shkolakz.ru 1

Михалёва Елена Васильевна


УРОК 1

БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.

Задачи: дать представление о биологии – науке о живом, ботанике – науке о растениях; познакомить с разнообразием цветковых растений; продолжить знакомство со значением растений в природе и жизни человека.


Оборудование: удобрения (для фиалок), лекарство, ткань, витамины, йогурт, сыр, таблица «Жизненные формы растений», муляжи плодов, грибов, чучела птиц, коллекции.

Домашнее задание: статья, введение, вопросы, принести лупу, вспомнить строение микроскопа и лупы.


План-конспект урока:

I. Правила поведения в кабинете биологии, техника безопасности.

II. Изучение нового материала.

  1. Актуализация знаний.

Задачи урока: Усвоить, что изучает биология? Какие разделы существуют в биологии? Как называется наука, которая изучает растения? Какова их роль?

Записываем тему урока.

Вариант 1.(на усмотрение учителя) Творческое задание (работа в парах): На доске записаны слова: наука о живом, царства живого, биология, растения, питание, природа, обмен веществ, животные, рост, грибы, размножение, бактерии, клеточное строение, дыхание, биосфера, питание, животные.

Составьте рассказ о том, что изучает биология?

Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.

Рис. 1. в учебнике. Назовите разделы биологии.

Вариант 2. Вспомните:

    • Что изучает биология?

    • Какие царства живого известны вам?

    • Назовите признаки живого.

Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.


Рис. 1. Назовите разделы биологии. Почему экологию выделили отдельно?

Записываем определение «БИОЛОГИЯ», «ЭКОЛОГИЯ».


  1. Значение биологии (рассказ с демонстрацией продукции)

Биология тесно связана с сельским хозяйством (помогает в создании новых сортов растений, пород животных), медициной (которая основывается на знаниях о строении организма человека и работе его органов), ветеринарией, различными отраслями промышленности (микробиологической, пищевой, лёгкой), охраной природы.


  1. Многообразие растений (рассказ с элементами беседы)

Всего на Земле около 500 000 видов растений (150 часов для перечисления). Наука, изучающая растения – ботаника. Основоположник науки – древнегреческий ученый ТЕОФРАСТ (370-286 до н.э.). В тетрадь: БОТАНИКАнаука о растениях, их жизнедеятельности, внешнем и внутреннем строении, об их роли и взаимосвязи с окружающей средой.

Подумайте: Где на Земле больше всего растений? Где их нет? Почему? Какие условия им необходимы для жизни? Чем растения отличаются от других организмов?


  1. Значение растений (обсуждение в парах).

Заполните таблицу «Значение растений» (письменно: 1 вариант – первый столбик, 2 вариант – второй столбик, обсуждение результатов в парах):


Значение растений.

В природе

В жизни человека

Выделяют кислород.

Служат пищей

Служат пищей и убежищем для животных

Используют в строительстве и изготовление мебели

Укрепляют почву, задерживают рост оврагов.


Получают бумагу, ткани, красители.

Смягчают климат

Топливо




Эстетическое значение




  1. Охрана растений (беседа с учащимися).

Растений на Земле много, но почему же биологи постоянно говорят о необходимости их охранять? Докажите, что растения необходимо охранять. Запишите термин: «ФЕНОЛОГИЯ»


III. Закрепление.

Игра «Колдун». Учитель задает первый вопрос по изученной теме любому ученику класса. Например, «Что изучает ботаника?» Если ответ есть, ученик сам задает вопрос однокласснику. Если ответа нет, то ученик считается «заколдованным». Он будет «расколдован», если кто-нибудь из одноклассников задаст ему вопрос по объявленной теме, и он ответит на вопрос. «Расколдованный» ученик может сам задать вопрос. Игра может продолжаться до звонка с урока.

УРОК 2

УСТРОЙСТВО УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ.

Задачи: познакомить учащихся с увеличительными приборами, их устройством и техникой общения с ними.


Оборудование: Таблица «Увеличительные приборы», ручные лупы, микроскопы, предметные стекла, пипетка, бинт, вата, стакан с водой, фильтровальная бумага.

Домашнее задание: § 2, вопросы и задания на странице 16, термины.


План-конспект урока:

  1. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний. Растения – живой организм, имеющий различные органы. Можно ли узнать строение этих органов? Чем надо воспользоваться?

Задачи урока: Повторить строение увеличительных приборов и технику работы с ними.


Записываем тему урока.


2. Устройство увеличительных приборов (рассказ учителя).

Впервые клетки увидел Роберт Гук в 1665 г (срез пробки – ячейки – клетки). В XVII в. голландец Антони ван Левенгук (1632-1723 года), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч раз.

Что общее в них? Для того, чтобы увидеть изображение необходимо правильно работать с прибором.

ЗАДАНИЕ (Работа в парах):

1. Вспомните устройство лупы, используя параграф 1 учебника, рис. 3.

2. Запишите в тетрадь: Лабораторная работа № 1.

Ознакомление с устройством увеличительных приборов.

3. Выполните задание на странице 15. Зарисуйте в тетрадь строение лупы и клетки мякоти плода, подпишите рисунки.

Микроскоп: Вспомните устройство микроскопа, разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово.











Строение микроскопа













т


у

б

у

с





















с

т

о

л

и

к















ш

т

а

т

и

в














з


е

р

к

а

л

о





















в

и

н

т

ы









о

б

ъ

е

к

т

и

в

























о

к

у

л

я

р





















а














1.Зрительная трубка. 2. Часть микроскопа, необходимая для размещения объекта исследования. 3. Стержневая часть прибора. 4. Обязательная часть светового микроскопа. 5. Части, служащие для настройки резкости. 6. Оправа с несколькими увеличительными стеклами. 7. Верхняя часть зрительной трубы. Покажите эти части на микроскопе.


4. Выполните задание в учебнике на странице 16.

5. Сдайте тетради на проверку.



  1. Закрепление.

Вопросы:

  • Какие увеличительные приборы бывают? Для чего они нужны? Что общего в них?

  • Какое строение имеет лупа?

  • Каково строение микроскопа?
  • Чем микроскоп отличается от лупы?


  • Во сколько раз увеличивает лупа и микроскоп?

УРОК 3

СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ.


Задачи: Изучить строение растительной клетки и значение частей; развить умение работать с увеличительными приборами и научить готовить микропрепарат кожицы лука.

Оборудование: Мензурка с водой, пипетка; марля; раствор йода, стёкла, иглы препаровальные, фильтровальная бумага, луковица, лупа, микроскоп; таблица «Строение кожицы лука», «Строение листа», «Включения в клетке».

Домашнее задание: § 2, прочитать дополнительный материал на странице 20.

План-конспект урока:

  1. Проверка знаний (беседа).

    1. Для чего нужны увеличительные приборы? Когда и кем они были впервые созданы?

    2. Какие бывают лупы? Каково их назначение?

    3. Как устроен школьный микроскоп?

    4. Правила подготовки микроскопа к работе.

    5. Правила приготовления препарата.

  1. Изучение нового материала.

1.Актуализация знаний. Растения, их органы различаются между собой. Причина кроется в строении клеток, из которых они состоят. Рассмотрите таблицу «Строение листа» и вы убедитесь, что клетки разные. Но в них много общего.

Задачи урока: Изучить строение клетки. Научиться готовить препарат и рассматривать его под микроскопом.

Записываем тему урока.



2. Строение клетки (рассказ учителя).

Клетка


Оболочка Цитоплазма:

Ядро, ядрышко

Пластиды (хлоропласты и др.)

Вакуоли с клеточным соком

Включения (жир, белок, крахмал)


Оболочка содержит целлюлозу. Это особенность растительной клетки.

Цитоплазма – вязкая жидкость, заполняющая всю клетку. Она разрушается при сильном охлаждении или нагревании.

Ядро отвечает за все процессы, происходящие в клетке, за её деление. В ядре содержатся хромосомы.

Пластиды – многочисленные тельца, содержат зелёные, жёлтые или оранжевые, пигменты (это – красящие вещества). Пластиды бывают и бесцветными.

Вакуоли – полости, заполненные клеточным соком. В соке могут находиться красящие вещества малинового, фиолетового, синего цвета.

Включения в цитоплазме клеток различны (жировые капли, зёрна белка, крахмал).


3. Лабораторная работа №1


«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, его изучение под микроскопом».

ЗАДАНИЕ (Работа в парах под руководством учителя):


  1. Выполните задание на странице 18 учебника.

  2. Оформите работу в рабочей тетради.

  3. Рассмотрите готовый препарат элодеи.




  1. Закрепление.

Вопросы:

  • Какое строение имеет клетка?

  • Каково значение оболочки клетки, ядра, хлоропластов, вакуолей и включений?

  • Для чего окрашивают клетки при работе с микроскопом?

  • Во сколько раз увеличивает микроскоп?

УРОК 4

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТКИ, ЕЕ ДЕЛЕНИЕ И РОСТ.


Задачи: развить понятие о клетке как о живой единице растительного организма, о взаимосвязи клеток, об их росте и питании; познакомить учащихся со значением ядра в процессе деления клетки.

Оборудование: Таблицы «Строение клетки», дидактический материал «Деление клеток», лабораторное оборудование, микроскоп.



Домашнее задание: §3, вопросы после параграфа, в печатной тетради задания на страницах 7-8.

План-конспект урока:


  1. Проверка знаний.

1.* Приготовить микропрепарат клеток кожицы лука.

2. *Вставить пропущенные буквы в терминах (на доске): ..б.. лочка, ц..топлазма, ..дро, ..др..шко, в..куоли, пл..стиды, хл..р..пласты, п..гмент, хл..р..филл.

3.* Нарисовать на доске растительную клетку и подписать её части.

  1. Ответить на вопросы учебника 3, 4 страница 20.

  2. Работа (индивидуальная) по дидактическим карточкам.




  1. Изучение нового материала.

    1. Актуализация знаний.

Чем отличаются тела живой природы от тел неживой природы? Из чего состоят организмы? Нам необходимо доказать, что клетки живые. Как осуществляются жизненно важные процессы в клетке?

Записываем тему урока.


    1. Основные процессы жизнедеятельности клетки (рассказ учителя).

Предположите, как клетки питаются?

Клетки связаны между собой цитоплазматическими мостиками. Межклеточное вещество связывает клетки между собой. Цитоплазма в клетке движется и, поэтому питательные вещества, газы от пор и оболочки поступают ко всем органоидам.

Межклетники – пространство между клетками - образуются в результате его разрушения и округления клеток. Они заполняются воздухом.

Какой можно сделать вывод из рассказа?


3. Деление клетки (рассказ с использованием дидактического материала).

Обратить внимание:

Хромосомы – цилиндрические тельца ядра, передающие наследственные признаки.


Число хромосом при делении клетки не меняется!

Дочерние клетки несут столько же хромосом, что и материнская.

Старые клетки отличаются от молодых по размерам и количеству вакуолей.

Рис. 10 стр.22 . Сравните клетки. В чем отличия старой клетки от молодой?



  1. Закрепление.

Задание в парах. Выполните задания №№ 10-12 в печатной тетради на страницах 7, 8


Проверка выполнения заданий.

УРОК 5

ТКАНИ.


Задачи: познакомить учащихся с разнообразием клеток и типами растительных тканей; показать взаимосвязь между строением и функциями; закрепить умение работать с микроскопом.

Оборудование: Микроскоп, микропрепараты растительных тканей, дидактический материал «Деление клетки», «Ткани», таблица «Строение листа».


Домашнее задание: § 4, вопросы после параграфа, в печатной тетради №№ 3,5,17-19


План-конспект урока:

  1. Проверка знаний.

    1. Рассказать о жизнедеятельности клетки.

    2. Как происходит деление клетки? Каково его значение?

    3. Какое значение имеют хромосомы? Почему их число постоянно?

    4. Чем отличается молодая клетка от старой?




  1. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний.

Почему клетки растений не распадаются? Обратите внимание, что клетки не одинаковы. Чем они отличаются друг от друга? Чем объяснить разницу в строении клеток? (сравните вид космонавта, шахтера, врача, строителя, их роль в обществе)

Наша задача, выяснить на какие группы клеток делится растения?

Записываем тему урока.


2. Ткани (самостоятельная работа с учебником)

ЗАДАНИЕ.


      • Прочитайте § 4, статью «Что такое ткань»

      • Запишите его в печатной тетради и выучите определение

      • Рассмотрите рисунок 11 на странице 24. Одинаковы ли клетки по внешнему виду?

      • Прочитайте в параграфе статью «Виды тканей» и заполните схему № 15, таблицу № 16 в печатной тетради.

      • Внесите данные в таблицу о запасающей ткани: Клетки этой ткани часто имеют округлую форму. В их цитоплазме содержится капельки жира (например, в семенах подсолнечника, льна), гранулы белка (например, в семенах гороха, фасоли), гранулы крахмала (например, клетки клубней картофеля). Клетки такой ткани выполняют запасающую функцию.

Рассмотрите препараты растительных клеток под микроскопом. Обратите внимание на то, что клетки действительно сгруппированы в ткани.



  1. Закрепление.

Проверка выполнения задания. Обобщение материала учителем.

Учитель проверяет работы нескольких обучающихся.