shkolakz.ru 1 2 ... 4 5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Географический факультет


УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________2011 г.


Рабочая программа модуля

ЭКОЛОГИЯ


Направление подготовки

021000 География


Профиль подготовки

Геоморфология

Физическая география и ландшафтоведение

Экономическая и социальная география


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Саратов,

2011 год


  1. Цели освоения дисциплины


Цель освоения модуля «Экология» состоит в изучении и понимании взаимоотношений между живыми организмами и средой их обитания, а также формировании у студентов понятийного аппарата по экологии, ознакомление их с главными концепциями и принципами науки, в формировании современного понимания существующих концепций устойчивого развития, глобальных моделей развития, основ теории устойчивости, современных географических проблем устойчивого развития и подходов к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях, а также познакомить студентов с основными экологическими проблемами современной геоэкологии, ее геоэкологическими, геохимическими, геофизическими, гидрологическими, инженерно-геологическими аспектами, дать представление о методологической основе природопользования и охраны окружающей среды.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Модуль читается на 2 и 3 курсах и входит в состав математического и естественнонаучного цикла, в его базовую часть. Он логически и содержательно-методически связан с модулями «Общее землеведение», дисциплинами «Палеогеография», «Биология», «География почв с основами почвоведения» и др. Обучающиеся также должны обладать знаниями в области химии, физики и математики.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Экология»


ОК – 1. Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК – 2. Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК – 3. Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

ОК – 13. Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией

ПК – 1. Обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию;

ПК – 2 (частично). Обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объёме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании;

ПК – 3. Иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования;

ПК – 4. Иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды;

ПК – 5. Знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении;

ПК – 6. Знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования;


ПК – 7. Знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности;

ПК – 9. Знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике;

ПК – 10. Знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии;

ПК – 12. Знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы;

ПК – 14 (частично). Знать теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Знать:


  • теоретические основы и базовые представления основных разделов общей экологии;

  • основные этапы исторического развития экологии как науки.

  • свойства и принципы функционирования организмов, популяций, сообществ и экосистем.

  • разнообразие экологических систем.

  • новейшие научные данные о пределах устойчивости биосферы и глобальных экологических изменениях и т.п.

  • о взаимодействии гео-эко-социосистем;

  • об антропогенных изменениях в живой и неживой природе;

  • о значении каждого компонента наземных экосистем;

  • знать основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней;

  • знать основы биологической продуктивности биосферы, процессов воспроизводства пищевых ресурсов человечества;
  • о воздействии различных технических систем на природную среду;


  • о численности и размещении населения на земном шаре, о глобальных и региональных закономерностях урбанизации;

  • научные основы охраны природы, взаимодействия природы и общества;

  • основные загрязнители природной среды;

  • классификацию природных ресурсов;

  • значение природных ресурсов для жизнеобеспечения человека и биоты, их распределение в мире;

  • основные мероприятия по охране природных компонентов и ландшафтов в целом;

  • категории и функции особо охраняемых природных территорий мира и России;

  • международные организации, занимающиеся делом охраны природы;

  • основные положения и сущность экономического механизма охраны природы;

  • основы экологического воспитания и просвещения.

  • современные проблемы устойчивого развития

  • концепцию устойчивого развития

  • идеи устойчивого развития в разных странах и, особенно, в России.


Уметь:

  • излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию;

  • применять экологические методы исследований при решении типовых профессиональных задач;

  • собирать и анализировать экологическую информацию;

  • применять геоэкологические методы исследований (сбор, идентификация, описание, пространственная привязка) при решении типовых профессиональных задач;

  • выявлять по карте основные антропогенные воздействия на природу;

  • классифицировать антропогенные воздействия на природную среду;

  • районировать территорию по степени антропогенной нагрузки на природу;

  • определять последствия воздействия хозяйственной деятельности человека на отдельные природные компоненты и природные комплексы;

  • содержательно обсуждать современные проблемы устойчивого развития;
  • выявлять существующие недостатки в теоретическом обосновании концепций;


  • грамотно обосновывать подходы к решению современных географических проблем устойчивого развития.



Владеть:

  • навыками самостоятельной работы со специализированной литературой;

  • методами и способами программных экологических наблюдений природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира;

  • комплексом лабораторных и полевых методов исследований;

  • методами составления и анализа геоэкологических карт, проектов рекультивации нарушенных земель, проектов особо охраняемых территорий;

  • комплексным, объективным и творческим подходом к обсуждению наиболее острых и сложных проблем устойчивого развития;

  • навыками самостоятельной работы со специализированной литературой;

  • основными методическими и методологическими подходами к обсуждению проблем устойчивого развития.


4. Структура и содержание модуля


Модуль включает в себя три дисциплины: «Основы экологии», «Устойчивое развитие» и «Основы геоэкологии».

Общая трудоемкость модуля составляет 9 зачетных единиц (324 часа).


Часть 1. «Основы экологии»




п/п

Раздел дисциплины

Семестр


Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)


Лекции

Семинары

практические

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Тема 1. Становление и история развития экологии.

Лекция 1. Введение Предмет и задачи экологии. Основные понятия и системность экологии.

4

1

2







3

устный и письменный контроль

2

Тема 2 Аутэкология. Лекция 2 Уровни биологической организации и развитие организма как живой целостной системы.

4

2

2

2




3

устный и письменный контроль

3

Лекция 3 Системы организмов и биота Земли.

4

3

2







3

устный и письменный




Факторы среды. Основные принципы аутэкологии.



















контроль

4

Лекция 4. Адаптации к абиотическим факторам.

4

4

2

2




5

устный и письменный контроль

5

Лекция 5 Типы стратегии жизни организмов.

4

5

2







3

устный и письменный контроль

6

Лекция 6. Связи организмов в экосистемах. Экологическая ниша организмов.

4

6

2

2




4

устный и письменный контроль

7

Тема 3. Дэмэкология Лекция 7. Популяционные законы. Возрастная и половая структуры популяций. Пространственная и этологическая структуры популяций.

4

7

2







6

устный и письменный контроль

8

Лекция 8. Динамика популяций. Популяции синантропных видов.

4

8

2

2




4

устный и письменный контроль

9

Тема 4. Синэкология. Лекция 9 Трофическая структура биоценозов. Видовая и пространственная структуры биоценозов.

4

9

2







4

устный и письменный контроль

10

Лекция 10. Закономерности саморегуляции биоценозов, экологическое дублирование. Биоразнообразие

4

10

2




2

4

устный и письменный контроль

11

Тема 5. Экологические системы. Лекция.11. Концепция экосистемы. Разнообразие экосистем. Динамика экосистем.

4

11

2







4

устный и письменный контроль


12

Лекция 12 Системный подход и моделирование в экологии.

4

12

2




2

4

устный и письменный контроль

13

Тема 6. Биосфера.

Лекция 13. Структура и границы биосферы. Живое вещество биосферы.

4

13

2







6

устный и письменный контроль

14

Лекция 14. Основные направления эволюции биосферы.

4

14

2

2




4

Опрос,

тестирование, реферат

15

Лекция 15. Ресурсы биосферы. Ноосфера как новая стадия эволюции биосферы.

4

15

2




1

6

Опрос,

тестирование, реферат

Всего:

30

10

5

63

Зачет
Тема 1. Становление и история развития экологии.


следующая страница >>