shkolakz.ru 1

Экологический брифинг "Взаимосвязь живых организмов"



Цели:

Познакомить учащихся с теснейшими взаимоотношениями между живыми организмами на примере растений и животных, углубить знания о типах взаимосвязи организмов в окружающей среде.

Воспитывать чувство быть ответственным за отношения Человека и Природы, формирование взглядов культурной личности способной разумно мыслить по сбережению окружающей нас природы.

Расширить представление о том, что главное условие нашего развития не покорения, а сотрудничества с природой, бережное и заботливое отношение ко всему живому на Земле.

Оборудование: иллюстрации взаимосвязей живых организмов, экологические плакаты, рисунки детей, видеомагнитофон, карточки с заданиями, магнитофон, иллюстрации растений (клевер, орхидея, пижма, мятлик, черемуха, лопух, копытень), журналов («Шмель», «Муравьишка», «Лось», «Бык», «Кузнечик»), видеокассета “ Природа и человек”.

Ход мероприятия

Ведущий. Всё чаще приходится слышать: “Ох, какая сегодня плохая экология. Вокруг все плохо, нечем дышать, воду нельзя пить, а продукты – есть”. В чем же виновата наша экология, спросите вы, и будите, абсолютно правы. Экология ни в чем не виновата. Во всем, что случается с природой, виноват человек

Что же это за экология, которую мы всегда обвиняем? Об этом говорит первая часть слова – “эко”, что означает, по–гречески, дом. Получается, что экология – это наука о доме. Дома-то бывают разные. Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком, крышей, полом, окнами. Но как только мы выходим за порог такого дома, то оказываемся в другом – необъятном, общем для всех людей доме. Имя ему – природа. В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Природа – это наш особый дом. Внутри его тоже все тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные с другими животными, а все вместе с ласковым солнцем, землей, водой. Нарушим эти связи – словно стены осядут в нашем доме. Какое- то еще время он постоит, но потом начнет разрушаться, А что бы этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку дозволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. Помогает все это узнать, наша знакомая наука ЭКОЛОГИЯ.


Ученые говорят, что экология – это наука, которая изучает, как связаны растения и животные (живые организмы) между собой и с окружающей средой.

Сегодня я приглашаю вас принять участие в уникальном экологическом брифинге. В нем участвуют растения и корреспонденты самых различных журналов (представляет присутствующих)

Цель нашей встречи – выявить у растений, как они строят свои отношения с животными. Полезны или вредны для них эти отношения? Не хотели бы растения изменить отношения с животными, чтобы между организмами, населяющими всю биосферу, были отношения лишь взаимного сотрудничества, а так же как взаимосвязаны живые организмы между собой и окружающей средой.

Итак, начнем. Кто хочет задать первый вопрос? (Визитную карточку поднимает корреспондент журнала “Шмель”). Пожалуйста.

Корреспондент журнала “Шмель”

От имени своих читателей я хочу узнать у растений: довольны ли они тем, как животные их опыляют? Не слишком, ли велика ли плата, которую взимают насекомые за свою работу? Возможно, следует что-то изменить в этих отношениях, чтобы они были более дружественными?

Ведущий.

Кто ответит на этот вопрос? (Клевер поднимает свою визитку) Уважаемый клевер, пожалуйста.

Клевер.

Мы, насекомоопыляемые растения как на, довольны тем с обслуживают насекомые - опылители. В тропических странах им помогают птички колибри и даже мыши. Но в нашем умеренном климате нас опыляют только насекомые. И мы помогаем им в этом. Наряжаем цветки в красивые венчики и собираем цветки в соцветия, чтобы можно было увидеть нас издалека. Мы источаем привлекающие насекомых ароматы, делимся пыльцой. Ее у нас вполне достаточно и для опыления, и для обеда нашим помощникам, которые как почтальоны, переносят пыльцу с одного растения к другому. Но, однако, мы не любим, когда нас обслуживают много разных насекомых. Ведь они могут передать пыльцу совсем не тем адресатам, которым нужно. Пыльца одуванчика может попасть не лютик, а пыльца лютика на ромашку. В этом случаи мы истратим напрасно и нектар, которым угостили своего насекомого и пыльцу, которую он несет на цветок, где она бесполезна.


Вот почему мы, насекомоопыляемые растения, придумываем специальные формы цветков, которые ограничивают круг наших помощников.

Орхидея

Знаете ли вы, что среди нас есть большие привереды, которые дружат только с одним видом животных: цветки некоторых орхидей пахнут так же. Как самки насекомых-опылителей. На их химический зов летят влюбленные самцы, и только они выполняют работу по опылению.

У нас, у орхидей, есть и другие причуды. Мы запаковываем свою пыльцу в маленькие мешочки – поллинии с ножками, намазанные клеем. Эти мешочки приклеиваются к головкам насекомых, и пыльца с большей вероятностью попадает по адресу.

(Корреспондент журнала “Шмель” Вновь поднимает свою визитную карточку)

Ведущий. Вы хотите задать еще один вопрос? Пожалуйста.

Корреспондент журнала “Шмель”

А вы не считаете, что это слишком? Ведь вы орхидеи-капризули можете остаться совсем без опыления?

Клевер

Да, Вы правы, так может случиться, особенно сегодня, когда на природу так сильно влияет человек. В местности, где живут такие разборчивые растения, может оказаться слишком мало подходящих насекомых или совсем их не будет. Поэтому легче живется тем растениям, цветки которых принимают несколько опылителей. Вот мои цветки клевера опыляют несколько видов шмелей и пчелы.

(Визитную карточку поднимает пижма)

Ведущий. Пожалуйста, уважаемая пижма

Пижма.

Я хочу добавить кое - что к словам Клевера. У нас, сложноцветных, соцветия-корзинки доступны для многих опылителей, и поэтому мы выживаем даже там, где на природу сильно влияет человек. Какие-то насекомые всегда сохраняются, а мы рады любому кто захочет нас опылить. И это еще не все. На всякий случай мы научились образовывать семена даже тогда, когда насекомых совсем нет.

Ведущий. Поразительно! Как вам это удается.

Пижма

Очень просто. Это называется апомиксисом: если в цветок не попадет пыльца и не прорастет там, яйцеклетка начинает делиться сама по себе и образуется нормальное семя.


(Мятлик машет своей визитной карточкой)

Ведущий. Уважаемый Мятлик, слушаем вас

Мятлик

По – моему, нельзя ждать, пока прилетят насекомые. Это дело ненадежное. Мы, злаки. Опыляемся ветром, который неподвластен влиянию человека. Конечно, иногда и к нам прилетают насекомые полакомиться пыльцой, но наш основной опылитель - ветер. Мы его работой довольны: дует он часто, и ждать его не приходиться.

Но все - таки нам немножко обидно: ветер способен перенести пыльцу, сохраняющую способность прорастать, всего на несколько метров. А пчелы переносят ее на целый километр!

Корреспондент журнала “Шмель” (Поднимает свою визитку и одновременно говорит, встав с места)

А вот главный подписчик нашего журнала, господин Шмель, успевает перенести пыльцу на три километра!

Мятлик

Нам бы так

Ведущий. Итак, наши растения рассказали о том, как животные помогают им в опылении. А помогают ли животные расселяться.

Прошу, уважаемая черемуха.

Черемуха

Очень хорошо помогают. Все мои сестры с сочными плодами – вишня, слива, калина, рябина, дикая яблоня распространяются с помощью птиц.

Наши плоды вкусные. И поэтому пернатые их охотно едят. Семена не перевариваясь, проходят через пищеварительную систему птиц. Когда на вырубке начинает восстанавливаться лес, то вокруг единственного деревца быстро вырастает деревьев и кустарников с сочными плодами: их семена приносят сюда птицы. И мы им за это благодарны.

Даже косолапый Михаил Потапович нам помогает. Он очень любит малину и переносит ее семена за сотни метров и даже километров от того места, где он поел ягод.

Семена многих злаков тоже распространяются животными. Они без повреждения проходят через пищеварительную систему копытных, а всхожесть при этом у них даже повышается.

(Слово просит лопух)

Ведущий. Пожалуйста, знаменитый лопух, слушаем вас.

Лопух

Вовсе не обязательно, чтобы для распространения семян тебя ели. Вот я и многие другие виды сами прицепляем свои плоды- липучки к шерсти животных, которые проходят мимо. И к одежде людей мы тоже можем прицепиться. Это помогает гам переносить наши семена на значительное расстояние.

Ведущий. Вы очень правильно отметили, уважаемый лопух, что для распространения семян необязательно съедать плоды.

Ведь иногда животные разгрызают их – орехи, зерновки – так, что повреждают зародыш в семенах. Вот, например белки любят семена кедра. Не знаете ли вы, как обстоит дело в этом случае? А что если белки съедят все семена и кедр совсем исчезнет?

Черемуха

Ничего подобного случиться не может. Когда белки едят семена кадра, то никогда не съедают их все. Часто они уносят шишки далеко от того места, где собирают. Да и когда грызут, то часть “орешков” роняют. И этих потерянных семян вполне достаточно, чтобы кедр расселился.

Есть, к счастью, и такие животные, которые создают запасы плодов, но про некоторые свои кладовые забывают. Благодаря этому растения расселяются.

(корреспондент журнала “ Муравьишко” энергично размахивает визиткой)

Ведущий. Не волнуйтесь уважаемый корреспондент журнала “Муравьишка”. Пожалуйста, мы слушаем вас.

Корреспондент журнала “ Муравьишка”

Я очень удивлен. Что никто здесь не упоминает наших читателей-муравьёв. А ведь они распространяют многих видов растений. Особенно лесных. Кроме того муравьи защищают лес от вредителей. Для того, чтобы в лесу был порядок, достаточно иметь на каждом гектаре всего по 3 муравейника. А когда при лесозаготовках муравейники разрушают, то становится плохо и деревьям и травам.

Я обращаюсь ко всем: сохраняйте муравейники, они очень нужны лесу.

Ведущий. Мне понятно, какую пользу получают муравьи, когда защищают лес от вредителей,- они их съедают. Но вот какая польза им от распространения семян?


(Слово просит копытень)

Ведущий. Уважаемый копытень, ждем объяснения.

Копытень

Я охотно отвечу на ваш вопрос. У всех нас, чьи семена разносятся муравьями, - у хохлатки, звездчатки, фиалки на семенах есть специальные выросты с питательным и вкусным маслом. Им мы и расплачиваемся с муравьями за их услугу по распространению семян.

Корреспондент журнала “ Муравьишка”

И моим читателям это очень нравится

Ведущий. Теперь присутствующим понятно, что как при опылении, так и при распространении плодов отношения между растениями и животными, как правило, взаимовыгодные, по принципу: я – тебе, ты – мне. Такой тип отношений в природе называют мутуализмом, но мне хотелось бы узнать у растений еще и о том, как они относятся к животным, которые их поедают.

(Высоко поднимая визитку, вскакивает мятлик и сразу начинает говорить)

Мятлик

Наверное, на этот вопрос лучше всего отвечу я. Как представитель семейства злаковых.

Злаки - основа лугов, степей, саванн. Мы главные растения для крупных фитофагов, таких как сайгаки, антилопы. И мы совсем не в обиде на тех, кто нас ест. Плохо, когда в степи много не съеденной травы. Она становится похожей на густой войлок, покрывающий почву. В этом войлоке накапливается снеговая вода и после этого, вместо степных растений вырастают луговые растения и трава. Так что нам надо чтобы нас ели.

Корреспондент журнала “Лось”

Мне приятно слушать, что читатели моего журнала, крупные копытные полезны для растений. Но как вы уважаемые растения спасаетесь от тех, у кого не в меру большой аппетит.

Мятлик

Это проще чем вы думаете. Вкусны лишь те из нас, которые легко и быстро отрастают после объедания. А растущие медленно – горькие и колючие

Корреспондент журнала “Бык”

Мне неудобно об этом говорить, но читатели нашего журнала коровы и овцы, часто съедают траву так, что на пастбищах ее совсем не остается. Есть ли у растений способ защищаться от их аппетита


Мятлик

Конечно, есть. Если коров и овец пасется слишком много, то на пастбище разрастаются растения приземистой формы, которые животные не могут ухватить зубами. Это подорожник, одуванчик, клевер ползучий. И копытных такие растения не очень- то боятся.

Корреспондент журнала “Кузнечик”

Вы совершенно забыли про моих читателей, мелких фитофагов. А ведь мы приносим растениям много пользы. Может кто-нибудь расскажет об этом.

Ведущий. Прошу прощения у дорогих читателей журнала “Кузнечик”. Кто расскажет про свои отношения с насекомыми-фитофагами?

Клевер.

У большинства из нас верхние листья затеняют нижние. Затененные листья теряют в процессе дыхания органического вещества больше, чем его образуется при фотосинтезе. Для того, чтобы яблони давали высокий урожай, садовники обрезают у них лишние ветви, Травам тоже необходима такая подрезка. Роль садовника и выполняют насекомые – листоеды: они делают листовой побег более ажурным

Цветков у нас тоже слишком много, плодов завязывается больше, чем мы можем вырастить. Поэтому если часть завязей съедят насекомые, то для нас это даже полезно.

Ведущий: Мы убедились, что в отношениях растений и животных есть взаимная польза. И именно такое сотрудничество представителей двух царств природы поддерживает в ней экологическое равновесие.

Видеообзор

1. Какие взаимосвязи существуют между организмами? (мутуализм, паразитизм, хищничество)

2. В чем проявляется взаимосвязь организмов во время опыления?

3. Приведите примеры других взаимосвязей, увиденных в видео-обзоре?

4. Какой материал используется для строительства муравейника?

5. Кто обеспечивает равновесие экологической системы?

Представители экологического брифинга приготовили для вас, ребята, вопросы. И будут смотреть кто из вас будет лучше всех отвечать. Давайте послушаем вопросы корреспондентов.

Вопросы корреспондентов


(Каждый корреспондент задает по 1 вопросу слушателям)

1. Почему мир растений дает нам гораздо больше, чем мир животных, хотя растительных видов насчитывается лишь около 250 тысяч, а вероятная численность животных колеблется от 5 до 10 миллионов? Почему же такая диспропорция?

(растения в силу своей неподвижности более эффективно борются за свое существование, спасаясь от растительноядных организмов, перегрева, засухи, переохлаждения). Растения сражаются за жизнь там, где оно произрастает. Поэтому они продуцируют в своих тканях особые органические вещества, делающие их несъедобными для травоядных млекопитающих и насекомых. А так же переносить им жару, засуху и др. неблагоприятные условия.

Животные справляются с этими проблемами, уходя, уползая, уплывая или улетая из неблагоприятных мест. )

2. А вот есть такие виды растений, цветки которых опыляются животными в ночное время, когда становится темно. Какие биологические особенности должны иметь эти растения?

(приятный аромат, вкусный нектар)

3. Из предложенного списка живых организмов составьте пары, которые в природе могут находиться в мутуалистических отношениях между собой. (Названия организмов можно использовать только 1 раз)

пчела - липа, дуб - сойка, акация - муравей, клевер - шмель, береза - подберезовик.

4. Даже в сказках писатели рассказывают о безжалостном отношении к природе. Вспомните и назовите сказку, в которой описывается:

Уничтожение по прихоти девушки уникального растения

(Аленький цветочек)

Назовите сказку, в которой рассказывается о редком виде птиц с ярким опылением

(Конек-горбунок)

Вспомните сказку, в которой идет сбор первоцветов для букета.

(12 месяцев)

5. Из списка живых организмов составьте пары, между которыми могут образоваться пищевые связи.

Росянка, комар, береза, цапля, заяц, лягушка, сова, смородина, мышь, тля.


Вопросы ведущего.

ТЕСТ

1. Какое растение запаковывает свою пыльцу в маленькие мешочки – полыни с ножками намазанные клеем

А - клевер

Б - орхидея

В - мятлик

2. Кто может переносить пыльцу на з км.

А - муравьи

Б - кузнечики

В - шмель

3. Сколько муравейников нужно иметь в лесу на каждом гектаре, чтобы был порядок

А - 2

Б - 3

В - 4

4. Тесные взаимовыгодные отношения, при которых присутствие каждого из 2-х партнеров становится обязательным ты - мне, я - тебе.

А - апомиксис

Б - мутуализм

В – паразитизм


5. Кем разносятся семена растений, у которых есть специальные выросты с питательным и вкусным маслом

А - муравьями

Б - пчелами

В - крупными копытными

6. Процесс, когда яйцеклетка делится сама по себе, без попадания на цветок пыльцы

А - апомиксис

Б - опыление

В - мутуализм

7. Кто своим длинным хоботком проникает в цветок клевера и опыляет его

А - пчела

Б - шмель

В - оса

Как вы понимаете слова

“В природе ненужных животных и растений не бывает”

Как вы думаете, что нужно делать, чтобы сохранить многообразие живых организмов?

(Чтобы сохранить многообразие природы на планете, которой мы живем, человек должен глубже проникать в тайны природы и главное ответственнее относится к окружающей среде)

Живые организмы в своем многообразии обеспечивают качества окружающей среды. От них зависит состав атмосферы, регуляция климата, водообмен, формирование почв, циркуляция питательных веществ, регуляция численности возбудителей заболевания и вредите

Почему разнообразие живых существ в биосфере сокращается? (Беседа ведущего о взаимоотношениях человека с другими живыми организмами)


Видеообзор (польза человека)

Что делает человек, чтобы поддерживать взаимоотношения с природой?

А как вы можем спасти разнообразие природы?

Время нашего брифинга подходит к концу, и я хочу его закончить словами

Берегите все живое на планете

Даже малую былиночку любя

Берегите всех зверей природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Дети под музыку поют

Мир не прост,

Совсем не прост,

Нельзя в нем скрыться от бурь и от гроз.

Есть в нем деревья и есть цветы,

И есть еще я и ты!

Есть в нем совы, и есть соловей,

Есть в нем бабочка и муравей,

Есть медведи и есть кроты,

И есть еще я и ты!

Все, что в этом мире цветет

Все, что дышит, любит, поет,

Все, что мы природой зовем,

Пусть вечно живет в сердце .