shkolakz.ru 1

ALBERTO MORAVIA – АЛЬБЕРТО МОРАВИА


(Рим, 1907 - Рим, 1990)

 

Итальянский писатель. Наст. фамилия Пинкерле (Моравиа – фамилия бабушки по отцовской линии). Родился 28 ноября 1907 г. в Риме, в состоятельной семье. Отец, Карло Пинкерле Моравиа, венецианского происхождения, был архитектором и художником; мать, Джина де Марсанич, происходила из Анконы. Альберто был третьим ребенком в семье (старше его были сестры Адриана и Элена, а младший брат Гастоне родился в 1914 г.). Детство, по его собственным словам, «было обычным, хотя и одиноким».

В девятилетнем возрасте будущий писатель заболевает костным туберкулезом, от которого излечится только к 17 годам,  сохранив при этом некоторую хромоту. Болезнь окажет очень существенное влияние на формирование личности подростка. Пять лет он вынужден провести в постели, два из которых – в санатории в Кортина д'Ампеццо на севере Италии. Учеба его в эти годы носила бессистемный характер, и аттестат об окончании гимназии остался на всю жизнь единственным документом об образовании писателя. Читает он очень много, преимущественно классику и крупнейших писателей девятнадцатого  и начала двадцатого века (Гольдони, Шекспира, Мольера, Леопарди, Достоевского, Малларме, Джойса), пишет стихи на итальянском и французском языках, изучает немецкий.

Выписавшись из санатория осенью 1925 г., во время окончательного выздоровления живет в городке Брессаноне, недалеко от Больцано, и начинает работать над своим первым романом «Равнодушные» («Gli indifferenti»), который выйдет из печати в 1929 г. и будет иметь большой успех. Здоровье писателя все еще остается хрупким, и он вынужден жить в горной местности, переезжая с места на место. В этот период Моравиа знакомится с современными писателями (Коррадо Альваро, Массимо Бонтемпелли), сотрудничает с журналом «Двадцатый век» («Il Novecento»), в котором в 1927 г. печатается его новелла «Уставшая куртизанка» («Cortigiana stanca»).

Благодаря успеху своего первого романа, Моравиа становится известным в литературных и журналистских кругах, все более тесно сотрудничает с литературными журналами. В 1930 г. знакомится с Беренсоном и дает ему на прочтение свой первый роман.


Официальными властями фашистской Италии роман «Равнодушные» был воспринят негативно, ситуация становится все более напряженной, и Моравиа, боясь преследований, начинает много путешествовать, публикуя путевые заметки о своих поездках в газете «Ла Стампа», которой в то время руководил известный писатель Курцио Малапарте. Некоторое время Моравиа живет в Англии, где знакомится с Э.М.Форстером, Г.Уэллсом, У.Б.Йейтсом; в Париже посещает салон княгини ди Бассано (кузины Т.С.Элиота) и завязывает знакомство с Л.-П.Фаргом, Ж.Жионо, П.Валери.

В 1933 г. становится одним из основателей журнала «Характеры» («Caratteri»), которого вышло всего лишь четыре номера, и журнала «Сегодня» («Oggi»). В 1935 г. выходит его второй роман "Неоправданные амбиции
"Le ambizioni sbagliate»), который подвергся цензуре со стороны официальных властей. В том же году Моравиа уезжает из Италии, в которой жизнь становится все сложнее. В 1935-36 гг. он живет в США, где, по приглашению Джузеппе Преццолини, руководит культурным центром «Итальянский дом» при Колумбийском университете. Здесь Моравиа читает лекции о творчестве крупнейших итальянских авторов И.Ньево, А.Мандзони, Дж.Верга, А.Фогаццаро, Г.Д'Аннунцио. Проведя еще некоторое время в Мексике, писатель возвращается в Италию и в 1937 г. выпускает сборник новелл «Обман» («L'imbroglio»), с которого начнется его длительное сотрудничество с издательством «Бомпьяни».

Если не считать еще поездок в Китай в 1936 г. и в Грецию в 1938-м, период с 1933 по 1943 гг., по признанию самого Моравиа (еврея по отцовской линии), был самым худшим в его жизни.

Чтобы избежать контроля и цензуры со стороны фашистских властей, которые с подозрением относятся к его творчеству, Моравиа решает прибегнуть к аллегории, сатиры и аналогии. В таком ключе написаны сборник сатирических и сюрреалистических рассказов «Мечты лентяя» («I sogni del pigro», 1940)  и роман «Маскарад»  («La mascherata», 1941).  Однако роман уже при втором издании изымается властями, и Моравиа не может больше писать под своим настоящим именем, он вынужден взять псевдоним – и он пишет под именем Псевдо (Pseudo), таким образом подписываясь под статьями в журнале «Перспективы», которым руководит Курцио Малапарте.


В 1941 г. писатель женится на Эльзе Моранте, с которой познакомился в 1936 г.,  долгое время живет на Капри и пишет роман «Агостино» («Agostino»), который с успехом выходит в 1944 г. В последние годы фашизма писатель вынужден скрываться, так как его имя фигурирует в списках полиции в числе «неблагонадежных».

После высадки союзников в сентябре 1943 г. Моравиа вместе с женой скрываются в городке Фонди, в Чочарии, и на основе увиденного там и пережитого Моравиа напишет один из самых известных своих романов «Чочара» («La ciociara», 1957). В 1944 г., во время немецкой оккупации, выходит рассказы из сборника «Эпидемия» («L'epidemia») и эссе «Надежда, или Христианство и коммунизм» («La Speranza, ovvero Cristianesimo e Comunismo»). После освобождения Италии он возвращается в Рим и начинает активно работать как на литературном, так и на журналистском поприще. В частности, для газеты «Коррьере делла сера» Моравиа будет писать до последних дней жизни.

В послевоенные годы его литературное творчество переживает расцвет, к его произведениям часто обращается кинематограф. После выхода романа «Римлянка» («La romana», 1947) выходят повести «Неподчинение» («La disubbidienza», 1948),  «Супружеская любовь и другие рассказы»Lamore coniugale e altri racconti», 1949) и роман «Конформист» («Il conformista», 1951). Книги Моравиа переводят за рубежом, на основе его произведений снимают фильмы («Провинциалка» - «La provinciale», 1952, реж. Марио Солдати; «Римлянка», 1954, реж. Луиджи Дзампа; «Римские рассказы» - «Racconti romani”, 1955, реж. Джанни Франчолини; «Чочара», 1960, реж. Витторио де Сика; «Агостино и утрата невинности» - «Agostino e la perdita dell’innocenza», 1962, реж. Мауро Болоньини; «Презрение» - «Il disprezzo», 1963, реж. Жан-Люк Годар; “Скука” – “La noia”, 1963, реж. Дамиано Дамиани; «Равнодушные», 1964, реж. Франческо Мазелли; «Конформист», 1970, реж. Бернардо Бертолуччи; «Я и он» - «Io e lui», 1973, реж. Лучано Сальче, и т.д. Последний фильм «Внимание» («L’attenzione») был снят в 1985 г. режиссером Джованни Солдати. Кроме того, Моравиа работал над сценариями фильмов для таких режиссеров, как Ренато Кастеллани, Альберто Латтуада и др.


В 1952 г., когда за сборник «Рассказы» («I racconti») ему присуждается самая престижная литературная премия Италии «La Strega», Ватикан включает все его произведения в «Индекс запрещенных книг».

Годом позже Моравиа становится одним из основателей журнала «Новые аргументы» («Nuovi argomenti»), на страницах которого будут публиковаться Жан-Поль Сартр, Элио Витторини, Итало Кальвино, Эудженио Монтале, Франко Фортини и Пальмиро Тольятти. Моравиа будет руководить журналом до последних дней: в начале с Альберто Кароччи, с 1966 г. к ним добавится П.П.Пазолини, затем Аттилио Бертоллуччи и Энцо Сичилиано; с 1982 г. вместе с ним во главе издания будут стоять Энцо Сичилиано и Леонардо Шаша.

В 1954 г. выходят сборник «Римские рассказы» («I racconti romani») и роман «Презрение» («Il disprezzo»). В первой половине 50-х Моравиа пишет многочисленные предисловия к произведениям итальянских авторов, а в 1957 г. начинает сотрудничать с журналом «Эспрессо», в котором будет вести рубрику и кино. В это же время писатель все больше интересуется театром и пишет пьесы «Маскарад» и «Беатриче Ченчи». В 1958 г., впервые посетив Советский Союз, выпускает эссе «Месяц в СССР» («Un mese in URSS»).

После выхода в 1959 г. сборника «Новые римские рассказы» («Nuovi racconti romani»), а в 1960 г. романа «Скука» («La noia», лит. премия «Виареджо» за 1961 г.), литературная карьера писателя находится на вершине славы, а сам Моравиа признан ведущей фигурой литературных кругов Рима. В последующие годы его мнение о событиях культурной, общественной либо политической жизни будет считаться одним из самых авторитетных.

В апреле 1962 г. Моравиа расстается с Эльзой Моранте; его новой спутницей становится молодая писательница Дача Мараини. В этом же году выходят эссе «Мысль об Индии» («Unidea dellIndia»), написанное после поездки в эту страну в 1961 г. вместе с Моранте и Пазолини, и первый из задуманных трех сборник рассказов «Робот» («L'automa»), главная тема которых – отчуждение человека в современном мире. В 1967 г. выйдет второй сборник «Вещь есть вещь» («Una cosa è una cosa»), а в 1970-м третий – «Рай» («Il paradiso»). В 1963 г. в сборнике под заглавием «Человек как завершение и другие эссе» («L'uomo come fine e altri saggi») Моравиа объединяет очерки и эссе различной тематики, написанные с 1941 по начало 60-х гг. Вступив в полемику с неоавангардной «Группой 63», в 1965 г. публикует свой экспериментальный «роман в романе» «Внимание» («L'attenzione»).

Начиная с 1966 г., когда по случаю Туринского Фестиваля современного театра была поставлена его пьеса «Мир таков, каков он есть» («Il mondo è quello che è»), Моравиа все большее внимания уделяет драматургии. Вместе с Дачей Мараини и Энцо Сичилиано он основывает театральную антрепризу «Дикобраз», которая размещается в театре на виа Бельсиана в Риме. Там ставятся пьесы «Интервью» («Intervista»)  самого Моравиа, “Обычная семья» Д. Мараини, «Чашка» Э.Сичилиано, а также произведения К.Э.Гадды, Вилкока, Стриндберга, Паризе. Театральный эксперимент прервется в 1968 г. из-за отсутствия финансовых средств. В 1967 г., в журнале «Новые аргументы», писатель излагает свои взгляды на современный театр в эссе «Болтовня в театре» («La chiacchiera a teatro»).  в том же году, вместе с Д.Мараини, совершает поездку в Японию, Корею и Китай, а его репортажи для «Коррьере делла сера» выйдут отдельной книгой под заглавием «Культурная революция в Китае» («La rivoluzione culturale in Cina») в 1968 г.