shkolakz.ru 1 2 ... 6 7


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Ставропольская государственная медицинская академия

Кафедра микробиологии, иммунологии и вирусологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО МИКРОБИОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ,

ВИРУСОЛОГИИ


для студентов заочного отделения

факультета высшего сестринского образования (ВСО)

по специальности 040600 - СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО


Ставрополь, 2009г.


Учебно-методическое пособие составлено заведующим кафедрой микро­биологии, иммунологии и вирусологии СГМА, доктором медицинских наук, профессором Пожарской В.О. в соответствии с Государственным образова­тельным стандартом высшего профессионального образования по специаль­ности 040600 - Сестринское дело, утвержденным 15.03.2000г. (номер гос. регистрации 239). Данное издание подготовлено на базе методических реко­мендаций, разработанных кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии ММА им. И.М.Сеченова (зав. кафедрой— академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор Зверев В.В.).


Авторы: профессор, д.м.н. Пожарская В.О.

д.м.н. Таран Т.В.

доцент Казиев А.Х.

доцент Лысогора Л.В.

асс. Селиванова И.С.

асс. Климанович И.В.


Учебно-методическое пособие рассмотрено на заседании учебно-методического совета СГМА по специальности «Сестринское дело» 26 декабря 2008 года, протокол № 4 и рекомендовано для студентов, заочного отделения по специальности 040600 - Сестринское дело.


1. ВВЕДЕНИЕ

Вселенная состоит из живой и неживой материи. Представителей живой природы условно можно разделить на две большие группы: макромир и мик­ромир. К макромиру относятся все те представители живой материи, которых мы видим невооруженным пазом: животные, растения, птицы, насекомые, гельминты и т.д. К микромиру относятся многочисленные микроорганизмы, а также более просто устроенные формы живой материи, такие как вирусы и прионы, которые невидимы невооруженным глазом, но которых можно на­блюдать с помощью оптических приборов - микроскопов.


Современную микробиологию можно определить как науку, изучающую строение, биологию, экологию микробов - мельчайших форм жизни живот­ного и растительного происхождения, невидимых невооруженным глазом. Она делится на ряд разделов и дисциплин, прежде всего на общую и частную. Общая микробиология но методам познания делится на анатомию (строение), физиологию, биохимию, генетику, экологию и эволюцию микроорганизмов. Частная микробиология по объектам изучения делится на медицинскую, ве­теринарную, сельскохозяйственную, морскую, космическую, техническую.

Медицинская микробиология изучает микробов, патогенных для человека; ветеринарная - болезнетворных для животных; сельскохозяйственная - вы­зывающих заболевания у растений. Морская и космическая микробиология изучают микробов, обитающих в морях и океанах, водных бассейнах или в космическом пространстве.

Техническая микробиология изучает и реализует в практике возможности и свойства микробов синтезировать и производить в процессе своей жизне­деятельности ценные для человека продукты, например сахара, спирты, угле­воды, белки, в том числе ферменты, кислоты и т.д. На базе технической мик­робиологии возникла биотехнология.

В соответствии с объектами изучения микробиология подразделяется на ряд дисциплин: бактериологию, микологию, вирусологию, протозоологию, изучающих соответственно бактерии, грибы, вирусы и простейшие.

Медицинская микробиология изучает строение микробов, способных вы­звать у человека болезни, их жизнедеятельность (физиологию), генетику, экологию, патогенез (механизм болезнетворности), основные клинические проявления инфекционных болезней, специфическую диагностику, профи­лактику и лечение инфекционных болезней, а также их эпидемиологические особенности.

В недрах микробиологии родилась самостоятельная наука - иммунология, которая изучает механизмы и способы защиты организма от антигенов - ге­нетически чужеродных для организма веществ, в том числе и микробного происхождения - с целью поддержания гомеостаза, структурной и функцио­нальной целостности организма.


Знание микробоиологии и иммунологии необходимо каждому врачу, каж­дому медицинскому работнику, т.к. микробы играют существенную роль в жизни человека, определяют его макро- и микроэкологию, вызывают много­численные инфекционные болезни, а вопросы индикации и идентификации микробов, специфической диагностики, профилактики и лечения инфекций отличаются своими особенностями и требуют особых знаний.


2.ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ

2.1. СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение микробиологии и иммунологии и близких к ним дисциплин имеет очень большое значение в подготовке медицинских сестер с высшим образованием, поскольку именно специалисты такого профиля ответственны за свою эпидемиологическую работу в медицинских учреждениях.

Рабочая программа и методические рекомендации по микробиологии и иммунологии для студентов заочного отделения факультета высшего сест­ринского образования составлены с учетом квалификационной характеристи­ки выпускника факультета ВСО.

При подготовке методических материалов учитывалось, что все студенты факультета получили среднее медицинское образование и имеют представле­ние об изучаемом предмете и дальнейшие необходимые им в работе знания они получат на кафедрах эпидемиологии, гигиены, организации здравоохра­нения и при знакомстве с клиническими дисциплинами.

Настоящие методические материалы предназначены для самостоятельной работы студентов заочного отделения факультета ВСО и позволяют ознако­миться с рабочей программой по предмету, подготовиться к практическим занятиям, выполнить контрольную работу с учетом требований кафедры.

Программа обучения по дисциплине состоит из двух разделов: общей микробиологии с основами иммунологии и частного курса микробиологии и вирусологии.

Общая микробиология включает следующие темы: морфологию, физиоло­гию, экологию микробов и влияние на них факторов внешней среды, генети­ку микроорганизмов и основы биотехнологии, противомикробные препараты, а также учение об инфекции.


В разделе иммунологии изучаются механизмы неспецифической и специ­фической защиты организма, серологические методы диагностики инфекци­онных заболеваний и иммунобиологические препараты, используемые для профилактики и лечения.

В разделе частная "микробиология изучаются вопросы этиологии, патоге­неза, принципов диагностики, профилактики и лечения инфекционных забо­леваний в соответствии с эпидемиологическим принципом классификации инфекций по механизму передачи.

Учитывая значение условно-патогенных микроорганизмов в современной патологии человека и то, что большинство выпускников заочного отделения ВСО будут работать в медицинских учреждениях неинфекционного профиля, акцент при изучении всего курса микробиологии делается на условно-патогенные микроорганизмы и их роль как возбудителей внутрибольничных инфекций.

На кафедре микробиологии с вирусологией и иммунологией студенты за­очного отделения ВСО обучаются в течение 3 семестра. Во 2 семестре проводится 1 установочное занятие и далее студенты самостоятельно изучают разделы общей микробио­логии, основы иммунологии и пишут контрольную работу. Контрольная ра­бота состоит из тестовых заданий и разделена на несколько частей, соответ­ствующих разделам курса. Студентам рекомендуется выполнять каждый раз­дел контрольной работы по мере изучения материала. В 3 семестре в январе к практическим занятиям студенты допускаются при наличии выполненной контрольной работы и изучают частную микробиологию и вирусологию, готовят рефера­тивную работу по одной из предложенных тем. Перечень тем для рефератив­ных работ см. в приложении. Тему реферативной работы и список рекомен­дуемой литературы обсуждается каждым студентом со своим преподавателем на последнем практическом занятии. Реферативная работа должна быть представлена на экзамен. В январе на кафедре проводится 10 практиче­ских занятий (20 часов) и читается 9 лекций (18 часов). По окончанию студенты сдают экзамен, включающий тесты, практические навыки и теоретическую часть.


Методические материалы выдаются студенту на весь период обучения по дисциплине и сдаются в конце семестра, студенты, не сдавшие контрольную работу, реферат и методические материалы к экзамену не допускаются.


2.2. КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Студент должен знать:

Правила работы и техники безопасности в микробиологической лаборато­рии, методы микроскопии, используемые в микробиологии, принципы клас­сификации микробов, бинарную номенклатуру, структуру и химический со­став микробов, функции отдельных структур.

Основные функции микробов: питание, дыхание, размножение, фермента­тивная активность; влияние окружающей среды на микробы; питательные среды; методы выделения чистых культур аэробных и анаэробных бактерий. Методы культивирования вирусов.

Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе; использование микробов в промышленности, сельском хозяйстве и биотехнологическом производстве; состав микрофлоры организма человека и ее значение; санитарно-показательные микроорганизмы воды, воздуха, почвы и их значение для оценки санитарного состояния окружающей среды.

Действие на микробы химических и физических факторов, понятия «асеп­тика», «антисептика»; методы стерилизации и аппаратура; механизм действия дезинфицирующих веществ, дезинфектанты.

Химиотерапевтические вещества: антибиотики; классификация антибио­тиков по способу получения, химической структуре, механизму и спектру действия; осложнения антибиотикотерапии; антибиотикорезистентность микроорганизмов, ее механизмы.

Основы генетики микробов, виды генетических рекомбинаций у бактерий и использование генетических рекомбинантов для получения вакцинных штаммов, продуцентов антибиотиков, ферментов, гормонов. Механизмы формирования лекарственной устойчивости.

Понятия и принципы генетической инженерии. Сущность биотехнологии и решаемых ею проблем.

Понятия «инфекция», «инфекционная болезнь»; виды инфекции; роль микробов в развитии инфекционного процесса; механизмы и пути передачи возбудителя.


Иммунная система человека; неспецифические и специфические факторы защиты организма; механизм реакций иммунитета, используемых для диаг­ностики инфекционных заболеваний, диагностические препараты.

Иммунобиологические препараты, применяемые для лечения и профилак­тики инфекционных заболеваний: вакцины, лечебно-профилактические сыво­ротки, иммуномодуляторы, эубиотики, пробиотики, лечебные бактериофаги.

Таксономия, морфологические и биологические свойства возбудителей инфекционных заболеваний, эпидемиология, механизмы и пути передачи возбудителей, патогенез, основные клинические проявления и иммунитет при этих заболеваниях; принципы диагностики, неспецифическая и специфиче­ская профилактика, препараты для лечения.


2.3. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА.

ОБЩАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ.

МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ

Систематика и номенклатура микробов. Бинарная номенклатура микро­бов. Бактерии, грибы, простейшие, вирусы. Бактериофаги. Вироиды. Прионы.

Основные формы и размеры микробов. Методы их изучения. Особенности строения бактерий: клеточная стенка, капсула, жгутики, фимбрии, цитоплаз­ма, мезосомы, нуклеоид. Значение структурных компонентов. Окраска по Граму, значение метода.

Понятие о грибах, простейших. Вирусы. Особенности их строения.

ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ

Питание бактерий. Питательные среды. Типы дыхания. Особенности культивирования риккетсий, хдамидий, вирусов. Ферменты бактерий. Изуче­ние ферментативной активности микробов.

Рост и размножение микробов.

Особенности генетики микробов.

Микробы и окружающая среда. Микрофлора почвы, воды, воздуха, орга­низма человека.

Влияние факторов (физических, химических, биологических) окружаю­щей среды на микробы. Понятие о стерилизации, асептике, антисептике и дезинфекции.

Химиотерапевтические препараты. Антибиотики. Осложнения антибиотикотерапии.



УЧЕНИЕ ОБ ИНФЕКЦИИ

Понятие об инфекции. Патогенность, вирулентность микробов. Токсины бактерий.


УЧЕНИЕ ОБ ИММУНИТЕТЕ

Понятие об иммунитете. Иммунная система человека. Вилы иммунитета. Неспецифические и специфические факторы защиты организма. Антигены. Антитела. Формы иммунного ответа. Понятие об иммунном статусе. Иммунодефициты. Реакции иммунитета. Иммунобиологические препараты. Поня­тие о биотехнологии.


ЧАСТНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ.

ВОЗБУДИТЕЛИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА

БАКТЕРИИ- возбудители кишечных инфекций.

БАКТЕРИИ- возбудители респираторных заболеваний.

БАКТЕРИИ- возбудители кровяных инфекций.

БАКТЕРИИ- возбудители контактных инфекций.

ВИРУСЫ - возбудители кишечных инфекций.

ВИРУСЫ - возбудители респираторных инфекций.

ВИРУСЫ - возбудители кровяных инфекций.


Возбудители протозойных инфекций

Возбудители грибковых инфекций.

Схема изложения материала: возбудитель, его основные свойства, харак­тер вызываемого заболевания с элементами эпидемиологии и патогенеза. Иммунитет. Принципы лабораторной диагностики, препараты для этиотропной терапии и специфической профилактики.


2.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО МИКРОБИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФВСО





 

Тема лекции

 

кол. часов

 

3 семестр


 

 

1.

Введение в микробиологию. Классификация

 

 

микроорганизмов. Морфология и структура бактерий и вирусов

2

2.

Физиология микроорганизмов. АГ-АТ. Иммунитет

2

3.

Дисбактериоз. Противомикробные препараты

2

4.

Противоинфекционный иммунитет

2

5.

Иммунотерапия и иммунопрофилактика инфекционных

2

 

заболеваний.

 

 

 

6.

Бактерии - возбудители кишечных инфекций.

2

 

Пищевые токсикоинфекции.

 

 

7.


Бактерии - возбудители респираторных инфекций

2

 

(дифтерии, туберкулеза, менингита)

 

8.

ВИЧ - инфекция

 

 

2

9.

Условно-патогенные микроорганизмы и их роль в

2

 

возникновении внутрибольничных инфекций.

 



следующая страница >>