shkolakz.ru 1
Программа


учебного курса «Психология и педагогика».

1) Организационно методические указания.

Программа дисциплины "Психология и педагогика» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессио­нального образования и учебного плана по направлению подготовки 080500 – «Менеджмент».

Цель дисциплины "Психология и педагогика" - освоение социально-психологических закономерностей управленческой деятельности, изучение требований, предъявляемых получаемой профессией к личности, освоение навыков развития профессионально важных личностных качеств, изучение психологических феноменов, способствующих эффективной реализации личности.

Задачей дисциплины является применение различных методик и знаний, позволяющих обеспечивать эффективность управленческой деятельности.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Данная дисциплина органически связана с дисциплинами общенаучной подготовки, а также с дисциплинами, определяющими специальную подготовку студентов.

Данная дисциплина является исходной базой для дисциплин специализации, с которыми она непосредственно связана: "Менеджмент", "Маркетинг», "Управление персоналом", «Организационное поведение», «Разработка управленческих решений».

Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины «Психология и Педагогика» студент должен овладеть знаниями, позволяющими на основании представлений о психологических особенностях личности, а так же специфики процессов обучения и воспитания организовывать управление внутри организации и взаимодействие с ее внешними агентами.

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Наименование разделов и тем


Количество аудиторных часов


Всего

В том числе по видам учебных занятий

лекции

практические занятия

1


2


3


4


Раздел I. Психология

Тема 1. Психология: предмет, объект и методы.

2

2

--

Тема 2. Развитие психики в онтогенезе и филогенезе.


2

2

--

Тема 3. Познавательные процессы: ощущение и восприятие.

2

2

--

Тема 4. Познавательные процессы: память.

2

2

--

Тема 5. Воображение. Мышление. Внимание.


2

2

--

Тема 6. Личность и ее проявления.


2

2

--

Тема 7. Эмоциональный мир личности.

2

2

--

Тема 8. Характер и темперамент личности.

2

2

--

Тема 9. Психология малых групп.

2

2

--

Раздел II. Педагогика.

Тема 10. Педагогика: объект, предмет и задачи. Функции и методы педагогики.

4

4

--

Тема 11. Образование, как общечеловеческая ценность.

2

2

--

Тема 12. Педагогический процесс. Общие формы организации учебной деятельности.

2

2

--

Тема 13. Методы, приемы средства организации и управления педагогическим процессом.

4

4

--


Итого аудиторных часов


30

30

--

Количество часов самостоятельной работы студента


--

--

--

Всего часов на освоение учебного материала


30

30

--


3) Содержание тем программы учебной дисциплины.

Раздел I. Психология.

Тема 1. Психология: предмет, объект и методы.


Предмет психологии, объект и методы. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.

Тема 2. Развитие психики в онтогенезе и филогенезе.


Развитие психики в онтогенезе и филогенезе. Психика поведение и деятельность. Рефлекторный характер психики. Этапы развития психики. Сознание. Возрастные периоды развития психики ребенка. Сенситивные периоды развития. Роль наследственности, среды и воспитания в развитии психики ребенка.

Тема 3. Познавательные процессы: ощущение и восприятие.


Сущность ощущения. Определение ощущения. Характеристики ощущений. Физиологические основы ощущений. Свойства ощущений. Виды ощущений. Сущность восприятия. Определение восприятия. Физиологические основы восприятия. Виды восприятия. Особенности восприятия.
Тема 4. Познавательные процессы: память.

Определение памяти. Физиологические основы памяти. Процессы памяти. Виды памяти. Характеристики памяти.

Тема 5. Воображение. Мышление. Внимание.

Сущность воображения. Физиологические основы воображения. Виды воображения. Особенности воображения. Определение мышления. Особенности мышления. Мыслительные операции. Формы мышления. Виды мышления. Способы мышления. Определение внимания. Физиологические основы внимания. Виды внимания.

Тема 6. Личность и ее проявления.

Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Факторы психического развития личности. Движущие силы психического развития личности. Предпосылки психического развития личности. Психологическая структура личности. Направленность личности. Потребности личности. Мотивы личности. Интересы личности.

Тема 7. Эмоциональный мир личности.

Эмоции и чувства. Особенности эмоций и чувств. Физиологические основы эмоций и чувств. Классификация эмоций и чувств. Настроения и аффекты. Психические состояния.

Тема 8. Характер и темперамент личности.

Определение и сущность темперамента. Особенности темперамента. Виды темперамента. Определение и сущность характера. Структура характера. Типы характера.

Тема 9. Психология малых групп.

Базовые компоненты психологии общества. Классификация социальных групп. Психологические явления в группах. Малые группы. Классификация малых групп. Психологическая структура малых групп. Содержание психологии малой группы. Сущность взаимоотношений в малой группе.

Раздел II. Педагогика.

Тема 10. Педагогика: объект, предмет и задачи. Функции и методы педагогики.

Предмет, объект и задачи педагогики. Ее функции и методы. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Тема 11. Образование как общечеловеческая ценность.

Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.


Тема 12. Педагогический процесс. Общие формы организации учебной деятельности.

Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуационные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Тема 13. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Закономерности и принципы обучения. Методы обучения. Формы обучения. Средства обучения. Виды устного изложения учебного материала. Метод обсуждения изучаемого материала. Особенности демонстрации как метода обучения. Специфика метода упражнения в обучении.


4) Примерные вопросы к зачету.


  1. Психология как наука. Предмет и объект изучения. История возникновения.

  2. Связь психики и мозга. Три блока мозга.

  3. Методы психологии.

  4. Эволюционное развитие психики.

  5. Развитие психики в онтогенезе.

  6. Ощущение и восприятие.

  7. Понятие о памяти. Значение памяти в жизни человека.

  8. Виды памяти.

  9. Механизмы памяти.

  10. Понятие о воображение и мышлении.

  11. Процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности.

  12. Решение мыслительных задач и творческая деятельность личности.

  13. Внимание.

  14. Личность и ее проявления.

  15. Сравните понятия «индивидуальность» и «личность».

  16. Направленность личности.

  17. Способности личности.

  18. Эмоции и чувства.

  19. Виды эмоциональных состояний.

  20. Характер.

  21. Темперамент.

  22. Психология малой группы.

  23. Предмет, объект и задачи педагогики.
  24. Образование как общечеловеческая ценность.


  25. Педагогический процесс. Общие формы организации учебной деятельности.

  26. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.


5) Список литературы.

Основная литература

  1. Крысько В.Г. Педагогика и психология.-М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004

  2. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Психология и педогогика. – М., 2002

  3. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2001



Дополнительная литература

  1. Алексеев А., Громова Л. Психогеометрия для менеджеров. - М.: Наука, 1991.

  2. Алексеев А., Громова Л. Поймите меня правильно. - СПб.: Экономическая школа, 1993.

  3. Алан Пиз. Язык телодвижений. - М.: Наука, 1991.

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Наука, 1991.

  5. Крегер О., Тьюсон Дж. Т. Типы людей. - М.: Персей, Вече, АСТ, 1995.

  6. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика. - Киев, 1995