shkolakz.ru 1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ


Документ СМК 3 уровня

УМКД



УМКД 042-18-25.1.36/01-2013


УМКД

Программа дисциплины «Экология и устойчивое развитие»

для преподавателя

Редакция № 1

от 18.09.2013 г.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«ЭКОЛОГИЯ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ»

для всех специальностей университета


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


Семей

2014








Предисловие


1 РАЗРАБОТАНО


Составитель __________30.08.2013 года И.Я. Григорьева, канд. техн. наук, доцент кафедры «Экология и защита окружающей среды»


2 ОБСУЖДЕНО

2.1 На заседании кафедры «Экология и защита окружающей среды»

Протокол от 04.09.2013 года, № 1


Заведующий кафедрой, доцент Е.Н. Артамонова


2.2 На заседании учебно-методического бюро Аграрного факультета

Протокол от 09.09.2013 года, № 1


Председатель УМБ АФ, и.о. доцента А.В. Тлеубаева


3 УТВЕРЖДЕНО

Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании Учебно-Методического

Совета университета

Протокол от 18.09.2013 года, № 1


Председатель УМС,

проректор по УМР, профессор Г.К. Искакова


4 ВВЕДЕНО ВПЕРВЫЕ


Содержание


1 Область применения 4

2 Нормативные ссылки 4

3 Общие положения 4

4 Содержание учебной дисциплины 6

5 Перечень тем для самостоятельной работы студентов 9

6 Учебно-методическая карта по дисциплине 10

7 Карта обеспеченности учебно-методической литературой 13

8 Литература 14


1 Область применения



Программа дисциплины для преподавателя, входящая в состав учебно-методического комплекса, по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» предназначена для студентов всех специальностей университета.

2 Нормативные ссылки



Настоящая программа дисциплины для преподавателя устанавливает порядок организации учебного процесса по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих документов:

-Государственный общеобязательный стандарт высшего образования. Утверждён постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года, № 1080;

-Типовые учебные планы специальностей университета;

-Типовая программа дисциплины «Экология и устойчивое развитие»;

-СТУ 042-ГУ-4-2014 Стандарт университета «Общие требования к разработке и оформлению учебно-методических комплексов дисциплин»;

-ДП 042-1.01-2014 Документированная процедура «Структура и содержание учебно-методических комплексов дисциплин».

3 Общие положения



3.1 Краткое содержание дисциплины:

Программа курса « Экология и устойчивое развитие» для студентов высших учебных заведений ставит своей задачей изучение вопросов экологии; охраны окружающей среды, с целью раскрытия и познания всего многообразия, взаимосвязей между растениями, животными и их средой обитания.

Современная экология является одной из фундаментальных наук, которая тесно связана с биологическими, с географическими, с техническими и социальными науками.

Экология- это наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязей между организмами и средой, в которой они обитают. Древо современной экологии очень разветвлено, но можно выделить ее составляющие: общая экология, экологические учения, частная и прикладная экология: охрана окружающей среды и мониторинг.

При изучении дисциплины особое внимание уделяется изучению вопросов экологии, охраны окружающей среды, с целью раскрытия и познания всего многообразия, взаимосвязей между растениями, животными и их средой обитания.

Изучение дисциплины способствует формированию у студентов логического мышления, дает представления об общих закономерностях взаимодействия живых организмов со средой обитания, о проблемах, связанных с антропогенным воздействием на окружающую среду, рассмотрению конкретных задач и приоритетов природоохранной деятельности, осознание единства человека и природы.

Дисциплина включает следующие виды занятий: лекции и СРСП. Лекции имеют целью дать систематизированные основы научных знании основных закономерностей взаимодействия компонентов биосферы и последствий вмешательства хозяйственной деятельности человека.

СРСП самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя, которые проводятся с целью овладения методами определения ущерба, нанесенного в результате хозяйственной деятельности человека и общества окружающей среде, уметь организовать природоохранные мероприятия от загрязнения.


3.2 Цель изучения дисциплины: сформировать целостное представление об основных закономерностях устойчивого развития природы и общества.

3.3 Основная задача изучения дисциплины: изучить основные закономерности функционирования живых организмов, экосистем различного уровня организации, биосферы в целом и их устойчивости;


  • сформировать знания об основных закономерностях взаимодействия компонентов биосферы и экологических последствиях хозяйственной деятельности человека, особенно в условиях интенсификации природопользования;

  • сформировать современные представления о концепциях, стратегиях и практических задачах устойчивого развития в различных странах и Республике Казахстан;

  • сформировать у студентов широкий комплексный, объективный и творческий подход к обсуждению наиболее острых и сложных проблем экологии, охраны окружающей среды и устойчивого развития.



3.4 Результаты обучения:

В результате изучения курса студент должен:

Знать:

  • основные закономерности, определяющие взаимодействия живых организмов со средой обитания;

  • распространение и динамику численности организмов, структуру сообществ и их динамику;

  • закономерности потока энергии через живые системы и круговорота веществ, функционирования экологических систем и биосферы в целом;

  • основные принципы охраны природы и рационального природопользования;

  • социально-экологические последствия антропогенной деятельности;

  • концепцию, стратегии, проблемы устойчивого развития и практические подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Владеть:

  • знаниями о закономерностях развития биосферы и условий сохранения её устойчивости, а также реализации идей устойчивого развития в разных странах, в том числе и в Республике Казахстан.

Усвоить:

  • основные задачи и принципы обеспечения экологической безопасности.

Уметь:

  • выявлять и анализировать естественные и антропогенные экологические процессы и возможные пути их регулирования;

  • разбираться в современных концепциях и стратегиях устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей с целью сохранения стабильности биосферы и развития социума без катастрофических кризисов;


  • использовать полученные знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для сохранения устойчивого развития.

Понимать:

  • роль и значение социально-экономических факторов и компонентов биосферы.

Иметь представление:

  • о региональных и глобальных экологических проблемах;

  • о значимости экологических знаний для каждого гражданина государства.

Приобрести практические навыки:

  • анализа экологических процессов, постановки конкретных задач и приоритетов устойчивого развития природы и общества и использования полученных знаний для решения экологических задач.

Быть компетентным:

  • в вопросах законодательной и нормативно-правовой базы в области экологической безопасности;

  • в вопросах применения промышленных способов и технических средств защиты окружающей среды от воздействия промышленного загрязнения.



3.5 Пререквизиты курса - нет




3.6 Постреквизиты курса


3.6.1 Специальные дисциплины специальности


3.7 Выписка из рабочего учебного плана представлена в таблице 1.


Таблица 1 - Выписка из рабочего учебного плана


Курс

Семестр


Кредиты

ЛК,

час.

СПЗ,

час.

ЛЗ,

час.

СРСП,

час.

СРС,

час.

Всего,

час.

Форма итогового контроля

1

1,2

2

15

15




15

45

90

Экзамен

(тест)


4 Содержание учебной дисциплины (модуля)



Таблица 2 Содержание дисциплины. Распределение часов по видам занятий

Наименование тем и их содержание


Количество часов

1

2

4.1 Модуль 1-Общая экология


18

4.1.1 Перечень тем лекционного курса

9

Блок 1

Экология и ее роль в реализации концепции устойчивого развития.

1

Блок 2

Экология особи – аутэкология: Организм и среда

1

Блок 3

Экология особи – аутэкология. Реакция организмов на экологические факторы. Законы экологии.


1


Блок 4

Экология популяций – демэкология. Статические характеристики популяции.

1


Блок 5

Экология популяций – демэкология. Динамические характеристики популяции.

1

Блок 6

Экология сообществ – синэкология

Основные понятия и формы связей в экосистемах

1


Блок 7

Экология сообществ – синэкология

Поток энергии и структурная организация в экосистемах.

1

РК 1 Комплексное тестирование (или рубежный контроль)




Блок 8

Биосфера и её устойчивость.

Концепции устойчивости биосферы

1

Блок 9

Биосфера и её устойчивость.

Биосфера, её закономерности и современные проблемы.

1


4.1.2 Перечень тем практических занятий

9

Блок 1

Оценка суммарных воздействий экологических факторов на окружающую среду


1

Блок 2

Определение массы выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами


1

Блок 3

Расчет количества выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива

1

Блок 4,5

Расчёт нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) промышленными источниками

2

Блок 6

Расчёт ожидаемой концентрации загрязнителей в приземном слое атмосферы

1

Блок 7

РК 1. Комплексное тестирование (или рубежный контроль)


1

Блок 8

Расчет размеров санитарно-защитной зоны для промышленных предприятий

1

Блок 9

Методы и способы очистки пылегазообразных выбросов

1







4.2 Модуль 2 -Устойчивое развитие


12

4.2.1 Перечень тем лекционного курса


6

Блок 1

Концепция устойчивого развития

1


Блок 2

Природные ресурсы и их рациональное природопользование как один из аспектов устойчивого развития

1

Блок 3

Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере


1

Блок 4

Социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие

1

Блок 5

Охрана природы и устойчивое развитие

1

Блок 6

Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан

1

4.2.2 Перечень тем практических занятий


6

Блок 1

Расчёт эколого-экономического ущерба, наносимого окружающей среде загрязнением атмосферы.

1

Блок 2

Расчет нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водоем.

1

Блок 3

Контроль за соблюдением нормативов предельно допустимого сброса на предприятии.


1

Блок 4

Методы и способы очистки сточных вод

1

Блок 5

Расчёт эколого-экономического ущерба, наносимого окружающей среде загрязнением гидросферы.


1

Блок 6

РК 2 Комплексное тестирование (или рубежный контроль)


1

Итого:


30









5 Перечень тем для самостоятельной работы студентов


5.1 Краткая история формирования и развития экологических знаний.

Взаимосвязь экологии с другими науками. Роль экологии в решении практических задач.

5.2 Строение почвенного профиля. Специфические особенности действия антропогенного фактора на строение почвенного профиля.

5.3 Классификация живых организмов. Метаболические процессы в живых организмах..

5.4 Факторы, изменяющие генетическую структуру популяции.

5.5 Регуляция численности популяции (гомеостаз популяции, факторы, зависимые и независимые от плотности популяции).

5.6 Межвидовая конкуренция в сообществе. Принцип Гаузе. Экологическая ниша. Поток энергии в экосистеме.

5.7 Целостность и устойчивость экосистем, механизмы устойчивости.

Критерии и основные показатели устойчивости природных экосистем.

5.8 Место человека в экологической системе

(Факторы риска и их классификация. Влияние факторов- генетических, состояния ОС, образа жизни на здоровье человека. Доминирующие факторы риска и их проявление в современном обществе).

5.9 Рост производства и нагрузки на окружающую среду.

5.10 Деятельность международных организаций по научной разработке теории устойчивого развития.

5.11 Экологически чистые источники энергии как компоненты устойчивого развития экосистем и общества.

5.12 Дифференциация антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации на различных ступенях ее развития.

История взаимодействия природы и общества: основные этапы (биогенный, аграрный, промышленный, информационный), особенности и уроки.

5.13 Ресурсный кризис, причины и последствия, пути решения.


Изменение генофонда, возрастание общей агрессивности среды, новые виды воздействий на живые организмы.

Войны и терроризм: экологические последствия. Военно-промышленный комплекс и среда обитания.

5.14 Роль экологического образования и просвещения в обеспечении устойчивого развития человечества.

5.15 Методы и критерии оценки состояния окружающей среды. Экологический мониторинг, принципы его организации. Химический, физический и биологический мониторинг.

Экологическое образование и воспитание населения в РК..


6 Учебно-методическая карта по дисциплине


Таблица 3 Учебно-методическая карта по дисциплине

Тема

Наглядные пособия,

ТСО, плакаты, лаборатор

ный стенд

Вопросы самостоятельного изучения


Форма контроля


Лекционного занятия


Практического

(семинарского)

занятия

1

2

3

4

5

Модуль 1Общая экология


Блок 1 Экология и ее роль в реализации концепции устойчивого развития.



Блок 1 Оценка суммарных воздействий экологических факторов на окружающую среду

Доска,


плакаты


1 Краткая история формирования и развития экологических знаний.



Реферат

Дискус

сия

Блок 2 Экология особи – аутэкология: Организм и среда


Блок 2 Определение массы выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух.


Доска, презентация,

плакаты

Строение почвенного профиля.

Специфические особенности действия антропогенного фактора.

Тест,

эссе

Блок 3 Экология особи – аутэкология. Реакция организмов на экологические факторы. Законы экологии.

Блок 3 Расчет количества выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива

Доска, презентация,

плакаты


Классификация живых организмов. Метаболические процессы, протекающие в живых организмах.

Жизненные формы растений и животных.



Реферат,

тест

Блок 4 Экология популяций – демэкология. Статические характеристики популяции.

Блок 4 Расчёт нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) промышленных источников.

Доска,

плакаты

Факторы, изменяющие генетическую структуру популяции.

Реферат, тест

Блок 5 Экология популяций – демэкология. Динамические характеристики популяции.

Блок 5 Расчёт нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) промышленных источников.


Доска, презентация,

плакаты

Регуляция численности популяции:

гомеостаз популяции, факторы, зависимые и независимые от плотности популяции.


Реферат, тест

Блок 6 Экология сообществ – синэкология

Основные понятия и формы связей в экосистемах


Блок 6 Расчёт максимального значения приземной концентрации газовоздушной смеси из одиночного источника.


Доска, презентация,

плакаты

1 Межвидовая конкуренция в сообществе.

Принцип Гаузе. Экологическая ниша.

2 Поток энергии в экосистеме.


Реферат, тест

Блок 7 Экология сообществ – синэкология

Поток энергии и структурная организация в экосистемах

Блок 7

Комплексное тестирование (или рубежный контроль)

Доска, презентация,

плакаты

Целостность и устойчивость экосистем, механизмы устойчивости.

Критерии и основные показатели устойчивости природных экосистем.


Реферат, тест

РК 1 (рубежный контроль)

Блок 8 Биосфера и её устойчивость.

Концепции устойчивости биосферы


Блок 8 Расчет размеров санитарно-защитной зоны для промышленных предприятий


Доска, презентация,

плакаты


Место человека в экологической системе: а) Факторы риска и их классификация.

б) Влияние факторов на здоровье человека - генетических,

состояния ОС,

образа жизни.

в) Доминирующие факторы риска и их проявление в современном обществе.

Презентация,

тест

Блок 9 Биосфера и её устойчивость.

Биосфера, её закономерности и современные проблемы.


Блок 9 Методы и способы очистки газообразных выбросов промышленных предприятий.


Доска, презентация,

плакаты

Рост производства и нагрузки на окружающую среду.


Презентация,

тест

Модуль 2 Устойчивое развитие


Блок 1 Концепция устойчивого развития.

Блок 1 Расчёт эколого-экономического ущерба, наносимого окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха.



Доска, презентация,

плакаты

Деятельность международных организаций по научной разработке теории устойчивого развития


Реферат, тест

Блок 2 Природные ресурсы и их рациональное природопользование как один из аспектов устойчивого развития



Блок 2 Расчет нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водоем.

Доска,

плакаты

Экологически чистые источники энергии как компоненты устойчивого развития экосистем и общества.


Реферат, тест

Блок 3 Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере


Блок 3 Контроль над соблюдением нормативов предельно допустимого сброса на предприятии.

Доска,

плакаты

1 Дифференциация антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации на различных ступенях ее развития.

2 История взаимодействия природы и общества: основные этапы (биогенный, аграрный, промышленный, информационный), особенности и уроки.


Реферат, тест

Блок 4 Социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие


Блок 4 Методы и способы очистки сточных вод на промышленных предприятиях


таблица

1 Ресурсный кризис, причины и последствия, пути решения

2 Изменение генофонда, возрастание общей агрессивности среды, новые виды воздействий на живые организмы.

3 Войны и терроризм: экологические последствия. Военно-промышленный комплекс и среда обитания.



Реферат

Блок 5 Охрана природы и устойчивое развитие


Блок 5 Расчёт эколого-экономического ущерба, наносимого окружающей среде загрязнением гидросферы.



Таблицы, графики

Роль экологического образования и просвещения в обеспечении устойчивого развития человечества.




устно, тест

Блок 6 Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан


Блок 6 Комплексное тестирование (или рубежный контроль)


Таблицы, графики

Методы и критерии оценки состояния окружающей среды. Экологический мониторинг, принципы его организации. Химический, физический и биологический мониторинг.

Экологическое образование и воспитание населения в РК.




Устно, тест


7 Карта обеспеченности учебно-методической литературой


Таблица 4- Карта обеспеченности учебно-методической литературой

именование учебников, учебно-методических пособий


Количество

экземпляров


Количество

студентов


Процент

обеспечения


1

2

3

4

1 Коробкин, В.И. Экология: учеб. для вузов / В.И. Коробкин; В.Передельский, Приходченко О.Е. М.: "Кнорус", 2009. - 345 с.

Электрон

ный учебник

50

100

2 Коробкин, В.И. Экология в вопросах и ответах: учеб. Пособие для вузов / В.И. Коробкин; В.Передельский. - 5-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 384 с.

10

Электронная версия

50

20

3 Григорьева И.Я. Учебно-методические материалы. УМКД- часть 3, Семей, 2012, 157с.


Электронная версия

50

100

4 Григорьева И.Я. Пособие для самостоятельного изучения курса «Экология»,- Семей, 2008, 161с.

Электронная версия

50

100

5 Григорьева И.Я. Практикум к решению задач по экологии и устойчивому развитию. Учебное пособие, - Семей, 2012, 96с

Электронная версия

50

100

6 Данилов-Данельян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие: учеб. пособие / В.И. Данилов-Данельян; К.С. Лосев.- М.: Прогресс - Традиция, 2000.- 416с.

10

50

20

7 Джубатырова, С.С. Эколого- экономическая характеристика Республики Казахстан [Эл.ресурс]: электр. учеб. пособие / С.С. Джубатырова, А.С. Костарев; ЗКГУ.- Уральск, 2010.- 1 эл.диск.- (WKSULibrary).

Электронная версия

50

100

8 Дрейзер, О.К. Экология и устойчивое развитие: учеб.пособие / О.К. Дрейзер; В.А.Лось.- М.: УРАО, 1997.- 224с.

2

50




9 Коробкин, В.И. Экология: учеб. для вузов / В.И. Коробкин; В.Передельский. 13-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 602 с.

50

Электронная версия

50


100

10 Акимова Т.А. Экология. Природа - Человек - Техника: учебник / Т.А. Акимова; А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.- 343с.










11 Марфенин Н.Н. Концепция «устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитический ежегодник) // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С. А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2002.

Электронная версия

50

100

12 Никаноров, А.М. Экология/ А.М. Никаноров, Т.А. Хоружая.- М.: Приор, 2000.- 303с.

30

50

60

13 Панин М.С. Загрязнение окружающей среды . – Семей,.2011.-548с.

30

50

60

14 Степановских А.С.Охрана окружающей среды. Учебник для вузов, - ЮНИТИ-Дана, 2000, -596с,

10

Электронная версия

50

100

15 Чернова, Н.М. Общая Экология: Учеб. пособие / Н.М. Чернова, А.М. Былова.- изд-во Дрофа,2004.-416с

20

Электронная версия

50

100

16 Хоружая, Т.А. Оценка экологической опасности: [учеб. пособие] / Т.А. Хоружая.- М.: Книга сервис, 2002.- 203с.

10


50

20















8 Литература



8.1 Основная литература

8.1.1 Коробкин, В.И. Экология: учеб. для вузов / В.И. Коробкин; В.Передельский, Приходченко О.Е. М.: "Кнорус", 2009. - 345 с.

8.1.2 Данилов-Данельян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие:

учеб. пособие / В.И. Данилов-Данельян; К.С. Лосев.- М.: Прогресс - Традиция, 2000.- 416с.

8.1.3 Акимова, Т.А. Экология. Природа - Человек - Техника: учебник / Т.А. Акимова;

А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.- 343с.

8.1.4 Чернова, Н.М. Общая Экология: Учеб. пособие / Н.М. Чернова, А.М. Былова.-

изд-во Дрофа,2004.-416с

8.1.5 Коробкин, В.И. Экология в вопросах и ответах: учеб. Пособие для вузов / В.И. Коробкин; В.Передельский. - 5-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 384 с.

8.1.6 Григорьева И.Я. Учебно-методические материалы. УМКД- часть-3.- Семей, 2012, 157с.

8.1.7 Коробкин, В.И. Экология: учеб. для вузов / В.И. Коробкин; В.Передельский.

13-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 602 с.

8.1.8 Григорьева И.Я. Практикум «Экология и устойчивое развитие» для студентов не биологических специальностей.- Семей, 2008, 96с

8.1.9 Панин М.С. Загрязнение окружающей среды. Семей .2011, 548с.

8.1.10 Марфенин Н.Н. Концепция «устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитический ежегодник) // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С. А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2002.

8.2 Дополнительная литература

8.2.1 Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии Алматы,


Қазақ университеті», 2007, 246с.

8.2.2 Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті»,

2006, 204с.

8.2.3 Хоружая, Т.А. Оценка экологической опасности: [учеб. пособие]

/ Т.А. Хоружая.- М.: Книга сервис, 2002.- 203

8.2.4 Дрейзер, О.К. Экология и устойчивое развитие: учеб.пособие / О.К. Дрейзер;

В.А.Лось.- М.: УРАО, 1997.- 224с.

8.2.5 Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М., «ФАИР-ПРЕСС»,2003.

8.2.6 Степановских А.С.Охрана окружающей среды. Учебник для вузов, - ЮНИТИ-

Дана, 2000, -596с,

8.2.7 Скрипникова Л.В. Промышленная экология.- Семипалатинск.,2007.

8.2.8 Степановских, А.С.Биологическая экология. Теория и практика: учеб. для вузов / А.С. Степановских.- М.: ЮНИТИ, 2009.- 791 с.

8.2.9 Родионов, А.И. Техника защиты окружающей среды: учебник для эколог. спец. / А.И. Родионов, В.Н. Клушин, Н.С. Торочешников.- 2-е изд., перераб. и доп.- М: Химия, 1989.- 512с.

8.2.10 Техника и технология защиты воздушной среды: учеб. пособие для техн. спец. / Юшин В.В, Лапин В.Л., Попов В.М. [и др.].- М.: Высш. шк., 2005.- 391с.

8.2.11 Экология и охрана окружающей среды при химическом загрязнении: учеб. пособие для хим.- технологических специальностей / Л.К. Садовникова, Д, С. Орлов, И.Н. Лозановская.- 3-изд., перераб.- М.: Высш. школа, 2006.- 334с.

8.2.12 Концепция экологического образования Республики Казахстан. Астана, 2002.

8.2.13 Концепция экологической безопасности Республики Казахстан. Астана, 2002.

8.2.14 Доклад конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, 1992. Том 1, Нью-Йорк, 1993.

8.2.15 Экологический кодекс РК, Астана 2007 г.