shkolakz.ru 1

z_start


музыка

Русские песнопения современней, чем «Битлз»

n005_russian_patriarchate_choir_baza.jpgПресс-фото.В Домском соборе снова споет хор Анатолия Гринденко.

Так считает руководитель хора «Древнерусский распев» Анатолий Гринденко. И не отказывается исполнять духовную музыку на огромных площадках перед молодой и неподготовленной аудиторией. А в Латвии, где его знают и любят, хор выступит под сводами храмов и в концертных залах. И исполнит народные песни, романсы и песнопения Киево-Печерской лавры. Гастроли состоятся 11—14 января.

Мая ХАЛТУРИНА

Хор Анатолия Гринденко приезжает к нам едва ли не каждый год. В прошлом году в Риге они исполнили мировую премьеру «Молитвы» на стихи святой страстотерпицы великой княжны Ольги Романовой, загубленной большевиками. И хотя устраивать овации в Домском соборе не принято, весь зал аплодировал стоя.

Во время нынешних гастролей «Древнерусский распев» представит в Латвии свою новую рождественскую программу. Откроется концерт песнопениями Киево-Печерской лавры. Затем прозвучат литургические сочинения русских композиторов — Чайковского, Рахманинова, Чеснокова. Песни на стихи Пушкина, Лермонтова, Фета, Бальмонта и народные песни — «Вдоль по Питерской» и «Уж ты зимушка-зима» завершат выступление.

В мировой прессе их называют «двенадцать поющих апостолов» и «коллективным гением». «Хор настоящих мужских голосов создает сильную атмосферу энергии и страсти, легкости и спонтанности, которая эффективно сочетает утонченность с простотой», — так аттестовал выступление хора лондонский Daily Telegraph. Летом 2005 года хор Анатолия Гринденко впервые пел в знаменитом Линкольн-центре в Нью-Йорке и встретил феноменальный прием — два дня подряд им рукоплескал переполненный зал.

Анатолий Гринденко утверждает, что для его хора многочисленные зарубежные гастроли — это не погоня за заработком, а стремление сломать стереотипное представление западных слушателей о русских гастролерах.


Российские музыкальные коллективы, как правило, исполняют на Западе популярную русскую классику. Поэтому у европейцев складывается впечатление, что до Чайковского мы «щи лаптем хлебали». Это не так, и европейцы благодарны нашему хору за то, что мы не держим их за дураков, не способных понимать русскую церковную музыку, — говорит Гринденко.

Теноры, баритоны, басы — каждый голос в хоре звучит как бриллиант. А уж когда солирует знаменитый бас-профундо Юрий Вишняков, в зале обязательно гремят овации. Участники хора совмещают службу в церкви с концертными выступлениями. Для них это своего рода миссионерская деятельность.

Древнерусские песнопения «берут» всех слушателей, в них есть то, что держит внимание. Это как звучащая икона — ее не нужно «понимать», ей просто не нужно мешать, — уверен руководитель хора.

Недавно Анатолий Гринденко, будучи одним из самых авторитетных в России знатоков старинной музыки, заявил журналистам, что старинной музыки как таковой вообще не существует.

Старинная музыка — это, может быть, «Битлз», но не Бах, не Моцарт и не русские духовные песнопения XVI—XVII веков, которые мы исполняем, — сказал он.

Не знаю, за что маэстро так обидел «Битлз», но то, что истинные музыкальные ценности не устаревают — это правда.

Концерты хора «Древнерусский распев» состоятся 11 января в 19.00 в Лиепае, в церкви Св. Троицы, 12 января в 19.00 в Риге в Домском соборе, 13 января в 19.00 в валмиерском Центре культуры и 14 января в 16.00 в даугавпилсском Дворце культуры и спорта.