shkolakz.ru   1 2

Заключение


В ходе исследования были получены следующие научные и практические результаты.

1.Проведено исследование основополагающих теорий и научных школ по проблемам взаимосвязи экономического роста с теорией инвестиций и инноваций. Показано, что применение классических теорий взаимодействия инвестиций и экономического роста, в современных условиях неэффективно. Глобализация обусловила межгосударственный переток диспропорций экономического развития и вынудила правительства стран проводить политику вмешательства во многие сферы финансовой, экономической деятельности и разрабатывать собственную политику инвестирования, что противоречит норам классических теорий инвестирования. Для Казахстана также неприменимо и неэффективно прямое заимствование методов инвестиционно-инновационной политики и причиной тому являются: преобладание в инструментах государственного регулирования монетарной составляющей – управление ценообразованием, инфляцией, валютным курсом; государственная монополия на энергоресурсы и непрозрачность госкомпаний для антимонопольного регулирования. Как следствие, оторванность механизма государственного регулирования инвестиционно-инновационной деятельностью от объективных потребностей реального сектора экономики.

2.Модель региональной инвестиционно-инновационной политики на этапе построения индустриально-инновационной экономики имеет ряд принципиальных особенностей. Предпосылкой формирования региональной инвестиционно-инновационной политики является общая стратегия социально-экономического развития региона. По отношению к ней инвестиционно-инновационная политика выступает инструментом и должна согласовываться по целям и срокам реализации отдельных проектов с учетом их синергетического влияния.

Формирование государственной инвестиционной политики в Кызылординской области должно основываться на системе объективных предпосылок, включающих оценку экономического и инвестиционного потенциала региона, его готовности к приему инвестиций, достаточности инфраструктуры для инвестиционной и деловой активности. При этом инвестор обращает внимание не только на сами эти характеристики, но и на способ использования их и имеющихся в регионе ресурсов.


3.Важной частью методики экономического мониторинга выступает инструментарий оценки инвестиционно-инновационной деятельности. Комплексный подход в измерении параметров региональной экономической системы дает качественно новый уровень прогнозирования с позиции конкурентоспособности экономики на основе инвестиционного и инновационного развития.

Значимым моментом использования диагностико-мониторинговых методик оценки развития региона является постоянство и непрерывность во времени. В таком случае будет формироваться аналитическая база данных, позволяющая объективно оценивать ситуацию в регионе и принимать адекватные меры по ее корректировке. Так, оценка прироста инвестиций в Кызылординской области на 1 тенге вложенных бюджетных средств за период 2007-2011г показала, что по таким направлениям инвестирования, как туризм, ЖКХ, сельское хозяйство, ведется формальная работа по повышению привлекательности отрасли – за 5 лет показатель отдачи низкий и нестабильный.

4.Анализ экономического потенциала Кызылординской области показал среднюю готовность региона к приему инвестиций, достаточные условия для работы инвесторов. Кроме того, на основе анализа товарной и географической структуры экспорта, экономической структуры и финансовой структуры предприятий и общей макроэкономической ситуации в стране можно сделать вывод, что наиболее характерным методом инвестирования будут кредиты зарубежных инвесторов, что уже подтверждается фактической статистикой.

Преимущественное развитие и инвестирование в регионе получают отрасли добычи и первичной переработки сырья. Доля инвестиций в обрабатывающую промышленность, прежде всего легкую и пищевую, составляет наименьший удельный вес. Складывающаяся ситуация свидетельствует о хаотичной и непродуманной инвестиционной политике, проводящейся в регионе, которая в дальнейшем может оказать прямое влияние на экономическую самостоятельность области.

5.Кызылординская область отражает особенности развития экспортно-сырьевой экономики – низкий уровень инновационной активности, как вследствие особенностей технологических процессов, так и отсутствия конкуренции на рынке сырья. В целом, следует отметить отсутствие в Кызылординской области целенаправленной, проработанной и всеобъемлющей инновационной политики и стратегии развития, что проявляется в следующем:


-в реальном секторе экономики наблюдаются случаи реализации хозяйствующими субъектами внутренних инновационных программ, но устойчивой тенденции нет: уровень инновационной активности 2%, инновационной пассивности – 98%.

-научно-техническая сфера региона практически не представлена на внутрирегиональном рынке НИОКР, живет внутренними проблемами и крайне слабо связана с реальным сектором экономики, который импортирует технологические инновации.

6.Разработанная методика оценки инновационного потенциала с использованием интегрального показателя позволяет оценить величину потенциала, проанализировать сложившуюся ситуацию, выявить основные тенденции и определить приоритетные направления его развития.

Расчеты показали, что возможности инновационного развития у регионов Казахстана разные. Регионы, имеющие стратегическую экспортно-сырьевую направленность имеют более высокий потенциал по сравнению со старопромышленными регионами или аграрно ориентированными.

Несмотря на то, что Кызылординская область является регионом нефтяного освоения, оборот инвестиций в сфере недропользования не имеет определяющего инновационного значения для региона. Свидетельством тому является оценка интегрального показателя инновационного потенциала региона: Кызылординская область имеет низкий показатель инновационного потенциала и не входит в число регионов-лидеров с аналогичной «нефтяной составляющей». Это означает, что следует принимать меры по активизации нефтедобывающими компаниями своей инновационной деятельности и участию в индустриальном обновлении региона.

7. Разработанный гарантийно-залоговый механизм инвестирования инновационной деятельности в регионе позволяет задействовать дополнительные финансовые инструменты путем расширения залоговой базы за счет имущества региона (СПК). Параллельно формированию залогового фонда региона должен идти процесс формирования соответствующей инфраструктуры для осуществления инвестиционно-инновационной деятельности, а именно открытие венчурных структур, располагающих соответствующими кадрами в области инновационного менеджмента, информационной базой данных по инновациям, способных принять на себя риски как инвесторов, так и гарантов.


8.В основе предложенной технологии инвестирования инновационных проектов лежит принцип самофинансирования инновационного комплекса при конкурсном формировании пакета венчурных (иннова­ционных) проектов. Для его реализации учитываются финансовые пото­ки как от финансирующей системы – к предприя­тиям-инициаторам инновационных проектов, так и проти­воположные финансовые потоки, которые возникают при уплате налогов и сборов. Однако в данном случае речь идет не столько о выплатах предприятий в бюджеты различных уровней, сколь­ко о рыночных взаимоотношениях инициаторов инновационных проек­тов с государством.

Резюме


Актуальность исследования заключается в потребности выработки механизма эффективного управления инвестиционно-инновационной деятельности в Кызылординской области.

Целью исследования является разработка научных положений, методических рекомендаций и практических предложений по повышению эффективности организационно-экономического механизма управления инвестиционно-инновационной деятельностью в Кызылординской области в условиях ограниченности экономических ресурсов.

Предметом исследования является организационно-экономический механизм управления инвестиционно-инновационной деятельностью в регионе.

Объектом исследования выступает комплексная система инвестиционно-инновационных

Научная новизна конкретизируется в следующих полученных научных результатах:

-уточнены содержание категорий «инновации» и «инновационная деятельность», классификация типов инноваций, сформулированы новые основные направления инновационной деятельности; дано определение понятий «инвестиционно-инновационная деятельность» и «инвестиционно-инновационный процесс» в современных условиях;

-конкретизированы принципы, аналитические показатели, и на этой основе разработана методика оценки эффективности функционирования инвестиционно-инновационных процессов, определяющая экономическую и социальную эффективность с учетом степени риска и конкурентных преимуществ;


-предложена методика комплексной оценки инновационного потенциала региона и измерения инновационного потенциала хозяйствующего субъекта региона;

-обоснована ведущая роль инвестиций в управлении инновационной деятельностью в условиях ограниченности экономических ресурсов, сформулированы новые подходы к формированию механизма управления процессом и инвестирования инновационных проектов.

Результаты исследования могут быть применены:

- при подготовке программ социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу в части формирования ориентиров макроэкономической и инвестиционно-инновационной политики,

-при подготовке технико-экономических обоснований инвестиционных разделов региональных целевых программ развития инновационной сферы.


Түйін


Зерттеудің өзектілігі – Қызылорда облысының инвестициялық-инновациялық қызметінің тиімді басқармасының тетігін табу қажеттілігі болып табылады.

Магистрлік жұмыстың мақсаты – инвестициялық-инновацияляқ қызметінің дамуын зерттеу және осы негізінде Қызылорда облысында зерттемені тәжірибе жүзінде активациялау.

Зерттеудің нысаны – Қызылорда облысында инвестициялық және инновациялық әлуеті болып табылады.

Зерттеу пәні ретінде - Қызылорда облысында ұйымдық-экономикалық қатынастар, инвестициялық-инновациялық қызметінің дамуы мен құрылымы.

Зерттеудің ғылыми жаңалығы – арадағы болжам мәселесін шешу, Қызылорда облысындағы инвестициялық-инновациялық қызметтерді басқару және болжау, осы негізінде тәжірибенің дамуында инвестициялық-инновациялық саясатты оңтайландыруды экономикалық үдерісті мемлекеттік шаралармен реттеу.

Ең байыпты жаңа тәжірибе жүзінде алынған ғылыми нәтижелер келесіде анықталады:


  • аймақта инвестициялық-инновациялық қызметті басқару моделі әзірленген
  • маңызды экономикалық мониторингтің әдістемесі ұсынылды, инвестициялық-инновациялық қызметті бағалау құралы


  • инновациялық әлеуетті және инновациялық белсенділікті бағалау методикасы, инновациялық белсенділіктің өсу резервін және инновациялық потенциалды анағұрлым өлшеуге мүмкіндік беруге ұсынды

  • инвестициялық-инновациялық қызметті активациялау механизмі оңтүстік аймақтарда әлеуметтік кәсіпкерлік корпорация шеңберінде кепілдеме-аманат қорын жасау арқылы, инвестициялық-инновациялық процесстің қатысушылар мүдделерін есепке алу арқылы құрылған.

Зерттеу нәтижелерінде мыналар қолданылуы мүмкін:

  • аймақтың әлеуметтік экономикалық бағдарламасын дайындауға макроэкономикалық және инвестициялық-инновациялық саясаттың құрылуына көңіл бөлу

  • технико-экономикалық қисынының инвестициялық тарауының аймақтық мақсаты инновациялық шеңберінің дамуы.



Summary


The relevance of the study is in need of developing a mechanism of effective management of Investment and innovation activity in Kyzylorda region.

The purpose of master's work is to undertake a study on the development of Investment and innovation activity and also the elaboration of practical recommendations for enhancing in Kyzylorda region.

The object of research is investment and innovation potential of the Kyzylorda region.

The subject of the study appears to be organizational and economic relations, related to the formation and development of Investment and innovation activity in Kyzylorda region.

The scientific novelty of the study is to solve the problem, forecasting, planning and management of investment and innovation activity in Kyzylorda region. And also to develop on this basis, the practical steps to optimize investment and innovation politics actions of state regulation of economic processes.


New scientific results obtained through the research are as follows:


  • new model of investing and innovation management in region created.

  • new method of economic monitoring is proposed with advanced assessment tool of innovation and investing activities.

  • new method of assessment of innovation potential and innovations activities in the region which allows to measure innovation potential and calculate fund growth of innovative activity.

  • developed a mechanism for enhancing investment and innovation in the southern region through the establishment of mortgage guarantee-fund within the social-entrepreneurial corporations It takes into account the interests of participants in the investment and innovation.


The results can be applied:

- in the preparation of programs of socio-economic development of the region's medium-term targets in terms of the formation of macro-economic and investment and innovation policy

- in the preparation of feasibility studies of investment sections of regional programs of development of innovation sphere.




<< предыдущая страница