shkolakz.ru 1
Конспект интегрированного урока



Тема: Действия света.

Цель урока: углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся о световых квантах и действиях света на основе знаний учащихся, полученных на уроках физики, химии и биологии; продолжать развитие межпредметных связей; развивать мыслительную деятельность, навыки и умения: обобщать, составлять схемы, формулировать выводы по изученному материалу, применять изученные формулы и законы при решении задач, выполнять практические работы; способствовать расширению кругозора и мировоззрения учащихся; учить познавать закономерности в окружающей нас среде; воспитывать любознательность, составлять и использовать презентации.

Технические и программные средства обучения: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, презентации учащихся.

Оборудование: демонстрации по фотосинтезу, фотографии, опыты с фотобумагой.


Ход урока:


  1. Мотивационный этап


Учитель физики. Свет в жизни человека играет огромную роль. Давайте на несколько секунд закроем глаза представим себе "жизнь во тьме". Посмотрите, как мрачно выглядит наша планета без света и совсем иные чувства вызывает восход Солнца - главного источника света на Земле. Эпиграфом к теме нашего урока "Действия света" мы взяли слова Пифагора "Сведение множества к единому - в этом первооснова красоты".

С давних времён на нашей планете

Много легенд слагалось о свете,

Много тогда было в нём неподвластного,

Но свет всех манил загадкой прекрасною.

Вот первый вопрос: что ж такое свет?

Много учёных искали ответ,

Много открытий они совершили,

Давайте посмотрим, что они нам открыли?

Учитель физики. Что ж такое свет?

Ученики. С точки зрения квантовой физики свет - поток квантов или фотонов.

Учитель физики. А что такое фотон?


Ученик. Фотон - материальная, электрически нейтральная частица. Энергия фотона

E= hv,

где h = 6,63*10'3* Дж·с - постоянная Планка.

Учитель физики. Какие гипотезы были высказаны о свете?

Ученик. В 1900 году Макс Планк высказал гипотезу: атомы излучают электромагнитную энергию отдельными порциями - квантами. А. Эйнштейн, развив идею Планка, показал, что излучённая порция энергии сохраняет свою индивидуальность и поглощается веществом только целиком. Порция света оказалась неожиданно очень похожей на то, что принято называть частицей. Свойства света, обнаруживаемые при излучении и поглощении, называют корпускулярными. Учитель физики. Какие свойства присущи фотону?

Ученики.

1) Является частицей электромагнитного поля;

2) Движется со скоростью света;

3) Существует только в движении;

4) Остановить фотон нельзя: он либо движется со скоростью света, либо не существует;

5) Масса покоя фотона равна 0;

Учитель физики. Какие физические величины характеризуют фотон?

Ученики. Фотон, как любая частица, характеризуется массой, импульсом и энергией.

Учитель физики. Запишите в опорных конспектах формулы для определения массы, импульса и энергии фотона (3 минуты). Решите тесты, которые даны в ваших персональных компьютерах (5 минут).

(Оценивание работ и проверка правильности выполнения осуществляется с помощью мультимедийного проектора).

Учитель физики. Под действием света могут происходить различные процессы, которые изучает фотохимия.

Учитель химии. Что такое фотохимия?

Ученик. Фотохимия - отрасль химии, занимающаяся изучением взаимодействий света с веществами. Эти взаимодействия могут сопровождаться химическими превращениями вещества, иногда с испусканием света. В результате фотохимических процессов изменяется состав планеты. Особенно это касается атмосферы Земли.


Учитель химии.

I. Чем представлена атмосфера Земли?

П. Как образуется озон?

III. Каково значение озона?

(Учащиеся с помощью подготовленных ими презентаций отвечают на поставленные вопросы и записывают в опорные конспекты химические реакции по образованию озона).

Учитель химии.

1) Почему осенью листья деревьев становятся жёлтыми?

2) Объясните, почему листья цветка, закрытого чёрной бумагой, пожелтели и стали тонкими? (Учитель демонстрирует эксперимент с зелёным растением). Учащиеся объясняют причины пожелтения и находят в учебнике биологии определение фотосинтеза.

Учитель химии.

1. С именем какого учёного связан процесс фотосинтеза?

2. Как происходит световая стадия фотосинтеза?

3. Запишите уравнения реакции фотосинтеза?

(Учащиеся с помощью подготовленных ими презентаций отвечают на поставленные вопросы и решают задачи в опорных конспектах).

Учитель физики вызывает к доске ученика для решения задачи по фотосинтезу:

Задача. Фотосинтез в зелёных листьях растений интенсивно происходит при поглощении красного света длиной волны 0,68 мкм. Вычислите энергию, массу и импульс соответствующих фотонов.

Учитель физики. Поглощение кванта света веществом может вызвать различные химические превращения. Какие?

Ученики.

1) Диссоциация;

2) Изомеризация;

3) Радикальные замещения;

4) Гибридизация.

(Учащиеся с помощью подготовленных ими презентаций рассказывают и записывают различные химические реакции на доске, а на местах учащиеся выполняют задание в опорных конспектах).

Учитель физики. В основе фотографии также лежат фотохимические реакции. Какие 2 закона А. Эйнштейна лежат в основе фотографии?

Ученики.

I. Каждый поглощённый веществом фотон вызывает превращение одной молекулы;


II. Молекула вступает в фотохимическую реакцию под действием фотона лишь в том случае, когда энергия фотона не меньше определённого значения, необходимого для разрыва молекулярных связей.

Ученики по подготовленной презентации и опытам с фотобумагой рассказывают об истории и значении фотографии.

Учитель физики. Какие выводы можно сделать о действиях света?

Ученики.

1. Законы природы едины и они применяются для объяснения физических, химических и биологических явлений.

2. На этом уроке мы обобщили и расширили свои знания о действиях света.

3. Свет необходим живой природе, т.к. служит для неё источником энергии.

4. Свет - источник жизни.

Учитель физики. Таким образом, на этом уроке мы выяснили, что под действием света происходят все жизненно важные процессы на Земле.


Мир так прекрасен, прекрасна планета

И тут не обошлось без помощи света.

Ведь радугу, листья, деревья, цветы,

Всё, что в прекрасных тонах видим мы,

Всё, что для глаза красивым бывает,

Всё это свет для нас открывает.

Учителя оценивают работу учащихся на уроке и обращают их внимание на домашнее задание в опорных конспектах.