shkolakz.ru 1


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОУВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет»


Факультет информационных систем и технологий


Кафедра прикладной математики и вычислительной техники


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ (РАБОТЕ)


по дисциплине

ТЕХНОЛОГИЯ

НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


На тему


«Создание системы вопроса с решением»


3 СЕМЕСТР 2 КУРС


Руководитель: Афанасьева В.И.


Проверили:

Выполнил студент ГИП 105,

Ларюхин В. Б.

1. Козлов В.В.

__________________


_______________________

2. Пиявский С.А.

__________________






Общая оценка __________


Методический руководитель _______________________


Оглавление


Введение. 3

Система электронного контроля знаний ФИСТ СГАСУ 3

Система тестирования студентов вопросами с решением. 4

Реализация системы 5

Выводы 7

Приложение 1. 8

Библиографический список 10



Введение.

С развитием информационных технологий появилась возможность их использования в обучении и контроле знаний. На текущий день существует множество систем обучения и контроля знаний, но зачастую они являются, далеки от идеала, которым является дистанционное и частично автономное обучение с абсолютным усваиванием, преподаваемого материала. Методы преподавания теоретического материала могут быть различными: в виде лекции, демонстрационного материала, беседы с преподавателем, - все дают возможность обучаемому познать материал. Методы контроля знаний, особенно в автоматизированных системах, представляют собой ряд тестов, контрольные работы, или беседу с преподавателем.


Существует множество видов тестов: с выбором одного или несколько верных ответов, построение цепочки правильных ответов, указание собственного ответа виде числа или слова, - однако они не могут дать достаточно достоверную оценку знаний, так как позволяют лишь выбрать из предложенного или указать единственно правильный ответ. Гораздо более точным будет являться такой тест, где студенту необходимо дать свое решение той или иной задачи, где он сможет проявить свою индивидуальность и показать все свои знания.

Создание такого теста является ключевым в системе контроля знаний. Рассмотрим такой тип тестов и систему, построенную для его выполнения.


Система электронного контроля знаний ФИСТ СГАСУ


Сотрудниками кафедры прикладной математики и вычислительной техники факультета информационных систем и технологий Самарского Государственного Архитектурно – Строительного Университета была разработана система электронного контроля знаний. Она является многоуровневой и достаточно сложной, обеспечивая возможность контроля над знаниями студентов.

На текущий момент система позволяет тестировать студентов по двум типам вопросов:

  • С выбором правильных ответов;

  • С собственным числовым ответом.

Вопросы могут быть сгенерированы по определенным вычисляемым формулам, что обеспечивает неповторимость вопросов. Система использует многоуровневую базу данных для хранения вопросов и результатов тестов студентов. Система работает как в локальном, так и удаленном режиме.

Однако, как показали результаты тестирования студентов, текущие типы вопросов не полностью отражают уровень знаний студентов. Так же данные виды тестовых заданий не объективно оценивают уровень знаний. Для дистанционного обучения необходимо проверять знания не только простыми тестами, а заданиями, которые будет проверять квалифицированный педагог, что позволит создать «диалог» между преподавателем и студентом. Преподаватель может судить о знаниях студента не только по балам, полученным обучаемым за тест, а так же и за правильность решения, за «изюминки» примененные при ответе на вопрос, за логичность и рациональность предложенного ответа. Все это делает такой тип вопроса необходимым для контроля знаний.


Система тестирования студентов вопросами с решением.


Система вопроса с решением является одним из компонентов системы разработанной на нашей кафедре, и соответственно использует ряд других компонентов этой системы. Схема работы системы вопроса с решение представлена на рис.1





Система состоит из 3 основных модулей и базы данных. Описание схемы работы системы выглядит так:

  • Преподаватель разрабатывает вопросы;

  • Студент отвечает на вопрос решение;

  • Преподаватель проверяет решение студента и выставляет ему оценку;

  • Студент смотрит свою оценку, комментарии преподавателя и свои ошибки;

  • Студент исправляет ошибки и повторно проходит данное задание.


Все данные (вопрос, решение, оценка, комментарии преподавателя)

хранятся в базе данных, соответственно можно реализовать «работу над ошибками» и повторный контроль знаний.

Вопрос с решением позволяет вести более полный контроль над знаниями студентов, а совместно с 2 другими типами вопросов является полным комплексом проверки знаний. Так данный тип вопроса, более полно отражает уровень знаний студентов вследствие того, что студенту необходимо выбрать не один или несколько правильных ответов или решить пример и внести ответ, а требует полного решения от студентов. Преподаватель, проверяя решение студента, может оценивать не только правильность конкретного вопроса, а также уровень предыдущих знаний, логичность и рациональность предложенного ответа студента.

Данная система разработана для проверки знаний в сфере информационных технологий, но в последствие будет доработана для проверки знаний по любой дисциплине.

Пример задания и ответа можно найти в Приложении 1.

Реализация системы

Система вопроса с решением (СВР) разрабатывалась с использованием Microsoft Visual Studio c использованием технологии MFC. Система электронного контроля знаний (СЭКЗ), разработанная сотрудниками кафедры, является унифицированным клиент – серверным комплексом, состоящим из множества модулей и обладающим набором специальных типов данных, которые облегчают добавление к ней новых компонентов. Сервером данной системы является библиотека «CoreTEST.DLL», клиентами являются приложения по обработки и добавления новой информации в базу данных:


  • «TEST.EXE» - программа тестирования студентов;

  • «WEB.DLL» - библиотека для отображения результатов тестов в виде ВЕБ – страниц;

  • «MAIN_V.EXE» - программа администрирования СЭКЗ.

Это лишь часть основных модулей, которые использовались при разработке СВР.

Разработка системы вопроса с решением заключалась в создании нового типа вопроса, приложения проверки преподавателем решений студентов и созданием структурированных запросов к базе данных. Схему работы системы можно увидеть на Рисунке 2.





Так всю СВР можно разделить на четыре модуля, о которых говорилось выше, рассмотрим эти модули.

Модуль обработки информации

Этот модуль является дополнением к серверному модулю СЭКЗ и представляет собой набор структурированных запросов к базе данных.

Модуль тестирования студентов (test.exe)

Является приложением СЭКЗ, но он был модифицирован для работы с СВР.

Модуль создания вопросов (build3.exe)

Является клиентской программой для создания вопросов преподавателем.

Модуль проверки решения студентов

Является клиентской программой для проверки решения, написанного студентом, преподавателем.

В создании СВР, главной частью является разработка модуля 3 типа вопроса. Его исходный код хранится в файле «vopros3.h». Он представляет собой набор основных классов необходимых для работы других компонентов системы. Так как в СЭКЗ вопрос представляется в виде Шаблон вопроса  Документ вопроса Представление Вопроса, причем каждый из названных компонентов является отдельным классом, то для разработки нового типа вопросов необходимо было написать такие же классы.


Приложение для проверки решения студентов, обладает рядом особенных параметров. Так можно знать не только когда преподаватель получил решение студента, но и сколько времени преподаватель затратил на его проверку и как долго он его не проверял. Преподаватель может не только указать на ошибки студента, он может дать пояснение в комментарии при проверке, которое в последствии получит студент.


Выводы


Создание данного типа вопроса необходимо для полного контроля над знаниями. Однако для проверки его эффективности будет произведено исследование, где будут сравниваться оценки, полученные двумя другими типами вопросов и данным типом, и на основе этих данных будут сделаны выводы. Система дистанционного обучения подразумевает контроль знаний в виде тестов, на мой взгляд, вопрос с решением является наиболее полным и адекватным в оценке знаний.


Приложение 1.


Пример задания с решением.

Задание состоит из вопроса преподавателя и решения студента.

Библиографический список


Электронная страница Байкальского Института Бизнеса и Международного Менеджмента URL:

http://www.buk.irk.ru/library/in.phtml?about=11.shtml (10 декабря 2006г)