shkolakz.ru 1


Лицей «Столичный»

«Школа Будущего»


Реферат на тему: «Вопросы мира и безопасности

в Организации Объединенных Наций»






Ученика 10 класса

ШИРШОВА Дмитрия


Проверила: преподаватель КИРИЛЛОВА И.С.


г. Москва

2003 г.


ПЛАН РЕФЕРАТА:



  1. ВВЕДЕНИЕ




  1. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ И СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ОРГАНЫ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСОВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ




  1. Генеральная Ассамблея – функции и полномочия

  2. Совет Безопасности – функции и полномочия




  1. ОПЕРАЦИИ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА




  1. Понятие миротворчества

  2. Принцип поддержания мира

  3. Сила убеждения, подкрепленная силой оружия

  4. Что представляют собой операции ООН по поддержанию мира

  5. Как финансируется миротворческая деятельность




  1. ООН И СИТУАЦИЯ В ИРАКЕ


V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВОПРОСЫ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ

В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ




Первая операция ООН по поддержанию мира была

попыткой противостоять и победить худшее в человеке

с помощью лучшего в человеке; противопоставить

насилию терпимость, силе – сдержанность и войне – мир.

Эта миссия заняла свое место в истории…


и с тех пор изо дня в день, из года в год миротворцы

Организации Объединенных Наций противостоят угрозе

и реальности конфликта, не теряя веры, не сдаваясь и не отступая».


Кофи Аннан, Генеральный секретарь ООН.

Выступление на Генеральной Ассамблее 6 октября 1998 г.


I.ВВЕДЕНИЕ


Сегодня, когда вопросы войны и мира вновь с особой остротой встали перед всем человечеством, я считаю, что очень важно изучать деятельность Организации Объединенных Наций, являющейся уникальным инструментом в деле укрепления международного мира и безопасности.


Организация Объединенных Наций начала и развивала свою деятельность по поддержанию мира в качестве одного из средств поддержания международного мира и безопасности. Начиная с 1948 года более 750 000 военнослужащих и гражданских полицейских, а также тысячи других гражданских сотрудников принимали участие в операциях ООН по поддержанию мира. Почти 1 500 человек погибли, осуществляя наблюдение за выполнением мирных соглашений, контролируя соблюдение прекращения огня, патрулируя демилитаризованные зоны, создавая «буферные зоны» между противоборствующими силами и содействуя ослаблению локальных конфликтов, которые угрожали перерасти в широкомасштабные боевые действия. Большая часть миротворцев, часто называемых «голубыми касками», - это военнослужащие, направленные правительствами своих стран с целью применения их навыков и военной дисциплины для установления и поддержания мира. В 1988 году миротворцам ООН была присуждена Нобелевская премия мира.

Правительства стран мира все чаще обращаются к ООН за помощью в разрешении этнических и национальных конфликтов, вспыхнувших во многих регионах после окончания холодной войны. Проведение комплексных миссий, включающих в себя одновременно политические, военные и гуманитарные акции, основывалось на опыте, полученном при осуществлении «традиционных» миротворческих миссий, как правило, предполагавших решение задач преимущественно военного характера – наблюдение за выполнением условий перемирий, разъединение противоборствующих сил и поддержание режимов буферных зон.



Каждая миротворческая операция учреждается Советом Безопасности – органом ООН, несущим основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет определяет масштаб операций, ее основные цели и устанавливает сроки ее проведения. Поскольку ООН не обладает собственными вооруженными силами, государства-члены принимают решение об участии в операции и, в случае положительного решения, определяют, какие силы и средства они желают предоставить.



  1. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ И СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ОРГАНЫ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСОВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ




  1. Генеральная Ассамблея – функции и полномочия






Фотография ООН: Впервые Генеральная Ассамблея ООН

распорядилась о применении войск в миротворческой операции ООН в 1956 году. Ноябрь 1956 года.


Генеральная Ассамблея является главным совещательным органом. Она состоит из представителей всех государств-членов, каждое из которых имеет один голос. Решения по важным вопросам, таким как вопросы мира и безопасности, прием новых членов и проблемы бюджета, требуют большинства в две трети голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.


В соответствии с Уставом, функции и полномочия Генеральной Ассамблеи сводятся к тому, чтобы рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать рекомендации в отношении принципов; обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и делать по ним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности·.

На основании резолюции «Единство в пользу мира», принятой Генеральной Ассамблеей в ноябре 1950 года, Ассамблея может принять меры в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, если Совет Безопасности не в состоянии действовать в этом направлении из-за отсутствия единства среди его постоянных членов. Ассамблея уполномочена немедленно рассмотреть этот вопрос, чтобы предложить рекомендации государствам-членам относительно коллективных мер, включая, в случае нарушения мира или акта агрессии, использование вооруженных сил, если это необходимо, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.



Очередная сессия Генеральной Ассамблеи обычно открывается ежегодно в сентябре. Сессия 2002-2003 гг., например, является пятьдесят седьмой очередной сессией Генеральной Ассамблеи. Кроме того, Ассамблея может собираться на специальные сессии по требованию Совета Безопасности, большинства членов Организации Объединенных Наций или одного члена Организации при согласии большинства других. Чрезвычайные специальные сессии могут быть созваны в течение 24 часов с момента поступления требования Совета Безопасности, одобренного любыми девятью членами Совета, или по требованию большинства членов Организации Объединенных Наций или одного члена при согласии большинства других.


В начале каждой очередной сессии Ассамблея проводит общие прения, где часто выступают главы государств и правительств. В ходе них государства-члены выражают свои мнения по широкому кругу международных вопросов. Далее большинство вопросов обсуждается в ее шести главных комитетах:

Первый комитет рассматривает вопросы разоружения и международной безопасности.


Хотя решения Ассамблеи не имеют обязательной юридической силы для правительств, за ними стоят мировое общественное мнение по важным международным вопросам, а также моральный авторитет мирового сообщества.


2
. Совет Безопасности – функции и полномочия




На фотографии: Совет Безопасности ООН

Согласно Уставу, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Когда в Совет поступает жалоба в отношении угрозы миру, он сначала обычно рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мирными средствами. В некоторых случаях сам Совет проводит расследование и оказывает посреднические услуги. Он может назначать специальных представителей или обращаться к Генеральному секретарю с просьбой произвести эти назначения или оказывать добрые услуги. Он может устанавливать принципы мирного урегулирования.



Если тот или иной спор приводит к боевым действиям, Совет стремится прежде всего как можно скорее положить им конец. Во многих случаях Совет давал указания о прекращении огня, которые играли важную роль в предотвращении эскалации боевых действий. Кроме того, он направляет миротворческие силы Организации Объединенных Наций для содействия ослаблению напряженности в районах конфликтов, разъединению войск враждующих сторон и созданию спокойной обстановки, позволяющей искать пути мирного урегулирования. Совет может принимать решение о принятии принудительных мер, введении экономических санкций (например, торгового эмбарго) или осуществлении коллективных военных действий.


По рекомендации Совета Безопасности Генеральная Ассамблея может приостановить осуществление тем или иным государством его прав и привилегий как члена Организации, если в отношении него Совет Безопасности принял меры превентивного или принудительного характера. Государство-член, систематически нарушающее изложенные в Уставе принципы, может быть исключено Ассамблеей из Организации Объединенных Наций по рекомендации Совета.


Государство — член Организации Объединенных Наций, которое не является членом Совета Безопасности, может принимать участие, без права голоса, в его обсуждениях в тех случаях, когда Совет находит, что интересы этой страны затронуты. Государства — члены Организации Объединенных Наций и государства, не являющиеся ее членами, приглашаются принять участие, без права голоса, в проводимых Советом обсуждениях, если они являются сторонами в этом споре; условия участия государства, не являющегося членом Организации Объединенных Наций, определяются Советом.


Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в английском алфавитном порядке. В состав Совета входят 15 членов: 5 постоянных членов и 10 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок.

Каждый член Совета имеет один голос. Решения по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса не менее 9 из 15 членов. Для принятия решений по вопросам существа требуется девять голосов, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов. Это — правило «единогласия великих держав», которое часто называется «правом вето».



В соответствии с Уставом все члены Организации Объединенных Наций соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Если другие органы Организации Объединенных Наций выносят рекомендации правительствам, то только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства-члены, согласно Уставу, обязаны выполнять.


Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:


поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;

расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;

выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;

вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;

призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;

предпринимать военные действия против агрессора;

выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда;

осуществлять в «стратегических районах» функции Организации Объединенных Наций по опеке;


II.ОПЕРАЦИИ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА




  1. Понятие миротворчества




Миротворчество — это метод, впервые предложенный и разработанный Организацией Объединенных Наций, который не поддается простому определению. В Уставе Организации Объединенных Наций такого термина нет. Даг Хаммаршельд говорил, что он содержится в «главе шесть с половиной» Устава, и отводил ему места между такими традиционными методами мирного разрешения споров, как посредничество и установление фактов (глава VI), и мерами более принудительного характера, например эмбарго и военное вмешательство (глава VII).



Операции по поддержанию мира традиционно включали развертывание в первую очередь военного персонала из ряда стран под командованием Организации Объединенных Наций для оказания помощи в сдерживании и урегулировании вооруженного конфликта между противоборствующими сторонами. За время, прошедшее с первого направления военных наблюдателей в составе Органа Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) в 1948 году, миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций эволюционировала в сторону решения уникальных по своему характеру задач совершенно отличающихся друг от друга конфликтов в условиях меняющейся политической обстановки. В годы «холодной войны», когда началось проведение «традиционных» операций по поддержанию мира, над ними постоянно довлела потенциальная угроза ядерной конфронтации. Такие деятели, как премьер-министр Канады Лестер Пирсон, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Даг Хаммаршельд, его помощник Ральф Банч и сотрудники на местах из многих стран, взяли на вооружение этот метод, чтобы превратить миротворческие операции в необходимое средство контролирования конфликтов в разобщенном и раздираемом противоречиями мире.



  1. П
    ринцип поддержания мира



На фото: Миссия военных наблюдателей ООН в Грузии

В основе операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира лежит принцип, в соответствии с которым беспристрастное присутствие Организации Объединенных Наций на местах способно уменьшить напряженность и создать условия для урегулирования конфликтной ситуации путем переговоров. В качестве первого шага, нередко требующего интенсивных дипломатических усилий со стороны Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, необходимо добиться прекращения боевых действий и заручиться согласием сторон на развертывание миротворцев.



Как правило, операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира подразделяются на две широкие категории:


1. миссии военных наблюдателей в составе сравнительно небольшого числа невооруженных офицеров, перед которыми ставятся такие задачи, как наблюдение за выполнением договоренностей о прекращении огня, контроль за выводом войск или патрулирование границ или демилитаризованных зон;


2. миротворческие силы в составе военнослужащих национальных контингентов, развернутых для выполнения задач, аналогичных тем, которые выполняют военные наблюдатели, а также нередко для того, чтобы служить буфером для противоборствующих сторон.


Накопленные с годами знания и опыт составляют основу для постановки новых миротворческих задач, таких, как превентивная дипломатия, создание временной администрации для управления районом в постконфликтный период, обеспечение охраны при доставке гуманитарной помощи и оказание помощи в создании стабильных и безопасных условий для осуществления усилий, направленных на укрепление мира после завершения конфликта. Эволюция операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира с учетом меняющихся потребностей означает, что все большее количество операций по поддержанию мира теперь приходится на третью категорию:


3. многокомпонентные операции в составе военнослужащих, гражданских полицейских и другого гражданского персонала, которые привлекаются к решению задач по оказанию содействия в создании политических институтов и расширении их базы, работая совместно с правительствами, неправительственными организациями и местными гражданскими группами, предоставлении чрезвычайной помощи, демобилизации бывших комбатантов и их реинтеграции в общество, обезвреживании мин, организации и проведении выборов и создании условий для устойчивого развития.


3. Сила убеждения, подкрепленная силой оружия

Фотография ООН: У Временной администрации ООН для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (ВАООНВС) достаточно сил, чтобы защитить себя и поддерживать мир и безопасность в регионе. 1997 год.






Становится все очевиднее, что успех операции по поддержанию мира определяется целым рядом факторов. К их числу относятся: подлинное стремление противоборствующих сторон к урегулированию своих разногласий мирным путем, четкая постановка задач, решительная политическая поддержка со стороны международного сообщества и выделение необходимых ресурсов для достижения целей операции.


Присутствие вооруженных солдат, способных дать вооруженный отпор в случае вооруженного нападения на них, является еще одним фактором, способствующим эффективности миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций. Ее реальная сила заключается в беспристрастности миротворцев, моральном авторитете международного сообщества, давлении международного общественного мнения и, прежде всего, в приверженности сторон достижению мира. Присутствие миротворцев открывает возможность для непрерывных политических и дипломатических усилий, направленных на установление более прочного мира. Миротворчество может быть эффективным лишь тогда, когда стороны в конфликте демонстрируют политическую волю соблюдать соглашения и не препятствовать персоналу Организации Объединенных Наций выполнять свои обязанности.


Миротворцы Организации Объединенных Наций традиционно вооружены легким оружием и применяют минимальную силу в целях самообороны или в случаях, когда вооруженные лица пытаются помешать им в выполнении возложенных на них обязанностей. Военные наблюдатели и гражданские полицейские Организации Объединенных Наций обычно не вооружены.

Миротворцы испытывают наибольшие трудности, когда противоборствующие стороны не выполняют взятые ими обязательства и возобновляют боевые действия или когда они намеренно срывают усилия миротворцев. Миротворцы стремятся стабилизировать такие ситуации и свести к минимуму угрозу для некомбатантов — нередко подвергая себя большому риску и, несмотря на нечетко сформулированные задачи и отсутствие достаточных ресурсов, — действуя, главным образом, силой убеждения и с помощью переговоров. Однако время от времени складываются такие ситуации, когда деятельность миротворцев становится невозможной. Конфликты в Руанде в 1994 году и в Боснии и Герцеговине и Сомали в период с 1992 по 1995 год говорят об ограниченных возможностях поддержания мира в тех случаях, когда этого мира нет, и о необходимости выбора между миротворчеством и применением силы.



После развертывания многих операций их участники сталкивались с трудностями или враждебным отношением к себе и с ситуациями, в которых местные группировки угрожали им расправой и действительно были готовы в любой момент применить силу. При проведении операции в Конго в 1960–1964 годах Совет Безопасности в 1961 году разрешил миротворцам Организации Объединенных Наций использовать в необходимой мере силу для обеспечения окончательного вывода наемников, чьи действия привели к отделению провинции Катанга. Для противодействия иностранной интервенции, которая ослабила позиции центрального правительства, миротворцам Организации Объединенных Наций пришлось вести ожесточенные бои с вооруженными элементами.


Впоследствии Совет старался обеспечивать операциям по поддержанию мира весомую военную поддержку, что помогало избегать необходимости применять силу. Например, в 1996 году с целью демонстрации «мощи» миротворческой операции Временная администрация Организации Объединенных Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (ВАООНВС) была оснащена некоторыми видами тяжелого оружия в качестве средства сдерживания. Совет Безопасности также дал санкцию государствам-членам оказывать непосредственную авиационную поддержку миссии или принимать другие меры силового воздействия. В ходе операции Организации Объединенных Наций в Сьерра-Леоне осуществлялось сильное политическое давление в сочетании с демонстрацией военной силы с целью заставить одну из сторон отказаться от возобновления военных действий. В июле 2000 года после целого ряда неспровоцированных нападений на военнослужащих МООНСЛ и после того, как были исчерпаны все другие возможности, МООНСЛ провела военную операцию для освобождения более 230 миротворцев Организации Объединенных Наций, в течение более двух месяцев находившихся в окружении антиправительственных сил.

Если возможность применения силы может сорвать попытки помешать миротворцам выполнять возложенные на них обязанности, то, как показывает опыт последних лет, программы гражданского строительства, направленные на улучшение жизни людей в районе действия миссии, могут способствовать укреплению доброй воли и служить для сторон стимулом к сотрудничеству с миротворцами. Во многих миссиях миротворцы помогали восстанавливать основные объекты инфраструктуры, узлы связи и предприятия сферы обслуживания, поврежденные или разрушенные в ходе боевых действий. Например, сегодня в Косово оказание поддержки этим усилиям является одной из основных обязанностей Миссии Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК). Если возможность применения силы может сорвать попытки помешать миротворцам выполнять возложенные на них обязанности, то, как показывает опыт последних лет, программы гражданского строительства, направленные на улучшение жизни людей в районе действия миссии, могут способствовать укреплению доброй воли и служить для сторон стимулом к сотрудничеству с миротворцами. Во многих миссиях миротворцы помогали восстанавливать основные объекты инфраструктуры, узлы связи и предприятия сферы обслуживания, поврежденные или разрушенные в ходе боевых действий. Например, сегодня в Косово оказание поддержки этим усилиям является одной из основных обязанностей Миссии Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК).



4. Что представляют собой операции ООН по поддержанию мира






На фото: Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее


У Организации Объединенных Наций нет своей армии. Каждая миротворческая операция разрабатывается с учетом тех требований, которые выдвигает каждая новая ситуация; и каждый раз, когда Совет Безопасности принимает решение об учреждении новой операции, ее компоненты создаются «с нуля».


Совет Безопасности в составе 15 членов санкционирует развертывание той или иной миротворческой операции и определяет ее мандат. Для принятия таких решений требуется не менее девяти голосов, причем любой из пяти постоянных членов Совета (Китай, Франция, Российская Федерация, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты Америки) может наложить вето на такое решение.


Генеральный секретарь вносит рекомендации относительно порядка развертывания и осуществления операции и отчитывается о ее ходе; Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ) отвечает за повседневное руководство и управление миротворческими операциями Организации Объединенных Наций во всем мире и их материально-техническое обеспечение. Генеральный секретарь назначает Командующего Силами и просит государства-члены предоставить войска, контингенты гражданской полиции или другой персонал. Вопросы о предметах снабжения, технике, перевозке и материально-технической поддержке также необходимо решать с государствами-членами или через частных подрядчиков. В состав гражданского вспомогательного персонала входят сотрудники, направляемые из подразделений системы Организации Объединенных Наций и предоставленные на условиях прикомандирования государствами-членами, а также лица, набираемые на международной основе или на местах на конкретные должности.

Для развертывания той или иной миссии требуется разное время, что прежде всего зависит от готовности государств-членов предоставить воинские контингенты для конкретной операции. Своевременное предоставление финансовых ресурсов и возможности осуществления стратегических перевозок также определяют, сколько времени потребуется для развертывания. Так, например, в 1973 году элементы вторых Чрезвычайных вооруженных сил Организации Объединенных Наций (ЧВСООН II) были развернуты на Ближнем Востоке в течение 24 часов. Вместе с тем, в некоторых миссиях с чрезвычайно сложными мандатами или непростыми условиями для материально-технического снабжения или когда операция сопряжена со значительным риском для миротворцев, на сбор и развертывание необходимых элементов могут уйти месяцы.



Во время этого процесса происходят интенсивные контакты между государствами-членами, Секретариатом и сторонами на местах. Важная роль принадлежит членам Совета Безопасности, в первую очередь пяти постоянным членам, и странам, предоставляющим персонал. В ряде случаев подключаются также региональные организации. Консультации начинаются на этапе планирования операции и продолжаются в течение всего срока ее осуществления.


5. Как финансируется миротворческая деятельность


Обычная практика такова, что расходы Организации Объединенных Наций на миротворческую деятельность в соответствии с Уставом покрываются всеми государствами-членами. Таким образом, Генеральная Ассамблея распределяет эти расходы по специальной шкале, применимой к миротворческой деятельности. В этой шкале учтено относительное экономическое положение государств-членов, причем постоянные члены Совета Безопасности обязаны покрывать большую долю в силу их особой ответственности за поддержание международного мира и безопасности.

В ответ на просьбу Генерального секретаря страны могут добровольно предоставить персонал, технику и предметы снабжения для миротворческой миссии или поддержать ее другими способами. Странам, предоставляющим эти необходимые элементы, из бюджета миссии по установленным ставкам выплачивается компенсация. Предоставление персонала для миротворческих миссий не является обязанностью; страна, предоставившая воинский контингент, сохраняет за собой право вывести его из операции. Задействованный в миротворческих операциях личный состав воинских контингентов и гражданской полиции сохраняет принадлежность своим национальным структурам, однако, служит под оперативным началом Организации Объединенных Наций и обязан вести себя исключительно в соответствии с международным характером его миссии. Кроме того, многие страны добровольно и безвозмездно предоставляли дополнительные ресурсы для поддержки миротворческих усилий Организации Объединенных Наций в форме перевозок, предметов снабжения, кадровых и финансовых ресурсов сверх начисленной им доли участия в покрытии расходов на миротворческие операции.



IV. ООН И СИТУАЦИЯ В ИРАКЕ



Война в Ираке стала серьезным ударом по престижу и авторитету ООН. В первую очередь, пострадала её роль арбитра и гаранта международного мира и безопасности.


Обращаясь с заявлением к Совету Безопасности 19 марта 2003 г., Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан сказал следующее:


«Нет нужды говорить о том, что я полностью разделяю выраженные многими членами Совета сожаления по поводу того, что не удалось прийти к общей позиции. Какими бы различными ни были наши мнения по этому сложному вопросу, мы все ощущаем, что это — печальный день для Организации Объединенных Наций и международного сообщества.

Я знаю, что миллионы людей во всем мире разделяют это чувство разочарования и глубоко обеспокоены перспективой неминуемой войны.

Позвольте мне воздать должное персоналу Организации Объединенных Наций — международным сотрудникам и иракцам, — которые столь напряженно работали в Ираке до последнего возможного момента. Это относится и к инспекторам, работу которых сейчас, к сожалению, пришлось прервать».


20 марта 2003 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выступил со следующим заявлением по поводу начавшейся войны в Ираке:


«Сегодня, несмотря на все возможные усилия международного сообщества и Организации Объединенных Наций, война пришла в Ирак в третий раз за четверть века.


Возможно, если бы мы упорствовали чуть дольше, Ирак все-таки можно было бы разоружить мирным путем или, если бы это не удалось сделать, мир мог бы принять меры для урегулирования этой проблемы на основе коллективного решения, придав этому бóльшую легитимность и, тем самым, обеспечив более широкую поддержку, чем в настоящее время.

Однако давайте не будем останавливаться на прошлых раздорах. Давайте посмотрим на реальности сегодняшнего дня, какими бы суровыми они ни были, и займемся поиском путей выковывания более прочного единства в будущем.



В последние недели народы мира продемонстрировали то, какое большое значение они придают легитимности, связанной с авторитетом Организации Объединенных Наций. Они ясно дали понять, что перед лицом неопределенности и опасности они хотят, чтобы сила была привязана к легитимности. Они хотят, чтобы их руководители собрались в Организации Объединенных Наций для решения проблем, стоящих перед всем человечеством.


Я буду делать все возможное для обеспечения того, чтобы Организация Объединенных Наций оказалась на высоте положения».


27 марта с.г. Совет Безопасности ООН завершил свое первое заседание после того, как 19 марта начались военные действия в Ираке. Подавляющее большинство выступавших на заседании Совета призвали сделать все возможное для улучшения гуманитарного положения гражданского населения, отметив, что проявившаяся неспособность членов Совета выработать единый план действий сегодня ложится на их плечи тяжелым бременем.


Заседание Совета было созвано по просьбе Лиги арабских государств и Движения неприсоединения и продолжалось в течение двух дней. Свое мнение по рассматриваемому вопросу в ходе двухдневного обсуждения высказали представители порядка 70 стран, не являющихся членами Совета Безопасности.


Большинство ораторов призвали к прекращению того, что они охарактеризовали как незаконную агрессию, и потребовали немедленного вывода оккупационных сил. Выражая сожаление в связи с неудачными попытками дипломатическим путем решить вопрос разоружения Ирака, многие участники дискуссии заявили, что военные действия в отношении этой страны являются нарушением Устава ООН. Они также подчеркнули, что им непонятно, как Совет Безопасности может хранить молчание, когда два его постоянных члена проявляют агрессию в отношении государства-члена ООН.

В то же время некоторые страны-члены ООН, не входящие в Совет Безопасности, отметили, что Ирак не воспользовался возможностью мирным путем освободиться от оружия массового уничтожения, и ведущиеся в настоящее время военные действия являются последним средством, которое применено в связи с невыполнением этой страной резолюций Совета Безопасности.



Сергей Лавров, Постоянный представитель Российской Федерации, выступающей против применения силы, заявил, что военные действия против Ирака являются нарушением международного права. Россия выразила серьезную озабоченность в связи с гуманитарной ситуацией в Ираке и поддержала усилия Генерального секретаря ООН Кофи Аннана по мобилизации добровольных пожертвований, необходимых для обеспечения потребностей населения страны, отметил С. Лавров.


29 апреля с.г. Генеральный секретарь Кофи Аннан, отвечая на вопросы журналистов в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, подчеркнул, насколько важно, чтобы всемирная Организация играла значительную роль в мерах, предпринимаемых коалиционными силами и самими иракцами по формированию переходного правительства страны. Он надеется, что ООН сыграет “эффективную роль” в процессе становления нового правительства Ирака.


Кофи Аннан сказал, что в “не столь отдаленном будущем” роль ООН прояснится и что он будет встречаться с Советом Безопасности по этому вопросу. Он добавил: “Мы рассчитываем иметь более четкое представление о роли ООН, а также надеемся получить дополнительную информацию о процессе и организации встречи (в Багдаде), но это, конечно же, не означает, что в будущем, как только мы закончим дискуссии, мы не сможем найти способа сотрудничать с другими”.


V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ



На протяжении десятилетий государства признавали уникальные преимущества миротворческих операций Организации Объединенных Наций как средства разрешения конфликтов. Благодаря своей универсальности они исключительно подходят для самых разных ситуаций, обеспечивая законность действий, поскольку они предпринимаются от имени Всемирной организации, а не исходя из национальных или региональных интересов. Миротворческая миссия ни в коем случае не должна быть использована в интересах одной из сторон конфликта. Самым сильным оружием миротворцев является их беспристрастность.

Следует отметить, что международные основы жизнедеятельности войск ООН не смогли бы так прочно укорениться в самой Организации Объединенных Наций, если бы их движущими силами не были бы государственно-правовые и общественно-политические институты в лице парламентов, правительств и руководителей стран, крупнейших национальных и субрегиональных организаций, выступающих против насилия и угрозы войны.



Миротворческие операции Организации Объединенных Наций могут также помочь привлечь внимание мирового сообщества к тем или иным конфликтам, способствовать координации и разделению бремени между сторонами, добивающимися установления мира и находящимися вне зоны конфликта.


Миротворческие силы ООН не могут установить мир там, где его не существует. В то же время, если стороны конфликта исполнены решимости урегулировать свои разногласия мирным путем, миротворческая операция ООН может выступить в роли катализатора мирного процесса и предоставить участникам конфликта возможность более трезво взглянуть на происходящее путем формирования более стабильного и безопасного климата, в условиях которого были бы возможны поиск и реализация долговременных политических решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:





  1. «Деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира». – М.: «Права человека», 1997 г.

  2. «Операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира». – М.: Информцентр ООН в Москве, 1997 г.

  3. «Повестка дня для мира. 1995 год». Второе издание. – Нью-Йорк, 1995 г.

  4. «Доклад Генерального секретаря о резервных соглашениях, касающихся операций по поддержанию мира». – Нью-Йорк, 1995 г.

  5. «Доклад Группы по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира». –Нью-Йорк, 2000 г.

  6. «Организация Объединенных Наций. Основные факты». – М.: Издательство «Весь Мир», 2000 г.

  7. «На службе мира. 1973 – 2000 гг.». Издание второе, дополненное – М.: , составитель – к.и.н. Гергель В.В., 2000 г.

  8. «Военно-гражданские отношения в операциях невоенного типа». Е.А. Степанова. – М.: «Права человека», 2001 г.

  9. «Миротворческие операции: концепции и практика». – Московский общественно-научный фонд. Центр политических и международных исследований. – М., 2000 г.
  10. “The Blue Helmets” (A Review of United Nations Peace-keeping). Third edition. – New York, 1996.

  11. “UN Peace-Keeping. 50 Years. 1948 – 1998”. – New York, DPI, 1998.