Committee of the European Parliament, 02.12.2009. http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do7reference= SPEECH/09/567&format=PDF&aged=0&language=EN&guiLanguage=en.

  2. Barber G. 2009. Europe Risking Irrelevance as World Moves On. - Financial Times, 20.11.2009. http://www.ft.eom/cms/s/0/4937be62-d60c-l Ide-b80f-00144feabdc0.html&_i_referer=.

  3. BBC News. 2009. Profile: EUCommission chief Barroso, 16.09.2009. http://news.bbc.co.uk/ 2/hi/europe/8139205.stm.

  4. De Sutter P. 2007. Cesfous qui nous gouvernent: Comment la psychologiepermet de comprendre les hommespolitiques. Bruxelles, ED. Les Aranes.

  5. De Sutter P., Immelman A. 2008. The Political Personality of French President Nicolas Sarkozy. http://www.allacademic.com/meta/p246215_index.html.

  6. EurActiv. 2010. "Imperial" Barroso urged to have "vision" for second mandate. EurActiv, 11.02.2010.

  7. European Commission. 2009. Profile, 02.12.2009. http://ec.europa.eu/commission_2010- 2014/ashton/about/cv/index_en.htm.

  8. European Council. 2008. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community. Brussels: European Council.

  9. European Voice. 2009. Barroso denies reacting slowly to economic crisis. - European Voice, 02.04.2009.
  10. Fernandez A.M. 2006. The Europeanisation of Consular Affairs: The Case of Visa Policy. – Discussion Papers in Diplomacy (105), October 2006. The Hague: Clingendael Institute.


  11. Giscard d'Estaing V. 2007. Quelquesruponses (4). http://vge- europe.eu/index.php?post/ 2007/07/05/Quelques-reponses-4.

  12. Honor M. 2008a. Member states consider perks and staff for new EU president. — EU Observer, 14.04.2008.

  13. Honor M. 2008b. MEPs to use budget power over EU president perks. - EU Observer, 22.04.2008.

  14. Immelman A. 2002. The political Personality of U.S. President George W.Bush. -Valenty L.O., FeldmanO. (Eds.). - Political leadership for the new century: Personality and behavior among American leaders. Westport, CT: Praeger.

  15. Immelman A. 2003. Personality in political psychology. - Weiner I.В., Millon Т., Lerner M.J. - Handbook of psychology, Vol. 5. Personality and social psychology. Hoboken, NJ: Wiley.

  16. Immelman A. 2005. Political psychology and personality. - S.Strack (Ed.). - Handbook ofpersonology andpsychopathology. Hoboken, NJ: Wiley.

  17. Immelman A., Steinberg B.S. 1999. Millon Inventory of Diagnostic Criteria (2nd ed.). (Available from Aubrey Immelman, Dept. of Psychology, St. John's University, Collegeville, MN 56321, USA.).

  18. Immelman A. 2004. Millon inventory of diagnostic criteria manual (2nd ed., Revised). Unpublished manuscript, Dept. of Psychology, St. John's University, Collegeville, MN 35 56321-3000. (Preliminary inventory and manual compiled 1993).

  19. Immelman A., De Landtsheer C., Van der Schaaf W. 2002. Personality profiles of Dutch "Purple Coalition "cabinet leaders Kok, Borst, and Jorritsma. Paper presented at the Twenty- Fifth Annual Scientific Meeting of the International Society of Political Psychology. Berlin, July 2002.
  20. Keukeleire S., MacNaughtan J. 2008. The Foreign Policy of the European Union. NY.: Palgrave Macmillan.


  21. Millon T. 1986a. A theoretical derivation of pathological personalities. - Millon Т., Klerman G.L. (Eds.). - Contemporary directions in psychopathology: Toward the DSM-IV. NY.: Guilford Press.

  22. Millon T. 1986b. Personality prototypes and their diagnostic criteria. - Millon Т., Klerman G.L. (Eds.). — Contemporary directions in psychopathology: Toward the DSM-IV. NY.: Guilford Press.

  23. Millon T. 1994. Millon Index of Personality Styles manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation.

  24. Millon T. 1990. Toward a new personology: An evolutionary model. NY.: Wiley.

  25. NRC Handelsblad. 2008. Zonder Europa zijn we gedoemd. NRCHandelsblad, 19.07.2008.

  26. O'ConnorS. 2010. The Accidental Diplomat. http://www.esharp.eu/issue/2010-l/The-accidental-diplomat.

  27. Peeperkorn M. 2009. Barroso wint Europese carrousel. - De Volkskrant, 20.11.2009.

  28. Renterghem M.V. 2009. La discrate Lady Europe. - Le Monde, 10.12.2009.

  29. Rood J., Van Keulen M., Limonard B. 2008. Nederland, de EU en het Verdrag van Lissabon. The Hague: Clingendael Institute.

  30. The Sunday Times. 2010. PROFILE: Catherine Ashton. 14.03.2010.

  31. Winter D.G. 2003. Personality and Political Behavior. - Sears D.O., Huddy L., Jervis R. (Eds.). - Oxford Handbook of Political Psychology. Oxford: Oxford University Press.

Перевод С. Т. Алиференко