shkolakz.ru 1
Российский вариант американского колледжа



Ирина Чечель, кандидат педагогических наук


Понемногу, но все же расцветает новыми красками некогда однообразная нива отечественного образования. В поисках новаций мы все чаще и чаще обращаемся к некогда недоступному (не для познания, а для конкретного воплощения) зарубежному опыту. Разумеется, далеко не все, пришедшее "из-за бугра", приживается на нашей почве, но все же есть и немало ценного, перспективного. Сегодня мы хотим познакомить читателей с моделью американского регионального колледжа и вместе с ними поразмышлять о возможности его российского (а также украинского, белорусского, казахстанского и т.д.) варианта. Безусловно, что лежащая в основе подобного учебного заведения идея донесения образовательных услуг до максимального числа людей, буквально до каждого дома, быстрого реагирования на потребности как всего общества, так и конкретного региона, чрезвычайно актуальна и для нас.

Итак, что же представляет из себя американский региональный колледж?

ПО ПРИНЦИПУ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ


Подобные учреждения (их называют общественными, зональными, коммунальными или региональными колледжами, мы же остановимся на последнем термине, так как он, на наш взгляд, более точно выражает специфику данного учебного заведения, появились в США в середине 60-х годов в результате совместных поисков педагогов, бизнесменов и общественности. От традиционных университетов и колледжей региональный отличается тем, что принимает в число студентов всех желающих, предлагая им широкий спектр программ обучения (сроком от 2-4 часов до 2 лет).

Обратимся к конкретному опыту колледжа Де-Мойн в штате Айова. Он создан в 1967 году, тогда в нем обучалось лишь 259 человек, а ныне это уже самый большой из 15 подобных заведений штата. Ежегодно через его аудитории (включая четыре основных филиала, отделения в 58 школах и деловых офисах) проходит около 80 тысяч студентов. Кроме того здесь обучается и взрослое население, к его услугам более 300 курсов: программы коммерческой деятельности, управления, общего образования, кулинарии, юриспруденции, ухода за детьми, здравоохранения, бытовой техники, сельского хозяйства, искусства, гуманитарных наук. Переподготовку и повышение квалификации ведут в колледже более 110 различных фирм. Более 750 учебных курсов по 125 программам обучения дают возможность готовить специалистов по 66 специальностям.


Региональный колледж в Де-Мой не гибко и своевременно реагирует на образовательные запросы и потребности региона. Предлагая качественные учебные программы и курсы, отвечающие способностям и личным целям учащихся всех возрастов и различных уровней образования, он помогает людям улучшить уровень своего благосостояния. Действуя по : принципу открытых дверей, колледж осуществляет подготовку и переподготовку студентов для их трудоустройства и продвижения по службе, формирует интересы, помогает определить склонности и способности, стимулирует личное, социальное и профессиональное развитие.

Как видим, региональный колледж интегрирует в себе разнообразные образовательные процессы, которые у нас выполняют и учреждения системы профтехобразования, и обычные И вечерние общеобразовательные школы, и средние специальные учебные заведения, учебно-производственные комбинаты, отраслевые институты повышения квалификации, вузы и самые различные учебные центры. То есть здесь собрано воедино все, что у нас разбросано по всяким ведомствам и влачит в большинстве случаев довольно убогое существование.

Вспомним о сложностях создания учебно-материальной базы и методической службы, о трудностях координации учебных программ, о вечной "проблеме дублирования содержания обучения в различных типах учебных заведений, и нам станет очевидно, что интеграция всех образовательных потребностей региона в едином центре выглядит весьма заманчиво. Кроме того, сулит несомненный экономический выигрыш только за счет сокращения дублирующих управленческих структур.

Создаваемый в районном центре, поселке городского типа, небольшом городе (речь идет уже не об американских, а типично нашенских условиях) региональный колледж берет на себя функции сразу нескольких типов учебных заведений, удовлетворяя потребности и тех подростков, которые хотят получить профессию в ПТУ или техникуме, и тех выпускников школы, что стремятся поступить в ВУЗ. Такой колледж, как показывает американский опыт, помогает молодежи посредством квалифицированных консультаций найти свое профессиональное "я", организует рабочие места или поиск путей трудоустройства на полный или неполный рабочий день в различных учреждениях и на предприятиях. Колледж может принять в свои аудитории и тех подростков, которые не достигнув 14-16 лет, не хотят или не могут учиться в школе, но желали бы получить профессию и работать, не строя пока дальнейших образовательных планов. Для них можно создать специальные разновозрастные группы.


Особую роль выполняет региональный колледж в решении такой социальной задачи, как переобучение взрослых, оказавшихся безработными. Американцы считают, что на протяжении жизни человек меняет в среднем десять профессий, каждая из которых требует новых знаний, умений, навыков и отношения, поэтому каждый вынужден постоянно учиться, чтобы быть профессионально компетентным. Программы регионального колледжа позволяют каждому вновь занять достойное место в обществе.

В любом случае региональный колледж удовлетворяет потребности в образовании, а не выполняет роль обязательного для какой-либо группы населения учебного учреждения. Применительно к российской действительности можно предположить, что с его помощью будут решаться следующие задачи:

1. Профессиональное обучение на начальном и среднем профессиональном уровне (получение первой профессии), с целью трудоустройства или получения практического опыта.

2. Переобучение и повышение квалификации взрослого населения с целью трудоустройства или продвижения по службе.

3. Обучение молодежи по двухгодичной программе для перехода в высшее учебное заведение (на 3 курс).

4. Оказание помощи взрослому населению в восполнении общеобразовательных или профессиональных пробелов.

5. Подготовка молодежи для поступления в высшие учебные заведения.

6. Проведение консультаций и диагностики в выборе профессиональной карьеры.

7. Обеспечение всего населения учебными программами, отвечающими их желаниям и потребностям в области приобретения знаний, умений и практического опыта в профессиональной деятельности, быте, отдыхе и т.п.


Для решения этих задач требуется нестандартный подход к вопросу организации такого учебного заведения, новый концептуальный взгляд на региональное послешкольное образование, его новая модель.

Конечно, создание регионального колледжа целесообразно осуществлять на основе единодушного желания как коллективов учебных заведений, так и высших управленческих структур при согласии тех органов управления, в ведении которых находятся эти учебные заведения. Еще раз заметим, что ценность такого учебного заведения в том, что оно интегрирует послешкольные образовательные услуги. Именно поэтому целесообразно их создание в небольших городах с ограниченным Количеством учебных заведений.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ


Постоянная необходимость производства высокообразованной рабочей силы, отвечающей потребностям бизнеса, промышленности и передовых технологий в значительной мере влияет на развитие системы послешкольного образования в США. Педагоги и социологи считают, что спрос на продолжение профессионального образования среди рабочих, ранее уже учившихся в колледже. будет расти и многие из них станут искать подходящие для них учебные программы. А более всего повышается спрос на профессии, требующие обучения в колледже, у взрослых, не получивших достаточно в свое время образования и потому вынужденных вернуться к дальнейшей учебе.

Тенденция роста числа подростков и молодежи, желающих получить профессию наметилась и у нас, о чем говорит значительное увеличение поступающих в систему профтехобразования. Очевидно скоро наступит момент, когда желание повысить свой образовательный уровень и квалификацию появится и у значительной части взрослого населения. И, наконец, конверсия, сокращение армии уже сейчас диктуют необходимость включения значительного количества взрослых в систему профессионального всеобуча. Какие же учебные курсы в этом плане мы можем предложить в региональном колледже?


Стратегический план организации обучения в региональном колледже создается в соответствии с потребностями региона его учредителями (в их число могут входить управленческие структуры, представители бизнеса, производственной и непроизводственной сферы, частные лица) и включает в себя насущные проблемы, которые необходимо решать, основные и промежуточные цели, пути и методы их достижения, а также конкретные действия, ресурсы, сроки.

На учебу, как мы уже отмечали, принимаются все желающие, однако это не исключает входного тестирования для выяснения общеобразовательной и профессиональной компетентности. Группы обучаемых дифференцируются именно по критериям подготовленности, а не возраста или социальной принадлежности. В случае явной неподготовленности учащегося возможна организация подготовительных курсов.

Если в настоящий момент на определенном курсе не окажется свободного места, то учащийся зачисляется в "группу ожидания" и будет приглашен к занятиям на следующий семecтр. Занятия в РК ведутся 2 (осенний и весенний) семестра, но программы построены по- циклической системе, т.е. нет первого и второго курсов. Сроки обучения определяются количеством потребных часов и могут занимать 1, 2, 3 или 4 семестра (или менее одного семестра).

Обучение по программам ВУЗа состоит из специальных, согласованных с высшим учебным заведением программ, состоящих из блоков. В США эти отдельные блоки программ называются "кредитами". Выпускники РК, получившие в течение двух лет определенное число кредитов, получают диплом "неполного бакалавра" в области определенной научной сферы.

Конкурентноспособность личности на рынке труда определяется базовыми умениями и навыками. Для выпускника РК они являются тем ключом, который открывает двери к хорошей работе и достижении лучшего уровня жизни. К базовым .умениям и навыкам относятся: умение учиться; грамотность, математика; искусство общения -умение слушать и говорить; способность к адаптации - творческое мышление и умение решать возникающие проблемы; управление собой: самооценка, постановка целей, планирование служебной карьеры и т.п.; умение работать в команде, совместимость; умение оказывать влияние на других - навыки лидера.


Все вышеперечисленное является фундаментом профессиональной компетенции, т.е. знаний, умений, навыков и установок, которыми учащийся овладевает как в теории, так и на практике, и продемонстрирует в конце обучения. Выделяют три типа профессиональной компетенции: познавательная - умение запоминать информацию и использовать свои умственные способности; психомоторная - умение проделать или продемонстрировать какую-либо работу; эмоциональная - сюда входит использование чувственных или эмоциональных аспектов в профессиональной деятельности.

Для обучения могут применяться самые различные методы: индивидуальное и групповое обучение, самостоятельные занятия, выполнение проектов и т.п.

В центре процесса обучения находится учащийся, работа с ним, а преподаватель строит свою деятельность как обучающую, а не преподающую. Учебный центр колледжа, формируя группы с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучаемых, не только направляет их на определенные курсы, но организует помощь людям, "выпавшим" в свое время по разным причинам из образовательной системы (здесь и индивидуальные программы и малые группы и т.п.)

Все программы обучения преподаватели заявляют в Учебный центр, где проводится их тщательная экспертиза на государственный или региональный стандарт, дидактическую обеспеченность, региональную востребованность и т.п. По каждой специальности или направлению профессиональной деятельности имеется свой общественный Совет (до 500 человек) из представителей отраслей. Совет собирается 3-4 раза в год. Его глава постоянно контактирует с профессиональной ассоциацией, которая выпускает ведомственную газету или бюллетень; там же происходит обмен информацией.


В региональном колледже Де-Мойна на создание нового курса выделяется не менее одного года, это минимальный срок от заявки курса до его внедрения. Генератором идеи могут быть отрасль, частная фирма, сам преподаватель. Строгий контроль проходят и все изменения в учебных программах.

Рассмотрим функциональные обязанности отдельных подструктур.

Вице-президент службы бизнеса занимается финансовой стороной деятельности колледжа, при этом в развитие направлений бизнеса подключаются студенческие кооперации.

Вице-президент службы развития изучает вопросы образования и развития регионального колледжа, внедрения новых программ, открытия новых филиалов, создания экспериментальных направлений деятельности.

Исполнительный директор по правовым вопросам осуществляет связь с федеральными агентствами, организует работу над федеральными программами. Его службы занимаются всеми правовыми аспектами жизни студентов, сотрудников и преподавателей.

Забота начальника отдела кадров - страхование, заработная плата; аттестация сотрудников, ну, и естественно, найм и увольнение работников. Причем, в колледже лишь одна треть преподавателей - постоянные сотрудники, а остальные - почасовики. На работу преподавателей принимает декан, который отвечает за процесс обучения и выполнение учебных программ. Заработная плата устанавливается путем переговоров. Наши американские коллеги считают, что быть преподавателем-почасовиком в колледже - весьма почетное дело.


Преподаватели повышают квалификацию в свое свободное время и свое обучение оплачивают сами, но в дальнейшем это обеспечивает им повышение заработной платы. Каждый преподаватель имеет право один раз в семь лет получить оплачиваемый годовой отпуск для работы над диссертационным исследованием.

Штатные преподаватели работают по контрактам, срок действия которых может быть различным (от 9 месяцев и более).

Раскроем направления деятельности некоторых отделов, которые входят в службы вице-президентов и могут быть использованы при разработке российской модели.

Отдел образования занимается следующими вопросами: характером программ обучения, назначением факультетов, самостоятельными занятиями. Здесь изучают материалы, вызывающие сомнения, приглашают независимых экспертов, проводят аккредитацию программ, составляют учебные планы.

Студенческий отдел контролирует права и обязанности учащиеся, находится на службе их интересов и включает подразделы: требования к поступающим в колледж; руководство и консультирование; тестирование; получение "кредитов" на экзаменах; уровень экзаменационных программ; прослушивание курсов в других колледжах и обслуживание "гостей"; вид на жительство при получении образования; "кредит для перевода в другой колледж; оплата обучения; посещение занятий; учет оценок студентов и их поведение; страхование студентов и др.

Отдел бизнеса ведет всю финансовую деятельность: система бухгалтерского учета, банковские услуги; годовой баланс; годовой бюджет; доходы и инвестирование фондов колледжа; продажа домов, построенных студентами; расходы на коммерческую деятельность; бюджетные расходы; покупки; продажа лишнего оборудования; учебная коммерческая деятельность и многие другие вопросы.

ФИНАНСИРОВАНИЕ КОЛЛЕДЖА


Бюджет колледжа публикуется в прессе, и на его обсуждение приглашаются все желающие. Ассоциация налогоплательщиков регулярно следит за его исполнением. . Финансирование деятельности колледжа осуществляется за счет следующих источников: плата за обучение - 18%; поддержка региона - 11%; поддержка штата - 24%; федеральная поддержка - 7%; поступление от продаж и обслуживания - 9%; другие поступления - 31%.

Планирование поступлений и расходование средств производится по фондам:

Фонд 1 - общий, текущий, через него финансируются организационные структуры колледжа, которые непосредственно относятся к управлению РК и выполнению программ обучения студентов.

Фонд 2 - общий целевой. Финансирование целевых программ по заказам отдельных фирм, предприятий, администрации штата.

Фонд 3 - вспомогательный, направлен на финансирование внеучебного обслуживания студентов, преподавателей и персонала РК (столовая, буфет, торговые автоматы,, ксерокопирование, типография и т.п.).


Фонд 4 - посреднический, используется для учета средств в операциях, где РК выступает как финансовый агент для других организаций.

Фонд 5 -стипендиальный, по нему проходят средства компенсации расходов за учебу студентов, которые полностью или частично освобождены от платы за обучение.

Фонд 6 - заемный (ссудный), выделяет средства для покрытия расходов на обучение тех студентов, которые вернут ссуду после получения работы.

Фонд 7 - основных средств. Предназначен для поддержки в работоспособности состояния зданий, сооружений, оборудования и т.п.; покупки земли для зданий колледжа; уплаты налогов на землю и собственность и т.п.

Существенный вклад в бюджет дают целевые программы подготовки и переподготовки рабочей силы для частных фирм, предприятий, организаций. На начало 1990 года колледж имел контракты на обучение со 110 фирмами штата Айова, подготовив на новые рабочие места более 9400 человек. в 1991-92 гг. объем финансирования по этой программе составил свыше 17 миллионов долларов. В дополнении к этому РК заключает отдельные контракты на переподготовку в области бизнеса в промышленности. По таким контрактам за год проходит более 9000 человек. Проекты финансируются фирмами, а для поиска клиентов введена должность консультанта по переподготовке. Были такие проекты: "Дженерал моторс" -техническая переподготовка по автомобилям и оборудованию персонала торговых центров фирмы" - 64,5 тысяч долларов; аналогичный проект с фирмой Форда - 57,2 тыс. долларов; проект "Подготовка водителей большегрузных автомобилей" - 500 тыс. долларов ; проект "Техника безопасности шахтеров" - 3 тыс. долларов и т.п. А проект "Экономическое развитие - консультации по переподготовке" включает заказы частных фирм на разработку программ и курсов по переподготовке, консультирование промышленности, бизнеса и правительственных учреждений. Финансируется программа частными фирмами и правительственными структурами; в 1991-92 гг. это составило свыше 2 миллионов долларов. Интересна программа "Переподготовка безработных", которая финансируется из средств штата - 497 тысяч долларов.


Думается, все эти направления финансирования приемлемы (с учетом, разумеется, наших возможностей) и для нашей модели РК.

КОЕ-ЧТО В ИТОГЕ


Итак, реально или нереально осуществить что-либо подобное у нас? Или это фантастика? Скажем, что эксперимент "Региональный колледж" уже проводится в творческом содружестве с американскими педагогами М.И. Махмутовым в Казани и МЛ. Тальяновым в Томске, где созданы аналогичные учебные заведения.

Третьей точкой на карте педагогических экспериментов является Ставрополье, там заокеанский опыт испытывается на нескольких площадках (координатор совместной программы Б.Г.Жогин), и вырисовывается пять совсем разных моделей. Познакомим (правда, лишь структурно) с одной из них. Перед нами - региональный педагогический колледж, интегрирующий по отраслевому принципу необходимое педагогическое образование для подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в крае.

Приведенная схема - это пока модель. Возьмете ли вы ее за основу, либо пойдете другим путем - зависит от особенностей вашего края, района, области, от социального направления развития региона, от творчества Педагогов, их взаимопонимания и взаимодействия с представителями про-изводства, бйзнеса, экономики и образования. Важно только перейти от пассивно созерцательной позиции при предложении образовательных услуг к активной, действенной. Обществу нужны образованные люди, государству - профессионально компетентные люди, работники. Из этого и будем исходить в наших поисках и экспериментах.


© Журнал «Директор школы», №1, 1993