shkolakz.ru 1




Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования


«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


Кафедра «Финансовый менеджмент»



В.Н. Незамайкин


ТЕХНОЛОГИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ


Программа дисциплины


Для студентов,
обучающихся по направлению 080100.68 «Экономика»

(программа подготовки магистров, обучающихся по магистерской

программе «Финансовый менеджмент»)


Москва 2010

УДК 338.26:336.14(073)

ББК 65.291.923я73

Н 44


Рецензенты: Г.П. Кузина, к.э.н., пофессор

М.Н. Гермогентова, к.э.н., доцент


Н 44 Незамайкин В.Н.

«Технологии финансового планирования и бюджетирования в организации». Программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» магистерской программы «Финансовый менеджмент» - очная форма обучения. — М.: Финакадемия, кафедра «Финансовый менеджмент», 2010.— 21 с.

Программа по дисциплине «Технологии финансового планирования и бюджетирования в организации» составлена для студентов направления, обучающихся по направлению «Экономика» магистерской программы «Финансовый менеджмент». Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла. Данный материал содержит требования к результатам освоения дисциплины, программу, тематику практических и семинарских занятий, формы самостоятельной работы, оценочные средства для аттестации, учебно-методическое обеспечение дисциплины.


Программа дисциплины разработана при информационной поддержке СПС «КонсультантПлюс».


УДК 338.26:336.14(073)

ББК 65.291.923я73


Учебное издание

Незамайкин Валерий Николаевич

Технологии финансового планирования и бюджетирования в организации

Программа дисциплины

Компьютерный набор Незамайкин В.Н.

Компьютерная вёрстка Шатова Е.В.

Формат 6090/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. 1,2 Изд. №13.18-2009 – 2010. Тираж ___ экз.


Отпечатано в Финакадемии

 Незамайкин В.Н.

 Финакадемия, 2010.

Содержание


1. Цели и задачи дисциплины 5

4. Объем дисциплины и виды учебной работы 9

5. Содержание дисциплины 10

6. Практические и семинарские занятия 13

7. Самостоятельная работа 16

8. Контрольные вопросы и система оценивания 17

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 20

Рекомендуемая литература 20



1. Цели и задачи дисциплины


Цель учебной дисциплины — сформировать у студентов представление о теоретических и методических основах финансового планирования и бюджетирования, выработать у студентов умения принимать обоснованные и эффективные финансовые решения в данной области.

Задачи дисциплины:

  • выработка у студентов целостного представления о финансовом планировании и бюджетировании как о комплексе мер, обеспечивающих эффективное решение финансовых и экономических задач на всех уровнях управления;

  • приобретение студентами навыков использования технологии бюджетирования при создании динамических имитационных моделей;
  • подготовка студентов к принятию оптимальных решений в финансовом планировании.


2. Место дисциплины в структуре ОПП

Дисциплина «Технологии финансового планирования и бюджетирования в организации» входит в вариативный компонент профессионального цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Экономика» (магистратура).

Дисциплина «Технологии финансового планирования и бюджетирования в организации» изучается после освоения дисциплин «Математическое моделирование в финансовом управлении», «Современные концепции финансового менеджмента».

Дисциплина «Технологии финансового планирования и бюджетирования в организации» дает возможность расширения и углубления знаний, умений, и практических навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет магистру использовать их для успешной профессиональной деятельности в области финансового менеджмента и (или) обучения в аспирантуре.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами базовой части математического цикла ФГОС ВПО дисциплина «математический анализ» обеспечивает инструментарий формирования следующих профессиональных компетенций магистра экономики:

  • способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности по организации финансового планирования новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

  • способность принимать организационно-управленческие решения в области финансового планирования и бюджетирования, в том числе в нестандартных ситуациях;

  • способность проводить самостоятельные исследования в области финансового планирования в соответствии с разработанной программой;
  • способность самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных финансовых планов;


  • способность оценивать эффективность разрабатываемых бюджетов с учетом фактора неопределенности;

  • способность составлять прогноз основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия;

  • способность разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности.

В результате освоения содержания дисциплины «Технологии финансового планирования и бюджетирования в организации» студент должен:

знать

  • общие принципы финансового планирования и бюджетирования на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях управления;

  • основные задачи, решаемые методами финансового планирования и бюджетирования;

  • современные методы финансового планирования и бюджетирования;

  • место и роль планово-бюджетной деятельности в общей системе управления организацией, а также управления финансами организации;

  • особенности применения методов финансового планирования и бюджетирования в управлении финансами организации;

  • ограничения в применении методов финансового планирования и бюджетирования;

  • базовые формулы и зависимости, лежащие в основе финансового планирования и бюджетирования;

уметь

  • выбрать оптимальный метод финансового планирования и бюджетирования для наиболее эффективного решения поставленной задачи;

  • использовать финансовую, экономическую и статистическую информацию для целей финансового планирования и бюджетирования;

  • оценить точность полученного решения;

владеть

  • навыками применения современного инструментария бюджетирования для решения финансово-экономических задач планово-прогнозного характера;
  • методикой формирования и анализа бюджетов для целенаправленного управления развитием организацией (в части компетенций, соответствующих методам финансового планирования и бюджетирования).




4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы.

Вид промежуточной аттестации – отсутствует

Вид учебной работы

Часы

Семестры (триместры, модули)

1

2

Общая трудоёмкость дисциплины


72

72

-

Аудиторные занятия


24

24

-

Лекции (Л)


6

6

-

Практические занятия (ПЗ)


18

18

-

Самостоятельная работа


48

48

-

В семестре


40

40

-

В сессию


8

8

-

5. Содержание дисциплины

Часть 1 – Содержание дисциплины

Тема 1. Технологии финансового планирования.

Обзор применяемых технологий в финансовом планировании. Нормативное финансовое планирование. Расчетно-аналитическое планирование. Особенности планирования с применением технологии балансовых соотношений. Экономико-математическое моделирование и оптимизация плановых решений. Бюджетирование как технология финансового планирования в организации. Сравнительный анализ достоинств и недостатков технологий и выбор оптимальной технологии в зависимости от особенностей хозяйственной деятельности.

Тема 2. Реализация динамических имитационных моделей хозяйственной деятельности с использованием технологии бюджетирования.

Принципы и алгоритм реализации динамических имитационных моделей хозяйственной деятельности при помощи технологии бюджетирования. Вариации алгоритма для различных видов хозяйственной деятельности. Особенности применения технологии бюджетирования в создании динамических моделей сложных корпоративных структур.

Тема 3. Регламент бюджетного процесса в организации.

Организационная структура управления бюджетным процессом хозяйствующего субъекта. Регламент подготовки оптимальной информационной основы и организация информационных потоков. Регламент мониторинга результатов бюджетного процесса. Регламент составления отчетной и контрольной документации. Особенности бюджетного регламента в сложных корпоративных структурах.


Часть 2 – Междисциплинарные связи разделов и (или) тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечивающих дисциплин

№№ тем дисциплины, базирующихся на обеспечивающих дисциплинах


1

2

3

1.

«Математическое моделирование в финансовом управлении»

*

*




2.

«Современные концепции финансового менеджмента»

*




*

Часть 3 – Разделы и (или) темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план)




п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеауд. самост. работа

Общая

Л

С

Общая

1

2

3

4

5

6

7

1.

Технологии финансового планирования.

2

2

2


-

-

2.

Реализация динамических имитационных моделей хозяйственной деятельности с использованием технологии бюджетирования.


2


2


2


-


-

3.

Регламент бюджетного процесса в организации.

2

2

2

-

-

4.

Обоснование оптимальной структуры бюджетного хозяйства для организации выбранного вида хозяйственной деятельности1.

4

2




2

2

5.

Разработка производственно-технологической части бюджетного хозяйства.

10

2




2

8

6.

Разработка плана финансового обеспечения производственно-технологических бюджетов.

10

2




2

8

7.

Составление сводных плановых документов и их предварительный анализ.


10

2




2

8

8.

Обоснование направлений оптимизации предварительного финансового плана.

4

2




2

2

9.

Оптимизация динамической имитационной модели по выбранному направлению.

10

2




2

8

10.

Анализ соответствия скорректированной динамической имитационной модели хозяйствующего субъекта целям и задачам его деятельности на заданном временном горизонте

6

2




2

4

11.

Экстраполяция параметров динамической имитационной модели на длительный период и оценка соответствия полученных значений стратегическим целям организации.

6

2




2

4

12.

Составление пояснительной записки к мастер-бюджету с обоснованием комплекса рекомендуемых к принятию управленческих решений.

6

2




2

4




ИТОГО:

72

24

6

18

48



6. Практические и семинарские занятия


Тема 4. Обоснование оптимальной структуры бюджетного хозяйства для организации выбранного вида хозяйственной деятельности.


План занятия


N

Проводимое мероприятие

Форма

Время

1

Разбиение на микрогруппы и выбор вида деятельности планируемой организации

работа в микрогруппах

45 мин.

2

Выбор и обоснование критериев оптимальности и структуры бюджетного хозяйства (по кейсу)

45 мин.




ИТОГО




90 мин.

(2 часа)


Тема 5. Разработка производственно-технологической части бюджетного хозяйства.


План занятия

N


Проводимое мероприятие

Форма

Время

1

Составление бюджетов с 1 по 4 (по кейсу)

работа в микрогруппах

45 мин.

2

Составление бюджета с 5 по 9 (по кейсу)

45 мин.




ИТОГО




90 мин.

(2 часа)


Тема 6. Разработка плана финансового обеспечения производственно-технологических бюджетов.


План занятия


N

Проводимое мероприятие

Форма

Время

1

Составление бюджетов с 10 по 20 (по кейсу)

работа в микрогруппах

45 мин.

2

Составление бюджетов с 20 по 29 (по кейсу)

45 мин.




ИТОГО




90 мин.

(2 часа)


Тема 7. Составление сводных плановых документов и их предварительный анализ.


План занятия


N

Проводимое мероприятие

Форма

Время

1

Составление бюджетов с 30 по 31 (по кейсу)

работа в микрогруппах

45 мин.

2

Составление 32 бюджета (по кейсу)

45 мин.




ИТОГО




90 мин.

(2 часа)


Тема 8. Обоснование направлений оптимизации предварительного финансового плана.


План занятия


N

Проводимое мероприятие

Форма

Время

1

Анализ структуры и динамики показателей бюджетов 30, 31 (по кейсу)

работа в микрогруппах

45 мин.

2

Анализ структуры и динамики показателей бюджета 32 (по кейсу)


45 мин.




ИТОГО




90 мин.

(2 часа)


Тема 9. Оптимизация динамической имитационной модели по выбранному направлению.


План занятия


N

Проводимое мероприятие

Форма

Время

1





работа в микрогруппах и консультации преподавателя

90 мин.

(2 часа)


Тема 10. Анализ соответствия скорректированной динамической имитационной модели хозяйствующего субъекта целям и задачам его деятельности на заданном временном горизонте.


План занятия


N

Проводимое мероприятие

Форма

Время

1

Обсуждение результатов расчетов

работа в микрогруппах и консультации преподавателя

90 мин.

(2 часа)

Тема 11. Экстраполяция параметров динамической имитационной модели на длительный период и оценка соответствия полученных значений стратегическим целям организации.



План занятия


N

Проводимое мероприятие

Форма

Время

1


Применение методов рангового корреляционного анализа для оценки соответствия полученных значений стратегическим целям организации

общегрупповая дискуссия

90 мин.

(2 часа)


Тема 12. Составление пояснительной записки к мастер-бюджету с обоснованием комплекса рекомендуемых к принятию управленческих решений.


План занятия


N

Проводимое мероприятие

Форма

Время

1

Приемы и методы составления пояснительных записок

общегрупповая дискуссия

45 мин.

2

Обсуждение результатов кейса

45 мин.




ИТОГО




90 мин.

(2 часа)


7. Самостоятельная работа

№ п/п


№ темы дисциплины

Форма самостоятельной работы

Трудоёмкость в часах

1

4

Работа с учебной и справочной литературой.

2

2

5

Работа в EXCEL

8

3

6

Работа в EXCEL

8

4

7

Работа в EXCEL

8

5

8

Работа с учебной и справочной литературой.

2

6

9

Работа с учебной и справочной литературой. Работа в EXCEL

8

7

10

Работа с учебной и справочной литературой.

4

8

11

Работа с учебной и справочной литературой.

4

9

12

Работа с учебной и справочной литературой.

4

ИТОГО:


48



8. Контрольные вопросы и система оценивания


Вопросы к зачету

  1. Сущность планирования и прогнозирования, их сходства и различия.

  2. Принципы планирования.

  3. Формы планирования.

  4. Виды планов и прогнозов.

  5. Методы планирования и прогнозирования.

  6. Технологии финансового планирования.

  7. Цели и задачи бюджетирования как технологии планирования в зависимости от сферы деятельности организации.

  8. Бюджетный регламент.

  9. Выбор объектов бюджетирования в соответствии с поставленными целью и задачами.

  10. Центры ответственности в управленческой системе организации.

  11. Бюджетирование и контроль по центрам ответственности.

  12. Нормативные коэффициенты распределения накладных расходов.

  13. Преимущества и недостатки нормативного калькулирования.

  14. Управление по отклонениям как вид бюджетного контроля.

  15. Гибкие бюджеты как вид бюджетного контроля.

  16. Формы организации плановой работы.

  17. Методы исследования деятельности предприятия.

  18. Краткая характеристика и анализ факторов, влияющих на результаты хозяйственной деятельности организации.

  19. Место и роль финансового планирования в общей системе управления организацией.

  20. Планирование сбыта продукции и разработка плана производства.

  21. Планирование ресурсного обеспечения производственных программ.

  22. Планирование издержек производства, цен и финансовых результатов деятельности коммерческой организации.

  23. Планирование денежных потоков в организации.

  24. Планирование соотношения активов и обязательств организации.

  25. Особенности планирования финансовой деятельности организации и инвестиционных программ развития.


  26. Анализ бюджетных отклонений и их интерпретация.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов

Оценка знаний студентов осуществляется в баллах в комплексной форме с учетом:

  • оценки по итогам промежуточного контроля (аттестация) – представляет собой оценку активности студентов на практических занятиях;

  • оценки итоговых знаний в ходе зачета, которая складывается из:

  • оценки по результатам защиты самостоятельных работ (кейса);

  • оценки теоретических знаний студентов.

Распределение максимальных баллов по видам отчетности представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение максимальных баллов комплексной оценки знаний студентов по видам отчетности

N п/п

Виды отчетности

Баллы

1

Промежуточный контроль (аттестация)

40

2

Результаты зачета,

в том числе:

60

2.1

оценка выполненного кейса

45

2.2

контроль теоретических знаний

15

Итого

100

Оценка знаний по 100-балльной шкале в соответствии с критериями Финансовой академии реализуется следующим образом:


  • менее 51 балла – «незачет»;

  • свыше 51 балла – «зачет».

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Нормативно–правовые акты


  1. Гражданский кодекс РФ. Ч.1 и 2. — СПС «КонсультантПлюс».

  2. Бюджетный кодекс РФ. — СПС «КонсультантПлюс».

  3. Налоговый кодекс РФ. — СПС «КонсультантПлюс».

  4. Реформа предприятий (организаций): Методические рекомендации по разработке финансовой политики. (Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 г. №118). — СПС «КонсультантПлюс».

Рекомендуемая литература

Основная литература


  1. Финансовый менеджмент: учебник /кол. авторов; под ред. проф. Е.И.Шохина. - М.:КНОРУС, 2008.

  2. Хруцкий В.Е., В.В. Гамаюнов. Внутрифирменное бюджетирование. — М.: Финансы и статистика, 2008.

  3. Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях - М.: Финансы и статистика, 2007.

Дополнительная литература


  1. Аньшин В.М. Бюджетирование в компании: современные технологии постановки и развития: учебное пособие для подготовки управленческого пер-сонала по программам МВА — М.: Дело Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, 2005.

  2. Ван Хорн Дж. К, Вахович Дж. М. Основы финансового менеджмента.- 12 изд. — М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007.

  3. Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование шаг за шагом. — СП-б: изд. «Питер», 2006.

  4. Карпов А.Е. Бюджетирование как инструмент управления. — М.: Изд. «А.Е. Карпов», 2006.

  5. Ли Ченг Ф., Финнерти Д.И. Финансы корпораций: теория, методы и практика / Пер. с англ.— М.: Инфра-М, 2000.
  6. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансы организаций: менеджмент и анализ.: Учебное пособие. -3-е изд., перераб. и доп. — М.:Изд-во Эксмо, 2007.


  7. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика.— М.: Перспектива, 2006.

Периодические издания


  1. Газеты: «Экономика и жизнь», «Финансовая газета».

  2. Журналы: «Финансы», «Финансовый менеджмент», «Финансовый директор».

Интернет-ресурсы


  1. www.economy.gov.ru — Сайт Министерства экономического развития и торговли РФ

  2. www.intalev.ru — Сайт консультационно-внедренческой фирмы «ИНТАЛЕВ»

  3. www.iteam.ru — Сайт компании «I-Team»

  4. www.cfin.ru — Сайт «Корпоративный Менеджмент»

  5. www.expert.ru — Сайт «Эксперт».

Справочно-правовые системы

    1. Правовые базы данных «Консультант-Плюс», «Гарант».

1 Учебная группа разбивается на творческие микро-группы (1-3 человек), каждая из которых получает индивидуальное задание, возможна также индивидуальная работа.